|
|
|
Источник: Прочие
16.05.2008 Перспективы реформирования судебной системы и административных преобразований в свете Послания Президента страны народу Казахстана (3-4 марта 2008 года)
Материал подготовила редактор Издательства «Юридическая книга Республики Казахстан» Агия Беркимбаева
Нынешний период реформирования судебной системы отличается исключительной насыщенностью событий. Круглый стол на тему «Перспективы реформирования судебной системы и административных преобразований в свете Послания Президента страны народу Казахстана», организованный 3-4 марта 2008 года Высшим Судебным Советом, Верховным Судом и Союзом судей Республики Казахстан на базе городского суда г. Алматы, вызвал широкий общественный интерес к происходящим в этой сфере кардинальным изменениям. В его работе приняли участие представители заинтересованных государственных органов, общественных, международных и неправительственных организаций. Это мероприятие стало логическим продолжением прошедшего накануне научно-практического семинара на тему «Профессиональная культура как важнейший фактор противодействия правонарушениям в судебной системе». Судьи Верховного Суда Республики Казахстан, председатели областных судов и ученые обсудили актуальные вопросы, связанные с работой дисциплинарно-квалификационных коллегий судей и ролью судейского сообщества в повышении общественного авторитета суда. Какими должны быть подбор и формирование кадров судебной системы, что надлежит сделать для повышения правовой культуры в деятельности судов, обеспечения мотивации к самообразованию и самосовершенствованию как необходимому условию роста профессиональной культуры работников судебной системы? Эти непростые вопросы требуют глубокого творческого осмысления, поиска неординарных ответов, исходя из существующего мирового опыта. Учитывая большую общественно-политическую значимость процесса реформирования, Верховный Суд Республики Казахстан инициировал многовекторную идеологическую работу по обсуждению предстоящих преобразований, направленных на решение основной задачи, стоящей перед судебными органами — повышение оперативности, беспристрастности и эффективности судопроизводства. На круглом столе была обозначена конкретная тематика, связанная с обсуждением законопроекта «О Высшем Судебном Совете», изменений и дополнений в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», а также в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс. Открывая круглый стол, Председатель Верховного Суда Республики Казахстан К. Мами отметил, что предстоит выработать совместные рекомендации по преобразованию судебной системы Казахстана в соответствии с новыми требованиями времени, озвученными в Послании Президента народу Казахстана, и изменениями, внесенными в Конституцию страны. Отмечалось, что все предпринимаемые шаги направлены на то, чтобы создать в республике четкую трехступенчатую судебную структуру, подобную действующей во всех цивилизованных странах. Эта тройная система будет выглядеть следующим образом. На суды первой инстанции (городские, районные, специализированные) возлагается рассмотрение основной массы гражданских, административных и уголовных дел. Суды второй инстанции (областные суды) выступят в качестве апелляционной и кассационной ступеней. Функции надзорной инстанции будут возложены только на Верховный Суд, что отвечает букве и духу Конституции. Эта четкая градация полномочий позволит осуществить один из основополагающих принципов международного права — определенность судебных решений. Свое видение необходимых в проекте Закона «О высшем Судебном Совете» нововведений выразил Председатель Высшего Судебного Совета Республики Казахстан О. Жумабеков. Само время диктует, по словам докладчика, необходимость глубокой судебной реформы. Основой для ее проведения стали внесенные в мае прошлого года изменения и дополнения в Конституцию, направленные на дальнейшую демократизацию общества. Одной из мер по реализации конституционных новшеств явилась разработка проекта Закона «О Высшем Судебном Совете». Согласно проекту, Высший Судебный Совет будет представлять собой учреждение без образования юридического лица, создаваемое в целях обеспечения конституционных полномочий Президента республики по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. В соответствии с Конституцией определена компетенция Главы государства по формированию состава Совета, четко сформулированы права и обязанности членов Совета. В отличие от действующей редакции Закона, полномочия Совета дополняются компетенцией упраздняемой Квалификационной коллегии юстиции. К ведению Совета отнесены вопросы рассмотрения кандидатов на вакантные должности председателей и судей районных и приравненных к ним судов, прекращения их полномочий, формирования Квалификационной коллегии при Совете, осуществляющей прием квалификационного экзамена на должность судьи. Проект содержит главу 4 «Порядок и условия приема квалификационного экзамена Квалификационной коллегией при Совете», которой определяются статус и порядок формирования этого органа, общие условия его деятельности, порядок приема квалификационного экзамена. Предполагается урегулировать вопросы вынесения Советом рекомендаций о назначении на вакантные должности, устанавливаются соответствующие критерии, которые должны учитываться при рассмотрении кандидатов, а также условия рассмотрения вопроса об освобождении судьи от должности. Докладчик отметил немаловажный фактор — с принятием разрабатываемого законопроекта судебная ветвь власти окончательно дистанцируется от исполнительной ветви власти. Судья Верховного Суда Республики Казахстан Ж. Баишев предложил вниманию участников круглого стола те изменения и дополнения, которые, по мнению разработчиков, целесообразно внести в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». В плане дальнейшего совершенствования системы подбора кадров будут повышаться ответственность судей и требования к их профессиональным и личностным качествам. Председатель коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Казахстан А. Жукенов представил изменения и дополнения, которые коснутся Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан в рамках совершенствования судебной системы. Рекомендуемые поправки направлены на гуманизацию некоторых положений. В частности, предлагается упорядочить такой институт, как неоднократность преступления. В уголовном законе это понятие чрезмерно расширено, что «завышает» ответственность обвиняемого. При наличии прежней судимости и за совершение однородных преступлений Уголовным кодексом установлена неоднократность. Все это, по мнению разработчиков проекта, не соответствует конституционному принципу о том, что «никто не может быть подвергнут повторно уголовной ответственности за одно и то же преступление». Отнесение однородных преступлений к неоднократности также необоснованно усиливает степень ответственности обвиняемого. На самом деле неоднократность преступлений как особый вид совокупности преступлений должна определяться как совершение двух и более тождественных преступлений, за которые виновное лицо не было осуждено. А все правовые последствия, связанные с прежней судимостью обвиняемого, должны охватываться институтом рецидива преступлений. Предлагается ряд изменений в УПК по составу суда. Рассмотрение уголовных дел в судах первой инстанции должно осуществляться единолично судьей, а по делам об особо тяжких преступлениях по ходатайству обвиняемого — в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей. Уголовные дела в апелляционном порядке рассматриваются судьей единолично, в кассационной инстанции — коллегиально в составе трех судей. Уголовные дела в порядке надзора в Верховном Суде Республики Казахстан рассматриваются коллегиально в составе не менее пяти судей, а в случаях, когда исполнение судебного акта может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо во вред экономике или безопасности государства, — коллегиально в составе не менее двух третьих состава судей коллегии. В целях укрепления ответственности судей, всестороннего, объективного и полного рассмотрения каждого судебного дела, исключения волокиты предлагается ввести в уголовное судопроизводство принцип непрерывности, согласно которому судья не может одновременно рассматривать и проводить судебное следствие сразу по нескольким делам, ограничиваясь только одним конкретным делом. В целях реального и полного обеспечения, закрепленного ст. 13 Конституции Республики Казахстан, права каждого на судебную защиту своих прав и свобод предлагается в ст. 109 УПК упорядочить судебный порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействия) и решения органа уголовного преследования. В главе 38 УПК предлагается упорядочить подсудность дел. Районные и приравненные к ним суды будут действовать в качестве суда первой инстанции, им подсудны все уголовные дела, за исключением отнесенных к подсудности специализированных судов. На досудебной стадии уголовного процесса районные суды рассматривают жалобы на решения и действия органа уголовного преследования, санкционируют меру пресечения в виде домашнего ареста и ареста, продление их сроков. Предлагается создать в каждом областном центре, городах — Астана, Алматы, Семей, Жезказган и Карасай отдельные специализированные межрайонные суды по уголовным делам, которые будут действовать в качестве суда первой инстанции. Докладчик перечислил ряд других новых положений, в том числе внесение поправок в существующий порядок рассмотрения дел с участием суда присяжных, которые позволят усовершенствовать законодательство. Предметом обсуждения участников круглого стола стал также законопроект «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан». Презентуя его, судья Верховного Суда Республики Казахстан С. Раимбаев отметил, что инициирование Верховным Судом законопроекта не означает очередную законотворческую затею, как это иногда воспринимается. Это вызвано, прежде всего, необходимостью приведения гражданского процессуального законодательства в соответствие с изменениями, внесенными в Основной Закон государства, необходимостью усиления борьбы с коррупцией, дальнейшего совершенствования работы по превращению судов в гласные, открытые инстанции, лишенные в своей практике пороков бюрократии и волокиты. В этом направлении разработчиками проделана большая работа по внесению наиболее важных поправок. Их можно условно разделить на три группы. Во-первых, это нормы, направленные на децентрализацию и оптимизацию судебной власти. Во-вторых, нормы, усиливающие роль апелляционной инстанции. В-третьих, это нормы, направленные на искоренение нарушений законности и волокиты при рассмотрении дел. В законопроекте отчетливо прослеживается передача властных полномочий сверху вниз и упорядочение структуры судебной власти. Сделаны реальные шаги по устранению недостатков апелляции — введение единоличного рассмотрения апелляционных жалоб преследует цель повышения ответственности судьи за принимаемое решение. Очень важный момент — судья апелляционной инстанции, рассматривая дела по правилам первой инстанции, обязан восполнить пробелы судьи районного суда, устранить недостатки и, не возвращая дело на новое рассмотрение, самостоятельно принять решение по существу спора. Данная мера обеспечит подлинную независимость судьи при принятии решения и исключит существующую ныне возможность под видом коллегиального рассмотрения принятия неприемлемых для судьи решений. Эти и другие существенные поправки стали предметом детального обсуждения участниками круглого стола. Свое мнение по всем аспектам нового этапа правовой реформы выразили многие авторитетные юристы. Развернулась дискуссия о возрасте назначаемых судей: судьей районного суда сейчас может стать юрист, достигший двадцати пяти лет, с безупречной репутацией и стажем работы по профессии не менее двух лет. Возрастную планку предложено поднять до 35 либо увеличить период стажировки. Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан И. Рогов предложил оценить ситуацию трезво: «Можно ли ожидать при существующей заработной плате не только судей, но и работников судебного аппарата, что талантливый, способный молодой юрист пойдет работать судебным исполнителем или секретарем судебного заседания, зная, что в перспективе, лет через 3-5, он станет судьей? Да его любая фирма возьмет, ведь юристы востребованы. И вряд ли он вообще когда-нибудь пойдет судить». Комплексное решение проблемы материального обеспечения не только судей, но и всех работающих в этой системе людей, по мнению участников круглого стола, позволит повысить эффективность антикоррупционной политики. Для формирования судейского состава, отвечающего всем современным требованиям, наряду с законодательными рычагами задействованы и общественные институты влияния. В их числе — дисциплинарно-квалификационные коллегии судей, комиссии по судейской этике, судебное жюри, которое призвано определять профессиональную пригодность действующего судьи. Была приведена статистика: только в прошлом году дисциплинарно-квалификационная коллегия освободила от должности 23 человека в судейской мантии. Б. Абдраимов, руководитель представительства Президента в Парламенте Республики Казахстан, отметил, что трехступенчатая судебная структура, которую страна получит в результате реформ, приведет к тому, что количество судебных инстанций, которые необходимо пройти в процессе обжалования того или иного дела, значительно сократится. В целом все вопросы совершенствования и развития судебной системы, которые сейчас активно обсуждаются, направлены на то, чтобы сделать эту ветвь власти понятной и логически обоснованной структурой. Только в этом случае выражение «истина в последней инстанции» обретет свою полновесность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |