|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
19.05.2008 ГСМ в Казахстане подорожали из-за неконтролируемого экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье - пресс-конференция в Алматы
АЛМАТЫ. 19 мая. КАЗИНФОРМ /Елена Ильинская/ - Сегодня казахстанский рынок горюче-смазочных материалов переживает кризис. Дизельное топливо впервые стоит дороже бензина марки «АИ-92». Подорожало топливо из-за неконтролируемого экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье. Так считают участники специальной пресс-конференции, прошедшей сегодня в Алматы, - представители небольших казахстанских компаний-закупщиков ГСМ, сообщает корреспондент Казинформа. По словам президента ТОО «Нар-Ойл» Султана Ушбаева, в настоящее время казахстанские крестьянские хозяйства вынуждены покупать ГСМ по искусственно завышенным ценам. Вследствие чего к концу этого года цены на сельскохозяйственную продукцию, в том числе и на хлеб, вырастут более чем на 35%. «Дизельное топливо стоит сегодня 90-95 тенге за литр, для сравнения АИ-92 - 89 тенге. Такого никогда не было, потому что в Казахстане всегда был переизбыток солярки. Казахстан отличался плохой глубиной переработки нефти, поэтому дизеля было больше, чем бензина - количество составляло 60-70%. За счет этого развивалось сельское хозяйство - главный потребитель дизельного топлива», - сказал он. Сейчас на рынке ценовая политика регулируется монополистами, которые искусственно завышают цены внутри страны и экспортируют большие объемы дизельного топлива по беспошлинным расценкам - в основном в Украину, которая не входит в Таможенный союз. (Страны, которые входят с Таможенный союз, не платят таможенную пошлину: это - Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан). Однако имеется «хитрый» документ - Соглашение о свободной торговле, подписанное между правительствами РК и Украины в сентябре 1994 года. По словам С.Ушбаева, в результате неправильного толкования Статьи 3 данного соглашения, по расчетам специалистов ТОО «Нар-Ойл», Казахстан недополучил госпошлину по экспорту ГСМ свыше 62 млн. долларов США. Только за 4 месяца текущего года в Украину ушло 279 тысяч тонн дизеля и 42 тысячи тонны бензина. Бездействие Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК по работе с крупными монополистами приводит казахстанские компании в отчаяние, подчеркнул глава ТОО «Нар-Ойл».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |