|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
20.05.2008 Коммунальная расплата
Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) при повышении тарифов на услуги монополистов, дающих «коммунальный» продукт - электричество, тепло, воду, упускает один немаловажный момент. Когда монопольное предприятие - допустим, поставщик тепла - составляет смету, на основании которой и будет сформирован тариф, туда обязательно закладываются расходы на ремонт сетей, электрокотлов и прочего оборудования. Однако эти работы не проводятся с завидной регулярностью. Монополисты, конечно, отчитываются перед АРЕМ по произведенным затратам в конце каждого года или, если контролер настаивает, каждый квартал. При выявлении фактов невыполнения ремонтных работ - а такие случаи имели место быть неоднократно - речь идет о возврате денег потребителям или перерасчете. Однако коммунальные предприятия не хотят отдавать назад людям средства, которые, возможно, уже израсходованы. Случаи перерасчета есть, но возвращаются обычно просто копейки. Чисто номинальный возврат. Ситуация с перерасчетом государственными контролирующими органами вроде бы регулируется и отслеживается. Однако монополисты ищут любую лазейку, которая бы позволила им не выплачивать израсходованные непонятно на что деньги потребителей. И, судя по практике, такую лазейку они все же находят. Получается, что контролер, которым в данном случае выступает АРЕМ, нормально свою работу не выполняет. Но еще более ужасающей ситуацию делает тот факт, что коммунальщики дважды берут деньги под одну статью расходов. Акимат каждый год выделяет немалые средства на закупку топлива. Так, в 2005 году, в частности, «Алматытеплокоммунэнерго» было выделено 268 млн тенге. Это большие деньги. Однако монополист эти дотации как бы не посчитал и взял средства на эту же статью расходов с потребителей, добавив в тариф. За три последних года тепловики в общей сложности сокрыли, таким образом, порядка миллиарда тенге. Однако потребители платят лишние деньги не только за оплату коммунальных услуг. Здесь уместно вспомнить процесс приватизации домов, когда люди получили от государства в собственность жилые здания с ветхой уже тогда инфраструктурой. А произошло вот что. Председатели КСК принимали эти дома, можно сказать, просто так - по факту. Хотя должны были принимать здания на приватизацию согласно специальным актам. В этих документах указывается техническое состояние дома, включая состояние внутридомовых труб, батарей, даже крыши здания. Как подтверждение этого акта есть СНиП, в котором прописано положение о том, что внутридомовые сети служат 30 лет, не более. После этого срока инженерия должна ремонтироваться. А имея акт передачи на руках, можно добиться того, чтобы акимат за свой счет выполнял капитальный и даже текущий ремонт дома. Однако этого документа практически ни у одного дома нет. А доказать что-либо после стольких лет, прошедших после приватизации, очень сложно. Геннадий ДЖАНГИЛЬДИН, председатель общества по защите прав потребителей Алматы и Алматинской области
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |