|
|
|
Автоматизация налоговых органов
А. Герун, начальник управления информационных технологий НК МФ РК
Вопросы автоматизации всегда были актуальными в работе налоговых органов, но в настоящий момент работа информационных систем вызывает обоснованные нарекания со стороны налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов. В 2007 г. такие проблемы, как несвоевременная доставка форм налоговой отчетности, сбои при обновлении программного обеспечения, низкая пропускная способность каналов связи, сильно сказались на удовлетворенности налогоплательщиками в целом работой налоговых органов. Основной причиной проблем является эксплуатация потенциала старых технологических решений и стремительно устаревающий компьютерный парк налоговых органов. Технологические решения, заложенные проектом модернизации налогового администрирования в основу построения ИНИСа в 1999 г., в настоящее время не соответствуют текущим масштабам информационных систем и объемам передаваемой информации и требуют динамичного развития. Но в связи с постоянным недофинансированием денежных средств произвести комплексную модернизацию систем налогового администрирования не представляется возможным, что привело нас к следующим проблемам:
1. Проблемы ФНО Анализирую вопросы, поступившие в рамках Интернет-конференции, - самым актуальным вопросом является несвоевременное обновление ПО ИС ФНО. Хочу пояснить, почему из года в год возникают такие проблемы. Прежде чем отдать в работу поставщикам требования по разработке ФНО, они должны быть утверждены приказом и зарегистрированы в Министерстве юстиции РК. Неутвержденный, а значит, неокончательный вариант ни один разработчик не возьмет в работу, т.к. есть риск того, что это надо будет переделывать. По факту получается, что изменения в Налоговый кодекс утверждаются в Министерстве юстиции РК в декабре, далее НК передает сами формы и Правила по составлению ФНО разработчику. Таким образом, времени на разработку, тестирование и внедрение первых форм остается не более 20-30 дней. При этом технология самих форм в программном обеспечении реализована таким образом, что каждый год, независимо, поменялась форма или нет, необходимо вновь прорисовывать форму, тестировать ФЛК и разноску. Вот этот процесс и занимает практически все время. Сейчас мы понимаем, что изначально выбранная технология не позволяет оперативно вносить изменения и адаптировать ФНО, поэтому параллельно ведутся работы по разработке новой технологии представления ФНО посредством портала, где будут размещены личные «Кабинеты налогоплательщиков», т.е. будет размещена вся необходимая информация - все ФНО, уведомления, результаты КК, просмотр лицевых счетов. Кроме того, изменится подход к реализации самих ФНО, т.е. они будут иметь общий шаблон, а изменения будут вноситься через справочники, что позволит вносить изменения в ФНО в максимально короткие сроки, причем специалистами НК. Мы планируем к концу этого года разместить на портале практически все ФНО, и предоставить налогоплательщикам возможность выбора способа представления ФНО. Также хочу сообщить, что в 2008 г. планируется ввод всех ИС НК МФ РК в промышленную эксплуатацию, в связи с этим в текущем году основной упор будет сделан на качество ПО и устранение всех ошибок и недоработок. Особое внимание будет уделено «дружественности интерфейса» (USABILITY) клиентских приложений в ИС ФНО.
2. Проблемы СГДС Причиной перехода явилось истечение 2 сентября 2007 г. срока действия сертификата Центра сертификации, соответственно, и выпущенных крипто-ключей для СГДС-2. Окончание срока действия сертификата связано с переходом к более совершенной системе безопасности сведений. В будущем в рамках электронного Правительства планируется ввод в действие Национального удостоверяющего центра, где граждане и юридические лица республики будут получать единый криптографический ключ для работы со всеми государственными органами. В настоящее время сервер СГДС работает в штатном режиме, клиентское программное обеспечение СГДС доработано согласно выявленным ошибкам. В рабочее время суток на сервере СГДС наблюдаются очереди для передачи сообщений на прикладные сервера ЭФНО, НДС, ИСИД, но за ночь обрабатываются все сообщения и очередь обнуляется. Информация о состоянии каналов связи, серверов, очередей и процессов на серверах НК размещена на сайте в разделе «Информационные материалы», указанная информация обновляется автоматически каждые 2 часа.
3. Проблемы медленной разноски В периоды приема налоговой отчетности в информационные системы поступает большое количество информации для разноски на лицевые счета. Для обеспечения работоспособности систем в данный период работы с такими большими объемами данных принята off-line технология, при которой данные попадают не единоразово в систему, а ставятся в очередь и постепенно обрабатываются. В связи с тем, что с каждым разом информации для разноски поступает все больше, время на эту операцию увеличивается. При этом сервера Центрального аппарата работают с повышенной перегруженностью и не в состоянии справиться с поступающими объемами информации. Администраторам ежедневно вручную приходится производить резервное копирование на съемные магнитные носители и очистку дискового пространства на серверах, потому что уже не хватает места. В связи с этим в 2007 г. был произведен закуп дополнительного дискового массива, который позволит хранить и обрабатывать информацию в течение еще 5 лет. Кроме того, в 2007 году всем ТНК поставлены новые сервера под ИНИС.
4. КК по КПН 14 ноября 2007 г. во всех налоговых комитетах осуществлен запуск процедур камерального контроля по КПН за 2004, 2005 гг. По результатам данного запуска выявлены нарушения, допущенные налогоплательщиками при составлении и представлении отчетности за 2004, 2005 гг. Вместе с тем итоги запуска показали ошибки и недочеты в работе самого программного обеспечения. На данный момент подкачка результатов камерального контроля в налоговых органах приостановлена до момента исправления всех ошибок камерального контроля. Сейчас рабочая группа из числа сотрудников ЦА и НК по г. Алматы проводит анализ ошибок и тестирование программного обеспечения. Совместно с Ассоциацией налогоплательщиков производится анализ мирового опыта внедрения автоматизированного камерального контроля. Мы надеемся по завершении данных работ получить оптимизированные формы налоговой отчетности и рекомендации по совершенствованию КК. В планах работ стоит также задача объединения всех КК, которые в настоящий момент производятся разрозненно в ИС ФНО по КПН, НДС, в РНиОН по местным налогам, в целях реализации единых подходов в методологии и администрировании результатов КК. К сведению сообщаю, с учетом отсрочки предоставления ФНО 1 марта будет запущен очередной КК по НДС за 3 квартал 2007 г.
5. Некачественная работа Сервис-диспетчерской службы Нарекания на работу СДС обоснованны, т.к. в НК МФ РК установлена полностью автоматизированная Сервис-диспетчерская служба (СДС), или робот, который обрабатывает все входящие обращения в автоматическом режиме по установленным правилам. И, как показала жизнь, не всегда хорошо автоматизировать весь процесс. С первого квартала 2008 г. СДС переводится на двухуровневую систему работы с участием операторов АО НИТ. Вся входящая информация будет обрабатываться вручную, то есть операторы первой линии будут читать текст обращения и предоставлять сразу же ответ в пределах своей компетенции, либо направлять специалистам для проведения более подробного анализа и предоставления ответа. Внедрен жесткий регламент и контроль качества и времени предоставления ответов. Исключены потери писем на этапе эскалации писем (такие факты ранее тоже встречались). Предполагается запуск в первом квартале 2008 г.
6. Оснащение компьютерным и серверным оборудованием Все вышеперечисленные проблемы связаны с оснащением налоговых органов современным компьютерным и серверным оборудованием. В течение 2002-2006 гг. парк компьютерного оборудования пополнялся, но практически не обновлялся. На 1 января 2007 г. в налоговых органах только 1 320 ПК, закупленных менее 3 лет назад, по состоянию на 1 января 2008 г. уже 3 076 ПК, т.е. потребность составляет 7 508 компьютеров. В соответствии с этим сформирована бюджетная заявка на 2008 г. и объявлен на 18 марта конкурс на приобретение компьютерной техники в количестве 5 559 стационарных компьютеров и 669 ноутбуков, которые будут поставлены в налоговые органы ориентировочно в апреле - мае 2008 г. При этом оснащенность новой компьютерной техникой составит 82% к штатной численности сотрудников налоговых органов, оставшаяся часть компьютеров (1 200) будет закуплена в 2009 г. В 2008 г. будут на 100% оснащены НК по гг. Алматы и Астане. Также будет поставлено 500 принтеров (конкурс уже объявлен). Относительно оснащения серверным оборудованием. В 2007 г. поставлены сервера для ИНИСа - в каждый район поставлено по 2 сервера для ИНИС, основной и бакап-сервер. В областные НК поставлено по 3 сервера: БД, приложений и бакап. Также закуплено: 96 серверов ИНИС для оставшихся некрупных районов; 218 бакап-серверов для ИНИС. Проведены работы по увеличению мощности серверного оборудования ИС ФНО и РНиОН, оборудованы 7 серверных помещений в территориальных НК и серверное помещение Резервного центра НК МФ РК. При этом Резервный центр будет обеспечивать непрерывность работы и доступность ИС при любых внештатных ситуациях и служить метро-кластером с текущим серверным оборудованием, что позволит оптимально перераспределять нагрузку и увеличить скорость обработки информации от налоговых органов и налогоплательщиков.
7. Каналы связи Еще одна проблема, которая не позволяет работать оперативно. Действительно, в настоящий момент у нас 91 районный налоговый комитет обслуживается через спутники со скоростью 19 кб/сек., в остальных налоговых комитетах наземная связь, но также с очень плохой скоростью. В связи с секвестированием бюджета в 2008 г. реализация задачи по расширению каналов связи отложена на II полугодие 2008 г. Однако мы понимаем, что это крайне необходимо для стабильной работы налоговых органов, поэтому ищем любые возможности по проведению этих работ в I полугодии. В заключение хочется отметить, что благодаря вашему труду наши информационные системы из года в год развиваются, в настоящий момент налоговые органы - лидеры по предоставлению электронных услуг. Налогоплательщики положительно оценивают все наши начинания в области автоматизации, поэтому вопрос эволюционного развития информационных систем достаточно сложен, но результативен.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |