|
|
|
Источник: Комитета по правовой статистики и спецучетам ГП РК (pravstat.prokuro
30.05.2008 Дисциплинарные советы - «санитары» государственной службы
Государственный служащий обязан неукоснительно следовать Конституции страны, нормам и требованиям Законов РК «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», а также чтить Кодекс чести (Правила служебной этики). Искоренять факты негативных проявлений со стороны государственных чиновников, а также вести определенную воспитательную работу призваны областные дисциплинарные советы Агентства РК по делам государственной службы. Анализ статистических показателей деятельности дисциплинарных советов за 1 квартал 2008 года, проведенный Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, показал положительную динамику их результативности, связанную, в первую очередь, с возросшей активизацией борьбы с коррупцией «на всех фронтах и направлениях». Так, за первые 3 месяца т.г. на рассмотрение дисциплинарных советов республики поступило 1054 обращений о фактах нарушения законодательства о государственной службе, антикоррупционного законодательства, иных законов и Кодекса чести госслужащих. Из них 289 - о нарушениях Закона РК «О борьбе с коррупцией» (в том числе 261 - о правонарушениях, создающих условия для коррупции), 314 - о нарушениях Закона РК «О государственной службе», 4 - о коррупционных правонарушениях, связанных с противоправным получением благ и преимуществ, 486 - о нарушениях иного законодательства и 226 - о нарушениях Кодекса чести. Лидирующую позицию по количеству обращений в дисциплинарные советы заняла Карагандинская область (335) и г.Астана (102). Всего же дисциплинарными советами проведено более тысячи проверок, из них 599 - по нарушениям законодательства о госслужбе и Кодекса чести, 475 - по вопросу соблюдения Закона РК «О борьбе с коррупцией» и 60 - иного законодательства. По результатам проверок, проведенных дисциплинарными советами, наложено 217 дисциплинарных взысканий (без возбуждения дисциплинарных дел), в т.ч. замечаний - 138, выговоров - 60, строгих выговоров - 11, предупреждений о неполном служебном соответствии - 7, увольнений - 1. Всего возбуждено 293 дисциплинарных дел, их них 124 - о нарушениях законодательства о госслужбе, 164 - по фактам нарушения антикоррупционного законодательства, 94 - о нарушения Кодекса чести госслужащих. По результатам рассмотрения дисциплинарных дел, на рассмотрение государственного органа или должностного лица направлено 30 материалов, в том числе 26 - о коррупционных фактах и 4 - о несоблюдении требований законодательства о госслужбе. Прекращено 4 дисциплинарных дел, из них 2 - за совершение коррупционных правонарушений и 2 - за нарушения законодательства о госслужбе. На рассмотрение акимов областей, г.г.Астаны, Алматы и руководителей иных государственных органов внесены 287 рекомендаций о привлечении к дисциплинарной ответственности, из них 153 - за совершение коррупционных правонарушений, 129 - за не соблюдение требований законодательства о госслужбе, 9 - за нарушения иного законодательства и 90 - за нарушение Кодекса чести. По данным рекомендациям к дисциплинарной ответственности привлечено 250 государственных служащих, из них 135 - за нарушения Закона РК «О борьбе с коррупцией»: в том числе 18 аульных и поселковых акимов, 96 административных государственных служащих и 21 лицо, уполномоченных на выполнение государственных функций и приравненных к ним (кроме депутатов и судей), из них 6 сотрудников правоохранительных органов. Наибольшее количество государственных служащих привлечено к дисциплинарной ответственности в Жамбылской (42), Алматинской (33) и Актюбинской (30) областях. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что дисциплинарными советами проведена определенная работа по укреплению государственной дисциплины. Вместе с тем, следует отметить что, несмотря на то, что среди государственных служащих самыми распространенными являются коррупционные правонарушения, по рекомендациям дисциплинарных советов только в отношении 264 нарушителей было наложено дисциплинарное взыскание в виде «замечания», в отношении 92 - выговоры, 34 - строгие выговоры, 11 - предупреждение о неполном служебном соответствии и 10 сотрудников были уволены. Кроме того, необходимо отметить, что отдельные дисциплинарные советы занимают более жесткую позицию в отношении нарушителей государственной дисциплины. Кроме того, в отношении 44% нарушителей государственной дисциплины рекомендовано наложить взыскания в виде «замечания», тогда как следовало бы применить к ним более строгие меры взыскания. Таким образом, как свидетельствуют статистические данные, деятельность дисциплинарных советов требует дальнейшего улучшения, особенно в части обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершенные поступки, с применением более жестких санкций за грубые нарушения. При этом дисциплинарными советами не выработана единая позиция в вопросах определения соразмерности ответственности за содеянное коррупционное правонарушение, что порой влечет наложение чрезмерно мягкого дисциплинарного взыскания. Законодательно должны быть четко определены санкции за конкретные нарушения, чтобы чиновник не сам решал, а назначал соответствующую меру взыскания. Также дисциплинарным советам следует практиковать процедуру обжалования неисполненных рекомендаций, ибо из 5 неисполненных рекомендаций ни одно решение не обжаловано.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |