|
|
|
Департаменту управления государственными активами Министерства Финансов РК посвящается. Алимбетов Нурлан Председатель профессиональной организации бухгалтеров «Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан»
Сертификация CAP/CIPA - конкурентоспособная и отвечающая требованиям рынка сертификация профессиональных бухгалтеров (отклик на статью Данияра Нурсеитова «CAP/CIPA: сертификат профессионального бухгалтера?») I. Уважаемый автор, Д. Нурсеитов, в своей статье отмечает, что: - «Пожалуй, наиболее противоречивой программой сертификации бухгалтеров является сертификация CAP/CIPA. Собственно, вопросы, касающиеся этой сертификации, стали возникать в последнее время, на фоне довольно навязчивой рекламы CAP/CIPA». К сожалению уважаемый автор, не отметил, в чем заключается противоречивость, как ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования, в сертификации CAP/CIPA. Поскольку, я не нашел противоречия, я предлагаю исследовать сертификацию как продукт на рынке и отношения к нему со стороны потребителей, бухгалтеров. Как известно, по выражению автора из «навязчивой рекламы», сертификация состоит из двух уровней, CAP и CIPA, экзаменационный процесс в Казахстане проводится в три сессии в году, марте, июле и ноябре. Сессия в марте проводится только по уровню CAP, в июле и ноябре по двум уровням. Поведение кандидатов в разные сессии разные, поэтому для правильного восприятия результатов сравнения будут проводиться между сессиями, проводимыми в один и тот же период, в разные годы.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3 Из графиков и таблиц, хорошо видны абсолютные показатели количества экзаменов, на которые записались кандидаты и количество написанных для проверки экзаменов. Также хорошо видно, что с каждым годом идет рост количества экзаменов, что говорит о потребительском выборе в пользу сертификации. Следующий график и таблица отражает все экзамены по годам и также количество сданных экзаменов.
Диаграмма №4 Хорошо видно, что экзамены сдают не все, в разные периоды от 35 до 50%. Процент сдачи отражает то, что сдать экзамены не так просто, поскольку процесс очень требовательный по качеству подготовки. В следующей диаграмме отражен охват экзаменационным процессом сертификации по Казахстану.
Диаграмма №5 Традиционными лидерами являются города Алматы и Астана. По охваченности регионов, можно судить о том, что сертификация имеет разветвленную сеть по всему Казахстану, что говорит о хорошем проникновению в регионы для максимального удобства бухгалтеров. Стоит отметить качественный рост подготовки бухгалтеров, по темпам роста количества экзаменов на второй, более сложный, уровень CIPA.
Диаграмма № 6
Процент сдачи экзаменов на второй уровень существенно ниже, по сравнению с первым уровнем, так как экзаменационные модули достаточно жесткие по требованиям к знаниям кандидатов. Фактические данные говорят о том, что сертификация пользуется большой популярностью среди бухгалтеров, из-за ее хорошей конкурентоспособности и ориентированности на требования рынка. Ежегодно на данную сертификацию сдается более 10 тыс. экзаменов в 20 городах Казахстана с тенденцией постоянного роста. Вероятность успеха при сдачи экзамена составляет до 50% на первый уровень CAP и до 15% на второй уровень CIPA. Увеличение количества экзаменов на второй уровень, говорит о качественном росте уровня подготовки бухгалтеров. Если бы сертификация была по утверждению Д. Нурсеитова «противоречивой», она бы не имела бы такие результаты. Сертификация CAP/CIPA является хорошим продуктом на рынке профессиональной сертификации бухгалтеров, примером успешного маркетинга. II. Уважаемый автор утверждает, что: - «К сожалению, все, что указано в этом тексте можно подвергнуть сомнению. Во-первых, трудно назвать международной сертификацию, действующую и признаваемую только в СНГ». Из теории международного публичного права. Любой договор, соглашение или организация, называются международной, если в ней участвуют два и более государств. Например, Таможенный Союз в рамках СНГ. Из теории маркетинга. Любой товар, продукт перед его выпуском на рынок позиционируется исходя из целевого рынка, его территориальной принадлежности, целевой потребительской группы. Любая профессиональная бухгалтерская сертификация, как рыночный продукт, предназначена для определенного целевого рынка. В Международной Федерации Бухгалтеров 134 действительных члена-организации, которая каждая имеет свою профессиональную сертификацию и мы, например, не видим присутствие на нашем рынке профессиональной сертификации большинства членов МФБ, например из Африки, потому наш регион, это не ее целевой рынок. Сертификация CAP/CIPA, как продукт, товар на рынке имеет свой целевой рынок, это СНГ и целевую группу, это русскоязычные бухгалтера. Международный статус она имеет, потому что в ней участвуют организации из 11 стран СНГ.
Диаграмма №7. Статистика выданных сертификатов CAP на 15.04.2008 по странам[4] Диаграмма №8. Статистика выданных сертификатов CIPA на 15.04.2008 по странам
III. Уважаемый автор утверждает, что: - «Тем более что некоторые представители зарубежных организаций, в основном USAID, заявляли об отсталости программы, но эта информация особо не афишируется и в протоколах различных мероприятий не отражается. Поэтому заявления о полном соответствии требованиям МФБ, по крайней мере, безответственны». Если у автора нет доказательств об отсталости сертификации, то у меня имеются в качестве доказательств совершенно обратные утверждения. · Мнение Джона Айронса, директора офиса по экономическому развитию USAID по Центральной Азии в отношении сертификации CAP/CIPA и ДипИФР: «USAID действительно поддерживает проведение нескольких семинаров по МСФО на территории Казахстана. Целью этих семинаров является ознакомление бухгалтеров с деталями МСФО для использования их в своей повседневной работе. Мы рассматриваем эти семинары как дополнение к нашей более значительной поддержке программы CAP/CIPA, которую мы осуществляем на протяжении нескольких лет. «Диплом АССА по МСФО» учит МСФО и не покрывает предметы и требования, предписанные стандартами ООН (UNCTAD) и Международной Федерацией Бухгалтеров (IFAC), на которых, в свою очередь, основана квалификация CAP/CIPA. Программа CAP/CIPA покрывает все вопросы, которые должен знать профессиональный бухгалтер. USAID не только поддерживает развитие этой программы, но также и привлекает международных экспертов для оценки программы CIPA. В результате, программе CIPA было разрешено ставить логотип МСФО на своих сертификатах, доказывая, что эта программа покрывает все аспекты МСФО. В настоящее время эта программа представлена в 11 странах СНГ, и USAID гордится, что ведет эту программу к такому большому успеху». · Рассел Гатри, директор МФБ по обеспечению качества и отношения с организациями - членам: - "Программа САР/CIPA является важным фундаментом для образования и сертификации бухгалтеров и аудиторов в странах, где широко используется русский язык. Она представляет уровень вступления в квалификацию, в которой очень большая потребность в этих быстро растущих экономиках. Помогая построить сильную бухгалтерскую профессию, Программа CAP/CIPA может сделать прямой вклад в экономический рост и стабильностью".
IV. Уважаемый автор утверждает, что: - «Сейчас выгоды от получения сертификат CAP/CIPA в Казахстане отсутствуют». Утверждение автора не совпадает с реальной картиной, когда ежегодно кандидаты на получение сертификатов CAP/CIPA сдают более 10 тыс. экзаменов по всему Казахстану. Почему это происходит? Наверное, потому что это выгодно, иметь сертификат профессионального бухгалтера, что является сильным конкурентным преимуществом на рынке труда. Предлагаю рассмотреть небольшой учебный кейс по маркетингу и рекламе: «Вы производитель товара и на сегменте рынка, на котором вы хотите продавать свой товар, присутствует товар-конкурент, который имеет хорошее продвижение по стране и большой объем продаж. Вы хотите правильно произвести позиционирование - формулирование комплекса маркетинга, имеющего избирательную привлекательность для выбранных сегментов и определение места марки товара в сознании потребителей, для своего товара. Вы нанимаете для этого специалиста, например нашего уважаемого автора, что он правильно оценил товар-конкурент и произвел позиционирование вашего. Через некоторое время нанятый вами специалист приходит и заявляет вам, что выгоды от товара конкурента у потребителей нет и на ваш вопрос, почему тогда товар конкурента имеет большие продажи, он не может ответить. Как долго вы будете держать у себя такого специалиста?»
Успех сертификации CAP/CIPA, как продукта на рынке, состоит из: · тщательного и хорошо администрируемого процесса обучения через обучающие организации, · хорошо отлаженного процесса регистрации на экзамены, · независимого проведения экзаменов, · объективной оценки результатов экзаменов, · адаптированности модулей к требованиям МСФО, МСА, законодательства и рынка, · 100% гарантированность от коррупционных схем, (экзамены не продаются и не работает телефонное право), · одной основы для успешной сдачи экзаменов - знаний, · объективной прямой связи между сертификацией CAP/CIPA и полученными хорошими знаниями, что особенно востребовано на рынке, · развития и роста количества профессиональных организаций, основанных на членстве по сертификации CAP/CIPA, · участия в этой сертификации 29 профессиональных организаций из 11 стран СНГ, · признания и оценки Международной Федерацией Бухгалтеров, Всемирным Банком и др. международными организациями, · статуса Региональной Группы в Международной Федерации Бухгалтеров Евразийского Совета Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов (ЕССБА), владельца торговой марки CIPA, · сотрудничества с Институтом Присяжных Бухгалтеров Шотландии (ICAS). · Рынок делает выбор в пользу лучших продуктов, независимо от наличия или отсутствия государственной поддержки, признания в виде аккредитации. Сертификация CAP/CIPA не намерена останавливаться на достигнутом и будет проводить все мероприятия по совершенствованию сертификации в связи с изменениями на рынке и в фарватере его логического развития. V. Уважаемый автор утверждает, что: - «В настоящий момент бухгалтеру необходимы знания по МСФО, а не по аудиту, финансовому менеджменту, управленческому учету и т.д. Именно поэтому абсолютно логичным является решение Министерства финансов РК внести изменение в законодательство о бухгалтерском учете, а именно приравнять к профессиональному бухгалтеру обладателей ДипИФР. Во многом, эта мера является вынужденной по причине отсутствия в Казахстане такой категории как «профессиональный бухгалтер». Уважаемый автор противоречит самому себе, в середине статьи он сетовал на то, что у сертификации CAP/CIPA «отсутствует такой компонент как компонент знаний организации и экономике предприятий» что тоже не соответствует действительности, и в тоже время в конце своей статьи он утверждает, что «бухгалтеру необходимы знания по МСФО, а не по аудиту, финансовому менеджменту, управленческому учету и т.д.» ДипИФР очень хороший продукт АССА, который был разработан и предложен на русскоязычный рынок, дает прекрасные знания по МСФО и только. Выпуская этот продукт на рынок, АССА не позиционировала его как товар-конкурент профессиональным сертификациям, а только прекрасным дополнением к ним. Я нигде не видел сообщение от АССА, о том, что ДипИФР может явиться заменой полной сертификации профессиональных бухгалтеров. Если бы действительно АССА планировала ДипИФР как замену профессиональным сертификациям, то прежде всего, ДипИФР начал бы конкурировать с полной профессиональной сертификацией в самой АССА, чего АССА допустить не может. Для четкого понимания нужно посмотреть на соотношение количества предметов на сдачу полной сертификации АССА и ДипИФР.
Таблица№7 и диаграмма №9
ДипИФР является эквивалентом одного из 14 экзаменов (бумаг) АССА квалификации, а именно бумаги «Paper F 7, Financial Reporting» («Финансовая отчетность»), экзамен сдается на русском языке.
VI. Очень понятна позиция уважаемого автора и тех, кто его поддерживает. Ими принимаются множества усилий, чтобы снизить значение на рынке в Казахстане профессиональной сертификации CAP/CIPA, поэтому в ее адрес часто слышны их заявления, подобные вышеприведенным. Если это воспринимать как их маркетинговую и рекламную стратегию, то любой учебник по маркетингу, рекламе товаров и услуг, подскажет, что это неверный путь - некорректные сравнения чужого товара, продукта, со своим. В нашем случае, у уважаемого автора и группы, которую он представляет, нет своего товара, продукта, а конкретно сертификации профессиональных бухгалтеров, и поэтому в качестве своей позиционируется продукт, ДипИФР, другого производителя, тем самым создавая ему препятствия по продвижению, как хорошему продукту имеющему другую целевую аудиторию, нишу, по сравнению с профессиональной сертификацией бухгалтеров CAP/CIPA. Целевая группа для сертификации CAP/CIPA - это русскоязычные бухгалтера, имеющие высшее образование и опыт работы и желающие получить сертификат профессионального бухгалтера, приобщиться к профессиональному сообществу, союзу. Целевая группа для ДипИФР - это русскоязычные бухгалтера, прошедшие национальную или иную сертификацию профессиональных бухгалтеров и желающих пройти более углубленный курс по МСФО, поэтому все кто прошел сертификацию CAP и даже CIPA, являются и будут являться потенциальными клиентами для ДипИФР.
С уважением, Алимбетов Нурлан. 02.06.2008 года. Алматы
[1] Количество экзаменов, на которые кандидаты зарегистрировались. [2] Количество экзаменов, которые кандидаты написали и сдали на проверку. [3] Количество экзаменов, которые были оценены положительно по результатам оценки. [4] По данным годового отчета ЕССБА в 2008 году. [5] Источник: сайт АССА, http://www.accaglobal.com/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |