|
|
|
06.06.2008 Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (30 августа 2008 года) 2. Проект Закона РК (29 мая 2008 года) 10. Письмо Евразийской промышленной ассоциации от 4 августа 2008 года № 6.1/150; Письмо Ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана» от 30 июня 2008 года № 677; Письмо Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» от 5 августа 2008 года № 1601; Письмо Казахстанской Электроэнергетической Ассоциации 11. Новости, обсуждения по проекту 12. Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV «О конкуренции»
З а к о н Республики Казахстан
О конкуренции
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан постановлением Правительства РК от 30.08.08 г. № 815
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области защиты конкуренции, ограничения монополистической деятельности и защиты законных прав потребителей.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона 1. Настоящий закон определяет правовые основы защиты прав субъектов рынка и потребителей от монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом, антиконкурентных действий государственных органов и недобросовестной конкуренции. Закон направлен на поддержание и создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан. 2. Целью настоящего закона является защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.
Статья 2. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан 1. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона 1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан, в которых участвуют субъекты рынка, потребители, а также государственные органы. 2. Положения настоящего Закона также применяются к совершенным за пределами территории Республики Казахстан действиям субъекта рынка, если в результате таких действий выполняется одно из следующих условий: 1) действия прямо или косвенно затрагивают находящиеся на территории Республики Казахстан основные средства и (или) нематериальные активы, либо акции, доли участия в уставном капитале субъектов рынка, иные права в отношении юридических лиц Республики Казахстан; 2) действия приводят к ограничению конкуренции в Республике Казахстан.
Статья 4. Принципы конкуренции Конкуренция должна отвечать следующим принципам: 1) состязательность; 2) добросовестность; 3) законность; 4) соблюдение прав потребителей.
Статья 5. Государственная политика в сфере конкуренции 1. Основные направления государственной политики в области конкуренции разрабатываются Правительством Республики Казахстан и реализуются антимонопольным органом. 2. Центральные и местные исполнительные органы принимают участие в реализации государственной политики в области конкуренции в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан. 3. Государственные органы в пределах своей компетенции обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, отрицательно влияющих на конкуренцию.
Статья 6. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) аффиллиированные лица юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству - юридические лица, в которых более пятидесяти процентов акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффиллиированному лицу более пятидесяти процентов акций (долей) иного юридического лица; 2) конкуренция - состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; 3) взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, а также по другим параметрам таким образом, что потребитель заменяет их друг другом в процессе потребления (производства); 4) монопольное положение - положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю на соответствующем товарном рынке; 5) монопольный доход - доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом; 6) монополистическая деятельность - это деятельность субъектов рынка, положение которых дает возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе позволяет оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке; 7) антимонопольный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности; 8) субъект рынка - физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность; 9) регулируемые рынки - товарные рынки, на которых введено государственное регулирование цен в соответствии с законами Республики Казахстан; 10) регулирующий орган - государственный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование цен на регулируемых рынках; 11) товар - товары, работы, услуги, являющиеся объектом гражданского оборота; 12) товарный рынок - сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров, определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности потребителя приобрести товар; 13) продавцы (поставщики) - физические и юридические лица, реализующие товары; 14) потребители - физические и юридические лица, приобретающие товары для собственных нужд; 15) расследование - мероприятия антимонопольного органа, направленные на выявление фактов, подтверждающих нарушения настоящего Закона, их фиксацию и принятие соответствующего решения; 16) реестр - перечень субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной или государственной монополии; 17) долгосрочный контракт - договор на реализацию товара, заключенный на срок пять и более лет при соблюдении неизменности основных условий договора.
Статья 7. Группа лиц 1. Группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется одно из следующих условий: 1) лицо имеет право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале юридического лица; 2) юридическое лицо или несколько аффилиированных юридических лиц имеют возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления; 3) физическое лицо, его супруг(а), близкие родственники, имеют возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия органа управления. 2. Группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Положения настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группу лиц.
РАЗДЕЛ 2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Глава 2. Монополистическая деятельность
Статья 8. Виды монополистической деятельности К монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом относятся: 1) антиконкурентные соглашения субъектов рынка; 2) антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка; 3) злоупотребление доминирующим или монопольным положением.
Статья 9. Виды антиконкурентных соглашений и согласованных действий 1. К видам антиконкурентных соглашений и согласованных действий относятся: 1) горизонтальные; 2) вертикальные. 2. Под горизонтальными антиконкурентными соглашениями или согласованными действиями понимаются соглашение или согласованные действия между субъектами рынка, являющимися конкурентами либо потенциальными конкурентами на одном товарном рынке. Под вертикальными антиконкурентными соглашениями понимаются соглашения между неконкурирующими субъектами рынка, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
Статья 10. Антиконкурентные соглашения 1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе касающиеся: 1) установления и (или) поддержания согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров; 2) искажения итогов торгов, аукционов и конкурсов в результате нарушения установленного порядка их проведения, в том числе путем повышения, снижения или поддержания цен, а также раздела по лотам; 3) раздела товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей либо по другим признакам; 4) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров; 5) необоснованного отказа либо уклонения от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями; 6) ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей; 7) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка; 8) заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других). 2. Запрещается координация физическими и юридическими лицами экономической деятельности субъектов рынка, приводящая или способная привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи. 3. Допускаются соглашения между субъектами рынка при условии, если они не ущемляют законных прав потребителей и: 1) их совокупная доля на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов; 2) направлены на совершенствование производства путем внедрения передовых и (или) ресурсосберегающих технологий; 3) направлены на развитие малого и среднего предпринимательства; 4) направлены на разработку и применение унифицированных нормативных документов по стандартизации. 4. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются к соглашениям по: 1) лицензионным договорам; 2) договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга); 3) договорам, связанным с передачей технологий; 4) договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах; 5) иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности; 6) договорам и действиям внутри одной группы лиц; 7) долгосрочному контракту. 5. Антиконкурентные соглашения могут быть горизонтальными и вертикальными.
Статья 11. Антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка 1. Запрещаются согласованные действия субъектов рынка, направленные на ограничение конкуренции, в том числе касающиеся: 1) установления и (или) поддержания цен либо других условий приобретения или реализации товаров; 2) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров; 3) необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями; 4) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами; 2. Действия субъектов рынка, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны согласованными, если они удовлетворяют в совокупности следующим условиям: 1) параллельные действия субъектов рынка, совершенные в течение трехмесячного срока и, в результате которых каждый из субъектов рынка получил выгоду, которая не предполагалась в результате отсутствия согласованных действий; 2) действия субъектов рынка заранее известны каждому из них; 3) действия каждого из указанных субъектов рынка не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на данные субъекты рынка. 3. Действия субъектов рынка, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются согласованными, независимо от наличия письменного соглашения. 4. Допускаются согласованные действия, если они совершены субъектами рынка, входящими в одну группу лиц или совокупная доля которых на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов, если эти действия не ущемляют законных прав потребителей и направлены на: 1) совершенствование производства путем внедрения передовых технологий; 2) развитие малого и среднего предпринимательства; 3) разработку и применение унифицированных технических нормативных документов по стандартизации. 5. Антиконкурентные согласованные действия могут быть горизонтальными.
Статья 12. Доминирующее или монопольное положение 1. Доминирующим или монопольным положением признается положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка на соответствующем товарном рынке, «дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара. 2. Доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов. 3. Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если: 1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов; 2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов. 4. Доминирующим признается положение финансовых организаций, если: 1) совокупная доля не более чем двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет пятьдесят и более процентов; 2) совокупная доля не более чем трех финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет семьдесят и более процентов. 5. Доминирующим не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке, в том числе и на рынке финансовых услуг, не превышает пятнадцати процентов. 6. Монопольным признается положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов товарного рынка, занимающих сто процентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке.
Статья 13. Злоупотребление доминирующим или монопольным положением Запрещаются действия или бездействие субъектов рынка, занимающих доминирующее положение или монопольное положение, которые привели или могут привести к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляющие законные права потребителей, в том числе такие действия, как: 1) установление, поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен; 2) применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка без объективно оправданных на то причин; 3) установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене; 4) обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений; 5) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара либо уклонение, выразившееся в непредставлении ответа на заключение такого договора в срок, не более одного месяца; 6) обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами; 7) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.
Статья 14. Монопольно высокая (низкая) цена 1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если: 1) эта цена превышает максимально высокую цену, которую на этом же товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. 2. Под сопоставимым товарным рынком понимается другой товарный рынок сопоставимый по объему продаваемого товара, составу покупателей или продавцов товара, определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара, и условиям доступа на товарный рынок. В случае, если невозможно сравнить цену на этом же товарном рынке, сравнение производится с ценой товара на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан. 3. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в пункте 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъекту рынка регулирующим органом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 4. Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если: 1) эта цена ниже цены, которую на этом же товарном рынке устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение. 2) эта цена ниже суммы фактических расходов на производство и реализацию такого товара. 5. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в пункте 4 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъекту рынка регулирующим органом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 6. Антимонопольный орган утверждает методику по выявлению монопольно высокой (низкой) цены.
Статья 15. Монопсоническое положение и монопсонически низкая цена 1. Монопсоническим положением признается положение субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение в качестве покупателя, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет семьдесят и более процентов. 2. Монопсонически низкой ценой является цена товара, по которой приобретает товар субъект рынка, занимающий монопсоническое положение, если: 1) эта цена позволяет субъекту рынка, занимающему монопсоническое положение, получить дополнительный доход путем снижения затрат на производство и (или) реализацию за счет субъектов рынка, реализующих ему товар; 2) эта цена ниже суммы необходимых субъекту рынка, реализующему товар расходов на производство и реализацию такого товара и прибыли. 3. Цена товара не признается монопсонически низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в пункте 2 настоящей статьи критериев. 4. Антимонопольный орган утверждает методику по выявлению монопсонически низкой цены.
Глава 3. Недобросовестная конкуренция
Статья 16. Недобросовестная конкуренция 1. Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, а также нарушающие законные права потребителей. Недобросовестная конкуренция запрещается. 2. К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия: 1) неправомерное использование товарных знаков, упаковки; 2) неправомерное использование товара другого производителя; 3) копирование внешнего вида изделия; 4) дискредитация субъекта рынка; 5) заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама; 6) реализация товара с принудительным ассортиментом; 7) призыв к бойкоту продавца; 8) призыв к дискриминации покупателя (поставщика); 9) призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом; 10) подкуп работника поставщика; 11) подкуп работника покупателя; 12) неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну.
Статья 17. Неправомерное использование товарных знаков, упаковки Неправомерным использованием товарных знаков, упаковки является незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров или использование без разрешения уполномоченного на то лица названий литературных, художественных произведений, периодических изданий, или использование упаковки в виде, который может ввести потребителя в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Статья 18. Неправомерное использование товара другого производителя Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений либо снятии обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица.
Статья 19. Копирование внешнего вида изделия Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта рынка и введение его в хозяйственный оборот, которое может привести к введению в заблуждение потребителя в отношении производителя товара. Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением.
Статья 20. Дискредитация субъекта рынка Дискредитацией субъекта рынка является распространение в любой форме заведомо ложных, недостоверных сведений, связанных с деятельностью субъекта рынка.
Статья 21. Заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама Признаки недобросовестной, недостоверной и заведомо ложной рекламы устанавливаются в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 22. Реализация товара с принудительным ассортиментом Реализацией товара с принудительным ассортиментом, являются любые действия продавца по установлению дополнительных требований или условий при реализации товара, ущемляющих права потребителя и которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета сделки.
Статья 23. Призыв к бойкоту продавца Призывом к бойкоту продавца или его товара являются организованные конкурентом, непосредственно или через посредника, действия, направленные на отказ покупателей от установления договорных отношений с продавцом или приобретения его товаров.
Статья 24. Призыв к дискриминации покупателя (поставщика) Призывом к дискриминации покупателя (поставщика) являются действия конкурента покупателя (поставщика), непосредственно или через посредника, направленные на принуждение поставщика (покупателя) к отказу от заключения договора или применению дискриминирующих условий к иным покупателям (поставщикам) по равнозначным договорам.
Статья 25. Призыв к разрыву договора с конкурентом Призывом к разрыву договора с конкурентом являются действия субъекта рынка направленные на невыполнение или выполнение ненадлежащим образом договорных обязательств иного субъекта рынка - участника договора с конкурентом, путем предоставления или предложения, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, других преимуществ либо необоснованном препятствовании субъекту рынка в осуществлении им своей деятельности.
Статья 26. Подкуп работника поставщика Подкупом работника поставщика является предоставление ему конкурентом покупателя, непосредственно или через посредника, имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником поставщика служебных обязанностей, что привело или могло привести к получению конкурентом покупателя определенных преимуществ перед покупателем и (или) убыткам покупателя.
Статья 27. Подкуп работника покупателя Подкупом работника является предоставление ему конкурентом поставщика, непосредственно или через посредника, имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя служебных обязанностей, что привело или могло привести к получению конкурентом поставщика определенных преимуществ перед поставщиком и (или) убыткам поставщика.
Статья 28. Неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну Неправомерным использованием информации, составляющей коммерческую тайну, является использование без разрешения правообладателя при осуществлении предпринимательской деятельности сведений, составляющих в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую тайну.
РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КОНКУРЕНЦИИ
Глава 4. Государственное участие в предпринимательской деятельности
Статья 29. Принципы участия государства в предпринимательской деятельности Принципами участия государства в предпринимательской деятельности являются: 1) законность; 2) обоснованность; 3) ограниченность; 4) несостязательность.
Статья 30. Участие государства в предпринимательской деятельности Участие государства в предпринимательской деятельности осуществляется путем: 1) создания государственных предприятий; 2) участия в уставных капиталах юридических лиц.
Статья 31. Основания участия государства в предпринимательской деятельности 1. Государство участвует в предпринимательской деятельности в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в следующих случаях: 1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества; 2) использования стратегических объектов, находящихся в государственной собственности; 3) наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует конкуренция, либо недостаточно развита конкуренция. 2. Создание государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству и аффиллированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда они создаются решением Правительства Республики Казахстан или такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа. 3. В случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, орган, принимающий решение о создании государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, предоставляет в антимонопольный орган ходатайство о таком создании с предоставлением обосновывающих материалов по форме, установленной антимонопольным органом. Антимонопольный орган обязан в течение 60 календарных дней с момента поступления ходатайства, направить лицу, представившему ходатайство, обоснованное решение о согласии или отказе в выдаче такого согласия. В ходе рассмотрения ходатайства антимонопольный орган вправе запросить дополнительную информацию, необходимую для принятия решения. На период предоставления дополнительной информации, срок рассмотрения ходатайства приостанавливается, о чем письменно антимонопольный орган обязан уведомить лицо, подавшее ходатайство. 4. Антимонопольный орган отказывает в выдаче согласия на создание государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, если такое создание ведет к ограничению конкуренции. 5. Решение антимонопольного органа о согласии на создание государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, может быть обусловлено выполнением лицом, подавшем ходатайство, определенных требований и обязательств, которые устраняют или смягчают отрицательное влияние такого создания на конкуренцию. 6. Создание государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству и аффилиированных с ними лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан, без предварительного согласия антимонопольного органа, может быть признано в судебном порядке недействительным по иску антимонопольного органа. 7. Требования пунктов 2-6 настоящей статьи распространяются только на случай, предусмотренный подпунктом 3) пункта 1 настоящей статьи.
Статья 32. Государственная монополия 1. Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения путем закрепления законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им. 2. Реализация исключительного права осуществляется путем создания субъекта государственной монополии. Субъектом государственной монополии может быть только государственное предприятие, созданное Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом по поручению Правительства Республики Казахстан. 3. Субъекту государственной монополии запрещается: 1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров; 2) владеть акциями или долями участия в уставном капитале, а также иным образом участвовать в деятельности юридических лиц; 3) переуступать права, связанные с государственной монополией. 4. Государственное регулирование деятельности субъектов государственной монополии осуществляется в соответствии с законом Республики Казахстан. 5. При введении государственной монополии соблюдаются следующие условия: 1) субъекты рынка должны быть извещены о данном решении не менее, чем за шесть месяцев до его введения в действие; 2) субъекты рынка, занимавшиеся производством, продажей или пользовавшиеся этим товаром в течение шестимесячного срока, вправе осуществлять реализацию этого товара, за исключением совершения сделок, срок исполнения которых превышает вышеуказанный срок.
Глава 6. Антиконкурентные действия государственных органов
Статья 33. Антиконкурентные действия государственных органов 1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, антиконкурентные действия государственных органов, выразившиеся в принятии актов либо решений, письменных или устных указаний, заключении соглашений или совершении иных действий, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции или ущемлению законных прав потребителей, за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены законами Республики Казахстан. 2. Антиконкурентными действиями государственных органов, в том числе, признаются: 1) введение ограничений в отношении создания субъекта рынка в какой-либо сфере деятельности; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности субъекта рынка; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений прав субъекта рынка на реализацию товаров; 4) указания субъекту рынка о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей, либо первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов или о заключении в приоритетном порядке договоров; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора субъектов рынка, которые предоставляют такие товары; 6) действия, направленные на повышение, снижение или поддержание цен; 7) действия, направленные на раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей; 8) ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранение с него субъектов рынка; 9) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами.
Статья 34. Государственная помощь 1. Государственной помощью является предоставление государственными органами Республики Казахстан в целях, предусмотренных настоящим Законом, субъектам рынка имущества и (или) денежных средств, которые обеспечивают отдельным субъектам рынка по сравнению с другими субъектами рынка более выгодные условия ведения предпринимательской деятельности на соответствующем товарном рынке.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |