|
|
|
07.06.2008 Бюджет стремится к результату
В республике началась разработка Бюджетного кодекса в новой редакции. Этот законодательный акт отличается тем, что предусматривает нормы по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат. Подготовка документа осуществляется в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана нынешнего года. В рамках планируемых реформ намечен пересмотр бюджетного устройства, Национального фонда, структуры бюджета, государственного и гарантированного государством долга. Новеллы охватят также бюджетный процесс, полномочия участников бюджетных правоотношений, отчетность и контроль за его исполнением, а также ответственность за нарушения законодательства в данной сфере. Основное отличие существующего бюджетного планирования от бюджетирования, ориентированного на результат, заключается в переходе от метода «управления бюджетными средствами» к методу «управления результатами». Достигается это путем повышения ответственности и расширения самостоятельности администраторов бюджетных программ и всех участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров. При использовании нового метода бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные средства имеют четкую привязку к предоставляемым услугам или видам деятельности. При их планировании основное внимание уделяется обоснованию прямых и конечных результатов бюджетных программ. Намеченная реформа предполагает формирование среднесрочного бюджета для планирования достижения стратегических целей на период, превышающий один год, а также более точного расчета объема ресурсов, которым располагают и управляют администраторы бюджетных программ. Планируемый период разработки республиканского и местных бюджетов будет составлять три года. При этом закладывающиеся показатели второго года утвержденного бюджета становятся отправной точкой при разработке проекта бюджета на следующий трехлетний период с учетом анализа изменения внешних и внутренних факторов и условий. По новой схеме бюджетное планирование будет направлено на достижение целевых индикаторов результативности деятельности государственных органов, определенных в стратегических планах их развития. И здесь необходимо сфокусироваться на результатах осуществления бюджетных расходов. Главным же показателем эффективности предоставления услуг является удовлетворенность потребителей их качеством. И в зависимости от этого определяется целесообразность продолжения финансирования тех или иных расходов госоргана за счет бюджета. При таком раскладе важно правильно выявить показатели, по которым можно оценить результаты работы министерств и ведомств и использовать их на всех стадиях бюджетного процесса — от планирования до контроля за исполнением. В текущем году казахстанскому Парламенту предстоит рассмотреть и впервые принять бюджет на 2009—2011 годы. Он призван обеспечить достижение намеченных конечных результатов на три года вперед. Выбранный подход подразумевает долгосрочное бюджетное планирование и будет определять среднесрочную перспективу развития страны, а также основные направления деятельности Правительства. Стоящая же цель всем известна — обеспечить неуклонный рост конкурентоспособности республики, создать более благоприятные условия для повышения благосостояния граждан. Для расширения самостоятельности на стадии исполнения бюджета администраторам предполагается дать право перераспределять средства внутри одной бюджетной программы (подпрограммы) по спецификам с сохранением баланса по месяцам. В случае выполнения запланированных мероприятий за меньший объем средств оставшиеся суммы реально направлять на дополнительные мероприятия в рамках одной программы. Администраторы также получат возможность перераспределять средства между бюджетными подпрограммами в пределах одной бюджетной программы. И применять недоиспользованные суммы целевых трансфертов по завершенным в текущем финансовом году местным бюджетным программам в случае достижения конечных результатов с использованием меньшего объема целевых трансфертов из вышестоящего бюджета. Согласно действующему Бюджетному кодексу, являются самостоятельными, утверждаются и исполняются республиканский, областные, бюджеты города республиканского значения, столицы, района (города областного значения). Таким образом, бюджеты административно-территориальных единиц ниже районного звена не разрабатываются. Другими словами, в селах, поселках, городах районного подчинения нет самостоятельных бюджетов. Между тем вопрос формирования самостоятельных бюджетов на этом уровне обретает большое политическое и социальное значение. Самостоятельные сельские бюджеты имеют право на существование. Ведь поселковые, городские (районного подчинения) акимы, не располагая финансовыми ресурсами, не в состоянии принимать заметного участия в решении локальных социально-экономических задач, житейских проблем населения. Думается, при пересмотре Бюджетного кодекса данный вопрос найдет свое положительное решение. Бюджеты сел, поселков, городов (районного подчинения) должны разрабатываться, утверждаться и исполняться. Их надо признать в качестве самостоятельного уровня бюджетов, входящих в состав бюджетов районов. При этом следует определиться, какие расходы и доходы могут быть переданы из районных в сельские бюджеты. В целом, принятие Бюджетного кодекса обеспечит внедрение нового механизма системы государственного планирования и бюджетирования на всех уровнях бюджетной системы. И наряду с другими факторами — прозрачность и подконтрольность обществу деятельности госорганов и использования ими бюджетных средств. При подготовке кодекса Правительству, полагаю, нужно сконцентрироваться на разработке инструкций и методик с конкретным предметом регулирования, раскрывающих суть новой модели планирования. Целесообразно также утвердить методику определения целевых индикаторов результативности и показателей качества и количества предоставляемых услуг, которые являются неотъемлемой частью стратегических планов развития и меморандумов. Важно и установить порядок проведения внешнего мониторинга и оценки реализации программных документов нового формата. В последние годы в нашей стране предпринят ряд важных шагов по реорганизации бюджетного процесса в рамках реформы государственного управления. Улучшилось налоговое и бюджетное планирование, достигнута стабильность финансовой системы. Вся работа, осуществляемая сегодня Правительством и Парламентом, направлена на создание такой модели бюджетирования, которая гарантировала бы наибольшую пользу от использования государственных средств, подконтрольность госорганов обществу, ориентацию бюджетного процесса на прозрачное распределение финансовых ресурсов и максимально эффективное управление ими в соответствии с приоритетами государственной политики.
Тулебек КОСМАМБЕТОВ, депутат Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |