|
|
|
10.06.2008 Доклад Вице-министра экономики и бюджетного планирования М. Кусаинова
Құрметті төраға! Құрметті жұмыс тобының мүшелері!
Бүгін Сіздердің қарауларыңызға «Концессия мәселелері бойынша кейбір заңнамалық актілерге өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасын Заңының жобасы ұсынылып отыр. Бұл Заң жобасының негізгі мақсаты концессионердiң қаражаты есебiнен жаңа объектiлердi құру (салу) және қайта жаңғырту, сондай-ақ концессионерлерге мемлекеттік меншiк объектiлерiн уақытша иелену және пайдалану құқықтарын беру арқылы мемлекеттік бюджеттің шығындарын қысқарту мен мемлекеттік меншікті басқарудың нәтижесін арттыру.
Форма взаимодействия государственного и частного секторов, предусматривающая полную или частичную передачу субъектам частного сектора ответственности за оказание услуг, традиционно относящихся к сфере ответственности государственного сектора, на условиях справедливого разделения между его участниками рисков и выгод, а также контроля со стороны государства. Привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию социально важных инфраструктурных объектов позволит переориентировать бюджетные средства на другие направления с целью повышения качества жизни населения страны. Законопроект разработан Правительством РК с учетом лучшей международной практике и по рекомендациям Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также Азиатского Банка Развития. Как Вы знаете, перед Государством постоянно стоит увеличивающаяся потребность изыскивать достаточное финансирование для развития инфраструктуры. Адекватным реагированием на происходящее предлагается усовершенствовать институт концессии, поскольку концессия является эффективным способом привлечения частных инвестиций, а также инновационных подходов управления частных компаний в социально-важные инфраструктурные проекты, где Правительство и бизнес выступают как равноправные партнеры. Необходимость внесения законопроекта связана с наличием ряда недостатков в действующем законодательстве, которые препятствуют качественной подготовке процесса передачи объектов в концессию. Учитывая значительные объемы привлекаемых инвестиций и социальной значимости объектов концессии, необходима более тщательная проработка вопросов планирования и передачи объектов в концессию, с целью недопущения ущемления государственных интересов. Кроме того, слабая коммерческая привлекательность объектов, передаваемых в концессию, ограниченность инструментов государственной поддержки приводит к тому, что в Казахстане ни государственным, ни частным сектором не могут быть в полной мере использованы преимущества концессионных механизмов. В настоящее время, затруднительно передавать в концессию объекты автодорожной и коммунальной (водопроводы) отраслях и т.д. Законопроект предусматривает внесение дополнений и изменений: в законы Республики Казахстан «О концессиях» и «Об автомобильных дорогах», в Налоговый и Бюджетный кодексы, по четырем основным блокам вопросов: 1. Расширение видов государственной поддержки концессионера. 2. Процедуры передачи объектов в концессию. 3. Усиление институциональной системы. 4. Увеличение привлекательности концессионных проектов в автодорожной отрасли.
Первый блок вопросов касается расширения видов государственной поддержки концессионных проектов. Вводятся следующие: - возможность государственного софинансирования концессионного проекта на этапе строительства объекта посредством осуществления бюджетных инвестиций; - возможность предоставления гарантий потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг); - компенсация определенного объема инвестиционных затрат концессионера. Дополнительные виды государственной поддержки концессионеру дают возможность обеспечить окупаемость проекта, коммерческую привлекательность, а также долгосрочную стабильность доходов. При этом основным условием для предоставления дополнительных видов господдержки является тщательный анализ проекта и оценка эффективности такой поддержки. Второй блок вопросов касается совершенствования концессионных процедур. Усиливается процедура подготовки и отбора концессионных предложений. ТЭО концессионных проектов будут разрабатываться за счет бюджетных средств в конкурентной среде до формирования перечня объектов, передаваемых в концессию. Планируется проведение экономических экспертиз: концессионных предложений, ТЭО концессионных проектов, концессионных проектов потенциальных концессионеров. На стадии концессионных предложений и разработке ТЭО будут детально изучены и применены альтернативные варианты реализации концессионного проекта на предмет эффективности технических, экологических, экономических и социальных решений. На стадии формирования перечня объектов, передаваемых в концессию, будут определены совокупные меры государственной поддержки по каждому объекту. Третий блок. Усиление институциональной системы. В условиях усложнения схем государственной поддержки концессий необходимо четкое разграничение полномочий центральных и местных исполнительных органов с целью более качественной координации процессов передачи объектов в концессию. Предлагается привлечение профессиональных организаций для разработки ТЭО, экспертизы предложений и ТЭО, экспертизы концессионных проектов. По всем предложениям частного сектора предлагается проведение экономической экспертизы со стороны государства, с целью обеспечения баланса интересов государства и бизнеса. Для этого планируется создать специализированную организацию по вопросам концессии, основными функциями которой будут являться: экспертиза концессионных предложений отраслевых министерств и акиматов, которые поступили в МЭБП; экономическая экспертиза ТЭО объектов, возможных к передаче в концессию; оценка и экспертиза представленных концессионных проектов в ходе проведения конкурса по выбору концессионера. Четвертый блок предусматривает внесение изменений в законодательство по вопросам автомобильных дорог, направленных на увеличение привлекательности концессионных проектов в автодорожной отрасли. Поправки направлены на исключение обязательности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам, возможность взимания концессионером сбора за проезд, предоставление льгот отдельным категориям граждан с бюджетным возмещением потерь концессионера. В процессе обсуждения в Мажилисе Парламента РК, рядом депутатов были инициированы поправки по предоставлению бесплатного проезда по безальтернативным платным автомобильным дорогам отдельных категорий физических и юридических лиц, которые были приняты на заседании Мажилиса Парламента РК. В ходе рассмотрения Законопроекта Мажилисом Парламента РК, также дополнительно приняты поправки в Земельный кодекс РК, касающиеся прав на безвозмездное землепользование концессионерами. Внесены изменения и дополнения в Законы РК «О железнодорожном транспорте», «Об инвестициях», «Об электроэнергетике», «О рынке ценных бумаг» для приведения норм данных нормативных правовых актов в соответствие с Законопроектом. По всем поправкам получено положительное заключение Правительства РК, кроме поправки, вносимой в Закон РК «О естественных монополиях», принятие которой считает нецелесообразной. Внесенная поправка противоречит основной идее концессии - созданию условий для качественного предоставления услуг потребителям и закона «Об естественных монополиях» в части обеспечения защиты интересов потребителей услуг естественных монополий, достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии Помимо регулирования цен и тарифов законодательство «О естественных монополиях» предусматривает конкретные обязанности субъекта естественной монополии в части учета интересов потребителей их услуг (статья 7) и их ответственность. Основное, что важно для обеспечения инвестиционной привлекательности концессионных проектов - гарантии возврата инвестиций через разумные тарифы. Учет интересов концессионеров в рамках действующего законодательства части возврата инвестиций, считаем возможным реализовать через утверждение уполномоченным органом инвестиционного тарифа, действующего до полной окупаемости вложенных инвестиций, предельного тарифа и других механизмов регулирования. Құрметті депутаттар! Негізінен Заң жобасын қабылдау: концессиялық схемаларды қолданудың аясын кеңейтіп, экономиканың жеке секторын тартуға арналған икемді механизмдермен қамтамасыз етуге; инфрақұрылым объектілерін құру үшін жеке инвестицияларды тарту жағдайларын жақсартуға; концессиялық жобаларды жүзеге асыру процедураларын жетілдіруге; мемлекет пен бизнес мүдделерінің теңдігін қамтамасыз етуге жағдай жасайды. Ірі инфрақұрылымдық жобаларды қаржыландыруда концессия институтын қолдану, келешекте Қазақстанның әлемдік нарықта бәсекеге қабілеттілігін арттыратын факторлардың бірі деп есептеймін. Сонымен қатар, халықтың әлеуметтік әл ауқатын жақсартуға бағытталған мемлекеттік саясатты жүзеге асыру біздің бәрімізге жүктеліп отырғандығын, сондай-ақ мемлекеттік қызметтің ең басты тетігі екендігімізді ұмытпауымыз қажет. Сондықтан, мемлекеттік саясатты және өзіміздің моральдық қасиеттерімізді басшылыққа ала отырып, болашақ ұрпақтың салауатты өмір сүруіне осы кезден бастап жағдай жасауымыз қажет. Бұл мақсат тек мемлекеттің ғана мүддесі болмай, жеке саланың да мүдделерімен теңдес болуы тиіс. Осыған байланысты, алға қойған мақсаттарға жету үшін Қазақстанда концессия институтын дамутыды тиімді деп санаймын.
Назарларыңызға рахмет!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |