|
|
|
Источник: Сайт газеты «Вечерний Алматы» (www.vecher.kz/)
13.06.2008 Наши туристы уже сталкиваются с проблемами
Лето, солнце, море, пляж так и манят вырваться из душного офиса и отправиться куда-нибудь отдохнуть. Именно в это время увеличивается и количество жалоб, поступающих в Общество защиты прав потребителей
Многие туристы недовольны качеством предоставленных услуг: то рейс задержали, то не в тот отель поселили. И это еще далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются люди. - Сезон только начался, поехали отдыхать первые туристы, и у них уже возникают неприятности. Летом к нам обычно обращается очень много людей. Примерно треть всех жалоб приходится на туристические компании, - рассказывает президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко.
Трое суток в аэропорту
Сейчас Лига потребителей Казахстана разбирает сразу несколько случаев. Например, недавно к ним обратилась группа людей. Они пожаловались на одну из туристических компаний. Их рейс задержали на восемьдесят три часа! Пассажирам чартерного рейса, следовавшего по маршруту Алматы-Утапао-Алматы, пришлось дожидаться вылета в зале ожидания. При этом сотрудники авиакомпании толком так и не объяснили причину столь длительной задержки. Пассажиров не обеспечили вовремя горячим питанием и не предоставили номер в гостинице, как положено поступать в таких случаях. В итоге они потеряли уже оплаченные дни отдыха. А когда туристы все же благополучно добрались до желанного курорта, то их поселили не в том отеле, который был указан в договоре. Номера, где отдыхающим пришлось жить, были ниже по уровню сервиса и гораздо менее комфортны. Мало того, в отеле практически не соблюдались санитарно-гигиенические условия. - В этом случае компания должна возместить ущерб, во-первых, за гостиницу, во-вторых, за горячие обеды, завтраки и ужины, которые туристы покупали сами и, в-третьих, стоимость авиабилета. Сейчас мы как раз разбираемся с этим случаем, - говорит Светлана Савченко.
Другие случаи на отдыхе
Группа туристов из семидесяти человек отправилась в Шарм-Эль-Шейх. Сначала они хотели отдохнуть десять дней, что и было указано в договоре, но вместо этого им навязали четырнадцать. Туристы согласились заплатить за две недели отдыха. И все было бы прекрасно, однако вместо гостиницы в пять звезд, которую они заранее оплатили, туристов поселили в четырехзвездочном отеле, существенно отличавшемся как по стоимости, так и по условиям проживания. А спустя десять дней отдыхающим предложили вылететь, как и было оговорено в начале. Мотивировали же это тем, что самолет летит сейчас и позже туристы просто не смогут попасть домой. Еще один нашумевший случай произошел в международном аэропорту Алматы в июле прошлого года, однако ситуация не разрешилась до сих пор. У турецкого аэробуса А-310, улетавшего в Анталью, при взлете отказал двигатель. Заметив неполадки, экипаж совершил экстренное торможение, во время которого загорелось шасси. Сразу после остановки самолета экипаж вместо того, чтобы помочь пассажирам, в срочном порядке уничтожал записи бортового самописца. К тому же, как выяснилось, ни одна из бортпроводниц не владела ни казахским, ни русским языками и поэтому не смогла объяснить пассажирам, что случилось. В итоге эвакуация вызвала панику. В давке пострадали шесть человек. - Сейчас мы требуем, чтобы этой компании не выдавали лицензию до тех пор, пока они не исполнят обязательства перед потребителями и не возместят им ущерб, - говорит Светлана Юрьевна.
Советы от профессионала
Светлана САВЧЕНКО, президент Национальной лиги потребителей Казахстана
Как выбрать туроператора?
Сначала желательно найти не одну, а несколько турфирм и собрать о них как можно больше сведений: почитать в газетах, журналах, в Интернете. Затем выбранные турфирмы нужно обзвонить и узнать цены на путевку с одинаковыми условиями, чтобы потом можно было сравнить. Приехав в фирму, обязательно попросите показать лицензию и свидетельство о регистрации. Уважающие себя организации вам не откажут. Более того, они нередко выставляют эти документы на видное место. Следует обратить внимание и на внешний вид офиса: как выглядят сотрудники, какая в офисе мебель, есть ли собственные каталоги. В данном случае важно все. Также турфирма может дать новым клиентам координаты туристов, которые уже пользовались ее услугами, показать видео с отдыха, дать почитать книгу отзывов, если она у них, конечно, есть. Наконец, самый важный шаг - подписание договора. Прежде всего, надо тщательно изучить документ. Он обязательно должен содержать приложение № 1, иначе договор можно считать недействительным. В нем должны быть описаны все виды услуг, которые входят в стоимость путевки, а также показано расположение отеля, его фотография и даже снимок комнаты, за которую вы платите деньги. Также надо выяснить, какие предоставляются дополнительные услуги и сколько они стоят. Например, включены ли в путевку экскурсии, на каком языке они проходят. В договоре должны четко определяться права и обязанности сторон, причем они должны быть равными. Если же компания не соглашается внести ваши предложения в договор, то, возможно, если возникнет спорная ситуация, на вас ляжет слишком много ответственности и вы можете потерять деньги. Необходимо также посмотреть, какие именно обязанности возлагает на себя компания. Обязательно проследите за тем, чтобы правильно была оформлена страховка. А то нередко бывает так, что люди приезжают отдыхать и не могут получить ни одной услуги. Происходит это по одной простой причине - туристы не могут дозвониться до местной страховой компании. Поэтому самый лучший выход - связаться с этой организацией еще до вылета и узнать, насколько тесно контактирует с ней турфирма, а также выяснить другие важные вопросы. Например, насчет медицинских услуг. Будут ли они оказываться бесплатно или же компания потом вернет вам деньги. Кстати, когда будете заключать договор, обязательно требуйте фискальный чек. Если вдруг у вас возникнут претензии и надо будет доказать, сколько вы заплатили, этот документ вам пригодится.
Что делать, если нарушаются условия договора
Например, вас поселили не в том отеле, что указан в договоре. В таком случае надо составить акт и обязательно найти свидетелей. Ими могут быть как ваши соотечественники, так и граждане соседних стран, например, России. Обязательно укажите их адреса и телефоны. Ясную картину поможет составить также видео- и фотосъемка. Например, вы можете сфотографировать отель, в который вас поселили, чтобы потом можно было показать, чем он отличается от указанного в договоре.
Как возместить ущерб за некачественный отдых?
Претензия к турфирме пишется в свободной форме в досудебном порядке, причем обязательно в двух экземплярах. Вы просто излагаете все то, что вас не устраивает и требуете возмещения материального ущерба. Кстати, на претензии обязательно должен стоять исходящий номер. В случае же, если турфирма ее не примет, нужно будет отправить документ по почте с описью. Но вернемся к вопросу о материальном ущербе. Как правильно его подсчитать? Прежде всего, он должен быть основан на базе имеющихся доказательств. Например, многие задаются вопросом: как доказать, сколько звездочек было у гостиницы. На самом деле, это совсем несложно. Достаточно просто сфотографировать отель или же взять рекламный проспект. Материальный ущерб должен подтверждаться документально: чеками, приходными кассовыми ордерами, фотографиями, видеосъемками… Если человек решит сам обратиться в суд, он должен заплатить госпошлину в размере одного процента от суммы иска и половину минимального расчетного показателя за моральный ущерб, причем вне зависимости от суммы иска. Если же ваши интересы будет представлять Общество по защите прав потребителей, оно от уплаты госпошлины освобождается.
Если задержали рейс
В этом случае перевозчик должен выплачивать три процента от стоимости авиабилета за каждый час просрочки. После четырех часов ожидания авиакомпания должна обеспечить людей горячим питанием, а после десяти - предоставить номер в гостинице. Но это не освобождает от оказания услуги и она не должна превышать стоимость авиабилета. Если вам ничего из вышеперечисленного не предложили, вы спокойно можете потратить на это свои деньги, однако вернувшись, выставить счет компании, с которой заключали договор.
Елена Соколова Тел.279-68-42
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |