|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
23.06.2008 Совет да любовь.
Недавно в парламенте прошла его презентация. Разработчики полагают, что кодекс не только приведет в соответствие с реалиями сегодняшних дней брачно-семейные отношения, которые пока регулируются законом, принятым 10 лет назад, но и значительно упрочит в Казахстане институт семьи. «Литер» совместно с Минюстом РК предлагает вниманию читателей основные нормы и положения проекта Кодекса «О браке (супружестве) и семье». Проект направлен как на кодификацию (систематизацию) нормативных правовых актов и обеспечение защиты прав и интересов семьи и ребенка, так и предусматривает ряд новых правовых положений касательно брака и семьи. Действующий в настоящее время закон «О браке и семье» (принят 17 декабря 1998 года) устанавливает и регулирует данные отношения, а также гарантии их осуществления, обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики. Положения действующего закона, безусловно, нашли свое отражение в проекте кодекса. В частности, из 213 статей закона «О браке и семье» 170 статей были доработаны с учетом предложений заинтересованных государственных органов, общественных и неправительственных организаций. Всего проект кодекса состоит из 279 статей, из которых 110 являются новыми. Структура кодекса состоит из двух частей - общей и особенной, что дает возможность достичь необходимой кодификации законодательства. Проектом предлагается ввести понятие «супружество», а также даются новые определения понятиям «патронат (приемная семья)», «подкидыш (брошенный ребенок)», «отказной ребенок», «дети (ребенок) сироты» и «суррогатное материнство». Также проектом предусматривается множество новелл, направленных на защиту интересов семьи и ребенка. В качестве примеров можно привести положения, предусматривающие: 1. Тайну личной и семейной жизни граждан, которая охраняется законом (статья 54). Предусмотрена обязанность должностных лиц, осуществляющих государственную регистрацию таких актов гражданского состояния, сохранять тайну личной и семейной жизни граждан. Предметом тайны также являются действия должностных лиц организаций здравоохранения, занимающихся искусственным оплодотворением или имплантацией эмбриона, и нотариусов, удостоверяющих договор суррогатного материнства. 2. Недопущение заключения брака между лицами одного пола (подпункт 1 статьи 12 проекта кодекса). 3. Введение понятия «прекращение брака» (статья 15 проекта кодекса). Под этим понятием понимается прекращение фактических и юридических отношений между супругами в результате не зависящих от них обстоятельств (смерти, объявлении одного из них умершим или безвестно отсутствующим) либо в результате действий по личной воле как обоих, так и одного из супругов путем расторжения брака (супружества). 4. Введение отдельных понятий по таким институтам, как «опека», «попечительство». 5. Установление требований к подбору патронатных воспитателей (статья 132). 6. Установление порядка заключения, расторжения договора о передаче ребенка на воспитание. 7. Выплату алиментов детям, обучающимся по дневной форме, до 21 года. 8. Ответственность юридических лиц за несвоевременность перечисления алиментных выплат. 9. Невозможность выезда за пределы Республики Казахстан без подтверждения отсутствия задолженности по алиментам. Законопроект предусматривает уточняющую норму о том, что фактическое сожительство не является браком. Кодексом предполагается регламентировать в брачном договоре не только отношения между супругами, но и имущественные отношения их детей. Особое внимание Министерство юстиции, являвшееся разработчиком кодекса, уделило вопросам усыновления, которые сегодня являются наиболее актуальными и требующими постоянного внимания, в особенности усыновления иностранцами. В частности, Минюст намерен решить проблему насилия усыновителей над усыновленными. К сведению, согласно статданным, в 2007 году иностранцами усыновлены (удочерены) 757 детей - граждан Республики Казахстан, из которых более половины (467) детей - гражданами США, 129 - Испании. Казахстанцы усыновили 3227 детей. В проекте кодекса предусмотрена специальная глава 12, посвященная усыновлению (удочерению) ребенка, которое предполагается подразделять на внутреннее и международное. При этом международное усыновление (удочерение) детей Казахстана возможно только в страны, имеющие равнозначные с Казахстаном международные обязательства в сфере защиты прав и интересов детей (пункт 4 статьи 79). Агентствам, осуществляющим деятельность по поиску усыновителей и оформлению процедуры усыновления, для официального признания государством их правомочий необходимо будет пройти процедуру аккредитации в уполномоченном органе в области защиты прав и интересов детей. Кроме того, проект в части вопросов усыновления (удочерения) предусматривает: 1. Отдельные статьи, закрепляющие обязанности лиц, претендующих на усыновление (статья 80); права и обязанности усыновителя (статья 81); момент наступления прав и обязанностей усыновителей (статья 83). 2. Расширение перечня лиц, которые не могут быть усыновителями. Это лица, не имеющие постоянного места жительства; лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением фактического воспитания ребенка не менее трех лет в случае смерти его матери или лишения ее родительских прав (подпункты 7, 12 пункта 2 статьи 86). Особенная часть проекта четко определяет порядок регистрации государственными органами каждого вида актов гражданского состояния, регулирование которых сегодня осуществляется на подзаконном уровне.
Подготовила Александра АЛЕХОВА, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |