|
|
|
26.06.2008 Интеграция - самый актуальный вектор развития на евразийском пространстве
В октябре 2007 года главы государств на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Душанбе приняли решение о переходе к более высокому этапу интеграции - созданию Таможенного союза. Президенты шести государств при этом решили, что Таможенный союз будет формироваться на начальном этапе тремя государствами: Белоруссией, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана будет происходить по мере готовности их экономик и законодательств. О задачах ЕврАзЭС, планах на будущее газете «ЛИТЕР-Неделя» рассказал генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров. ЛИТЕР-Неделя: Таир Аймухаметович, каковы первоочередные задачи, стоящие перед ЕврАзЭС на современном этапе развития? Т.М.: Сегодня сообщество решает очень важную историческую задачу - создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Эти страны идут в авангарде интеграционных процессов. Они должны сделать прорыв в экономических отношениях и показать пример взаимовыгодного сотрудничества другим странам постсоветского пространства. Кроме того, напомню, приоритетными направлениями сотрудничества государств ЕврАзЭС являются энергетика, транспорт, агропромышленный комплекс, инновационные технологии, а также блок социально-культурных вопросов. Важными задачами, стоящими сегодня перед ЕврАзЭС, можно назвать и создание условий для инвестиционно-инновационного развития экономик, объединение имеющегося научного и технического потенциала, а также разработку и реализацию совместных крупных инновационных проектов в приоритетных отраслях, что обеспечит динамичность развития и конкурентоспособность национальных экономик государств - членов сообщества. ЛИТЕР-Неделя: Какие программы и проекты сегодня совместно реализуются странами - участниками ЕврАзЭС? Т.М.: В настоящее время в ЕврАзЭС разрабатываются и совместно реализуются межгосударственные целевые программы в таких приоритетных сферах, как формирование единого транспортного пространства и общего энергетического рынка, эффективное использование водноэнергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона, мирное использование атомной энергии, развитие приоритетных направлений науки и технологий. Что касается инновационных проектов, то в 2008 году мы приступили к разработке межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии», которая является пилотным проектом сообщества в научно-технологической и инновационной сфере и позволит нашим странам использовать самые современные высокоэффективные технологии для производства конкурентоспособной биопродукции для медицины, сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Для объединения научного потенциала наших стран по инициативе президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева создается Евразийский экономический клуб ученых, который будет эффективно участвовать в развитии сообщества. В Астане Координационный совет утвердил устав и программу действий этого клуба. В реализации крупных инвестиционных проектов на постсоветском пространстве важную роль мы отводим Евразийскому банку развития (ЕАБР), который был учрежден в 2006 году Россией и Казахстаном с уставным капиталом 1,5 млрд долл. В настоящее время в кредитном портфеле банка находятся значимые проекты на территории России, Казахстана и других стран сообщества. ЕврАзЭС стремится постоянно расширять многоплановое сотрудничество наших стран не только в торгово-экономической, но и в социальной и культурно-гуманитарной областях. Напомню: в шести странах сообщества проживает 206 миллионов человек, именно для них реализуется программа «Десять простых шагов навстречу простым людям». Она обеспечивает всем гражданам государств сообщества равные условия получения образования, медицинской помощи, свободной подписки и доставки периодических изданий, распространения программ телевидения и радио. Ряд принятых международно-правовых документов был нацелен на обеспечение свободного пересечения границ гражданами стран сообщества, создание условий и льготного режима перевозки ими багажа и грузов, пересылки денежных средств и почтовых отправлений. В октябре 2007 года в Душанбе президенты государств - участников ЕврАзЭС приняли решение сформировать новую миграционную политику. Для реализации этого решения создан Совет руководителей миграционных служб, определивший комплекс задач, из которых главная - совместно сформировать миграционную политику, которая устроит как страны исхода мигрантов, так и государства, нуждающиеся в притоке рабочих рук. Но здесь появляется очень серьезная проблема: незаконная миграция. Только взаимодействуя с руководством ОДКБ, мы сможем направить в правовое русло надлежащее обеспечение заинтересованных стран трудовыми ресурсами и пресечь незаконную миграцию. С генеральным секретарем ОДКБ Н.Н. Бордюжей в апреле этого года мы на совместном заседании секретариатов рассмотрели эти проблемы и наметили план действий. ЛИТЕР-Неделя: На какой стадии сегодня находится процесс создания Таможенного союза? Т.М.: Прежде всего хочу напомнить, что при создании ЕврАзЭС первоочередной задачей было обеспечение режима свободной торговли, при котором отменяется взимание таможенных пошлин и сборов на товары, произведенные на территориях наших стран. Благодаря его успешной реализации, объем взаимного товарооборота наших стран увеличился с 29 млрд долл. в 2000 году до 102 млрд долл. в 2007-м, то есть повысился в 3,5 раза! Именно это создало предпосылки к тому, что на саммите в Душанбе 6 октября 2007 года главы государств постановили перейти к следующей, более высокой стадии экономической интеграции - формированию Таможенного союза. Хотелось бы подчеркнуть, что создается такой Таможенный союз, который будет соответствовать всем современным международным стандартам: с единой таможенной территорией, единой внешней границей и единым таможенным тарифом. Для этого будет создан наднациональный орган - комиссия Таможенного союза. Это сложная и многоплановая работа. Она ведется по утвержденному главами государств в октябре 2007 года в Душанбе плану действий по формированию Таможенного союза на 2007-2010 годы. Каждый пункт этого плана требует напряженной эффективной работы по целому ряду направлений. На сегодня уже выполнен первый пункт плана: заложена международно-правовая основа Таможенного союза - главы государств и правительств приняли тринадцать базовых документов. Строго по графику выполняются и все плановые пункты 2008 года. Постоянно работают экспертные группы, ежемесячно заседают заместители председателей правительств, разрабатываются и согласовываются различные документы для вынесения на высший орган ТС - Межгоссовет. Так, план действий, в частности, предусматривает формирование единого таможенного тарифа (ЕТТ), что предполагает создание базового перечня ЕТТ и т. д. По графику идет работа и по пункту плана «Формирование институциональной структуры ТС», определена система органов управления Таможенным союзом, учреждается комиссия ТС. Одновременно идет работа по другим направлениям. Результатом всего этого и станет учреждение в 2010 году полноценного Таможенного союза наших трех государств. ЛИТЕР-Неделя: Остается ли на данный момент актуальным для стран ЕврАзЭС создание единого экономического пространства? Т.М.: Безусловно. При этом в условиях современной мировой глобализации значение создаваемого на пространстве ЕврАзЭС эффективного Таможенного союза только возрастает. Это, несомненно, будет способствовать дальнейшему общему социально-экономическому прогрессу и, в конечном итоге, обеспечению достойного жизненного уровня населению всех наших стран. Вместе с тем в нашем нынешнем понимании единое экономическое пространство - это более амбициозная, трудоемкая и «долгоиграющая» цель. Тот же Европейский союз нам это убедительно демонстрирует. Напомню, что ЕС от «Объединения угля и стали» к своему нынешнему состоянию прошел более чем 50-летний путь. Зону свободной торговли первая шестерка стран формировала с 1958 года по 1969 год. Таможенный союз уже в составе девяти государств создавался еще 9 лет - с 1968 года по 1976 год, а Единый внутренний (общий) рынок формировался с 1987-го по 1992 год. И лишь затем, в 1999-2002 годах, ЕС вступил в стадию экономического и валютного союза, имеющего единый внутренний рынок и единую валюту, проводящего гармонизированную и скоординированную общую экономическую политику всех государств-членов. ЕС - наиболее успешное интеграционное объединение в современной истории. Мы, естественно, внимательно изучаем его опыт, предметно отслеживаем многие интересующие нас аспекты деятельности структур ЕC и вообще стараемся использовать положительный международный опыт в своей деятельности. Поэтому и мы в рамках ЕврАзЭС уже сейчас ведем разработку пакетов документов для формирования нашего единого экономического пространства. ЛИТЕР-Неделя: Имеются ли сегодня у ЕврАзЭС реальные направления сотрудничества с международными организациями? Т.М.: В июле 2007 года главы государств утвердили концепцию международной деятельности Евразийского экономического сообщества. В русле ее реализации на 62-й сессии Генассамблеи ООН 6 декабря 2007 года была принята специальная резолюция «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Евразийским экономическим сообществом». В этом документе подчеркивается важность укрепления диалога, сотрудничества и координации взаимодействия между системой ООН и ЕврАзЭС. Специализированным учреждениям и другим организациям, программам и фондам системы ООН, а также международным финансовым учреждениям предлагается сотрудничать и развивать прямые контакты с ЕврАзЭС для совместного осуществления программ, направленных на достижение их целей. ЕврАзЭС стремится активно использовать возможности международных организаций, в первую очередь ООН, для решения своих насущных проблем. Например, для решения десятилетиями неурегулированного вопроса эффективного использования водноэнергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и юг Казахстана). В сообществе разработана соответствующая концепция, в которой, однако, пока не найден баланс интересов всех сторон. Поэтому Межгоссовет поручил правительствам сторон и секретариату ЕврАзЭС привлечь с помощью ООН независимых международных экспертов для доработки данного вопроса. В настоящее время совместно с соответствующими структурами ООН формируется группа авторитетных международных экспертов. ЕврАзЭС поддерживает и другие устойчивые контакты с ООН, ее функциональными и региональными структурами, расположенными в Европе, включая ЮНЕСКО и ЮНИДО. Такое взаимодействие дает нам возможность полноценно решать вопросы, стоящие перед сообществом. Мы поддерживаем конструктивные контакты и со многими другими международными организациями и объединениями, с которыми у нас имеется общность интересов. И процесс расширения таких партнерских связей в последнее время только ускоряется. ЛИТЕР-Неделя: Какие вопросы рассматривались на последнем Межгоссовете ЕврАзЭС? Что планируется рассмотреть на предстоящем заседании? Т.М.: Межгоссовет, как высший орган ЕврАзЭС, существует на уровне глав государств и глав правительств. О последнем заседании МГС в составе глав государств в Душанбе мы говорили выше. 25 января этого года в Москве состоялось заседание МГС ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Руководители правительств государств сообщества утвердили концепцию формирования единого транспортного пространства ЕврАзЭС, открывающую качественно новый этап интеграции в транспортной сфере. Было рассмотрено развитие социальной сферы в государствах ЕврАзЭС и намечены меры по углублению интеграции в данной области. В ходе заседания главы правительств Беларуси, Казахстана и России подписали 9 соглашений, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Следующее заседание Межгоссовета будет уже на уровне глав государств, его планируется провести осенью этого года. Конечно же, главными темами будет реализация приоритетных направлений деятельности ЕврАзЭС, и прежде всего создание Таможенного союза трех государств. ЛИТЕР-Неделя: Никак не уйти от вопроса о казахстанско-российском партнерстве в деле создания ЕврАзЭС. Насколько эффективна роль этого тандема государств в упрочении фундамента возглавляемой вами организации? Т.М.: Как известно, идея создания такого сообщества принадлежит именно президенту Нурсултану Назарбаеву. Она восходит к его проекту формирования Евразийского союза государств. Эту идею он впервые представил еще в 1994 году в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и на встрече в мэрии Москвы. Главная идея этого проекта - необходимость максимально эффективного использования и укрепления исторически сложившихся торгово-экономических связей наших государств-соседей. Будучи послом Казахстана в России, я был на той встрече. Помню, в зале ученого совета МГУ собралась ведущая профессура одного из крупнейших вузов мира. Я видел лица людей, изумленных тем дерзновенным проектом, их радость тому, что в то время, когда вовсю господствовали центробежные устремления, был предложен этот смелый интеграционный проект. Потом была встреча в мэрии Москвы с представителями деловых кругов, научной и творческой интеллигенцией. Затем - встреча в Центральном доме журналистов с руководителями ведущих российских СМИ. Президента буквально засыпали вопросами. Был и такой: «Не боитесь ли, что Вашу идею не поддержат?», на что Нурсултан Абишевич ответил: «Не боюсь! Не сегодня, так завтра поддержат. От этого мы никуда не уйдем». Сегодня, с высоты прожитых лет, видно, что это была абсолютно прагматичная идея проницательного государственного деятеля, сумевшего заглянуть в будущее и из этого будущего оценить ситуацию 1994 года. Что касается казахстанско-российского стратегического партнерства, то общепризнанным является то, что в новейший период именно последовательный курс руководителей двух государств на добрососедское, взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах обеспечил и динамичное развитие торгово-экономических связей, и решение всего комплекса межгосударственных вопросов, и полноценное культурно-гуманитарное сотрудничество. Он сыграл решающую роль и в 2000 году при создании ЕврАзЭС. Именно высокий уровень двусторонних отношений, обеспеченный президентами Н. Назарбаевым и В. Путиным, гарантировал успешное создание и работу сообщества. Я уверен, что Россия и Казахстан, вместе с Беларусью формирующие в настоящее время Таможенный союз, призваны и впредь быть подлинными локомотивами интеграции, в которую сегодня все активнее включаются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, совместно обеспечивая эффективное развитие нашего Евразийского экономического сообщества. ЛИТЕР-Неделя: Скоро будет отмечаться десятилетие Астаны. Работая послом в Москве, затем акимом области, вы активно выступали за развитие новой столицы. Ваше отношение к этому юбилею? Т.М.: 10 лет и по историческим меркам, и по человеческому восприятию - срок небольшой. Это сегодня Казахстан - страна с модернизированной экономикой и обновленным обществом. Но 10 лет назад и сторонников переезда в новую столицу было не так много. Зато сегодня все казахстанцы осознают, что Астана состоялась только благодаря политической воле Нурсултана Назарбаева, его государственному стратегическому замыслу. В мире сегодня современный облик Казахстана немыслим без Астаны. Создание нашей новой столицы - это явление не только казахстанского, но и глобального характера. Сегодня мы по праву гордимся тем, что за столь короткое время обрели столь впечатляющий новый город, новейший архитектурный облик которого формировался при участии выдающегося архитектора современности Кисе Курокавы. Это роднит Астану с другой столицей - Бразилиа, которую застраивал великий Оскар Нимейер. Строительство обеих столиц явилось смелым и успешным градостроительным экспериментом. Но если Бразилиа была признана лучшим проектом столицы ХХ века, то Астана на сегодня является лучшим проектом века XXI. Строительство Астаны обеспечило также достижение весьма продуктивного принципа «одна страна - два главных города», по типу «Москва - Петербург» «Вашингтон - Нью-Йорк», «Пекин - Шанхай», «Анкара - Стамбул» и т. п. В мою бытность акимом СКО в первой половине 2004 года мы восстановили авиасообщение Петропавловск - Астана. Однако за многие годы его отсутствия люди успели отучиться летать, предпочитая ездить за 500 км на машине. Тогда и родилась идея - показать североказахстанским школьникам Астану, организовав трехдневные авиаэкскурсии. Уже 12 тысяч школьников побывали в новой столице. И эти еженедельные поездки стали традиционными. Они посещают замечательный Байтерек, Музей первого президента, океанариум, другие достопримечательности, видят грандиозные новостройки суперсовременного города, ощущают неподдельную гордость за родной Казахстан, свою сопричастность к достижениям страны, к ее будущему! Подобные экскурсии оказались очень востребованны и для других категорий наших граждан, прежде всего уважаемых ветеранов. Ведь это и их самоотверженный труд продолжается современными достижениями нашего независимого государства, замечательной новой столицей Астаной. По словам ветеранов, это дает возможность полнее ощутить масштаб преобразований в республике, добавляет им жизненного оптимизма. 10-летие замечательной Астаны, несомненно, знаменательный праздник. Состоявшаяся столица нашей страны олицетворяет новый Казахстан в новом мире.
Беседовал Ерлан БЕКХОЖИН, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |