|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
08.07.2008 Оман спрыгивает с трубы Султанат Оман продает свою долю в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). За 7% акций КТК Оман просит $700 млн. Казахстан и Россия имеют приоритетное право на покупку, однако не спешат заявлять о своих планах в отношении возможной сделки. О намерении Омана продать долю сообщил агентству нефтяной информации Интерфакса источник, близкий к КТК. По его словам, Оман не устраивает, что трубопровод не приносит прибыли. Оферта Омана закончилась 30 июня, покупатель уже найден, цена сделки согласована, рассказал источник, уточнив, что покупатель - это не акционер КТК, а «сторонние структуры из Восточной Европы». Впрочем, добавил источник, государственные акционеры КТК - Россия (24%) и Казахстан (19%) - имеют преимущественное право на выкуп доли Омана. По его информации, Россия заинтересована увеличить свое присутствие в проекте, и сейчас Росимущество и Транснефть обсуждают этот вопрос. У России, пояснил он, интерес к увеличению доли в КТК появился в ожидании расширения мощности трубопровода. У Казахстана же, подчеркнул источник, есть «критические замечания к оформлению оферты». По его данным, переговоры между Россией и Оманом о приобретении доли в КТК могут начаться уже в июле, «если Казахстан будет не очень серьезно препятствовать переговорам». При этом источник заметил, что Оман владеет долей в КТК не напрямую, а через офшорные компании, и это может затруднить передачу прав собственности государственным акционерам. Как известно, ранее Россия неоднократно возмущалась экономической неэффективностью КТК, накопившего $5 млрд. долгов. Расширение нефтепровода Москва увязывала с оздоровлением экономики КТК, в частности, за счет повышения тарифа на прокачку нефти и снижения долговой нагрузки. Ни КТК, ни потенциальные покупатели доли Омана ситуацию не комментируют. В КТК «&» сообщили, что до тех пор, пока переговоры не закончатся, никакой информации по ним консорциум дать не может. Аналогично ответили в КазМунайГазе. В Минэнерго отказ от комментариев «&» объяснили тем, что сейчас министерство в первую очередь решает вопрос с переносом начала добычи нефти на Кашагане. Транснефть своими планами по возможному выкупу доли Омана тоже не делится. «Понятно, что основными претендентами на покупку доли Омана становятся Россия и Казахстан, но кто бы из них ни купил эти 7%, контрольного пакета он все равно не получит: у Казахстана будет максимум 26%, а у России - 31%», - сказала «&» аналитик по нефти и газу ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. Возможно, именно это и сдерживает интерес обеих стран к сделке, предполагает она. Кто бы ни купил акции Омана, все равно управлять делами консорциума будут Россия и Казахстан, поделился мнением с «&» аналитик нефтегазового сектора ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин. «Это ведь основные участники КТК: Россия, потому что идея создания консорциума принадлежит ей, а Казахстан, потому что является основным поставщиком нефти по трубопроводу. Хотя могу предполагать, что Казахстан проявит большее желание приобрести пакет Омана, поскольку это позволит уравнять казахстанскую долю в КТК с российской», - считает он. Не исключает эксперт и варианта, при котором каждый из государственных акционеров КТК купит по 3,5% акций Омана. Напомним, что в феврале 2007 года Оман уже пытался продать свою долю в КТК, причем гораздо дешевле - за $200 млн. Покупателем, по данным Reuters, должна была выступить ONGC Mittal Energy Ltd. (OMEL, совместное предприятие индийской нефтегазовой корпорации ONGC и владельца Arcelor Mittal Лакшми Миттала). Желание Миттала получить долю в трубопроводе, который является главным экспортным каналом Казахстана, было вполне объяснимо. В декабре 2006 года Mittal Investments за $980 млн. купила у «Лукойла» 50% Nelson Resources, разрабатывающей в Казахстане ряд месторождений с доказанными и вероятными запасами углеводородов в 269,6 млн. баррелей. Однако по неизвестным причинам сделка между Оманом и OMEL не состоялась. Справка Трубопроводная система КТК, работающая с 2001 года, имеет общую протяженность 1510 км. Она соединяет месторождение Тенгиз в Казахстане с морским терминалом близ Новороссийска в России. Уставный капитал КТК поровну разделен между его государствами-учредителями и частными нефтяными компаниями. Доли частных нефтяных компаний в КТК распределены следующим образом: Chevron - 15%, LUKARCO - 12,5%, Rosneft-Shell - 7,5%, Mobil Caspian Pipeline - 7,5%, Agip International - 2%, BG Overseas - 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures - 1,75% и Oryx Caspian Pipeline - 1,75%. В 2007 году КТК впервые за все время своей деятельности получил чистую прибыль в размере $423 млн. Ранее компания демонстрировала только убытки. Несмотря на прибыль, дивиденды по итогам 2007 года выплачиваться не будут, что связано с отрицательной стоимостью чистых активов консорциума на конец отчетного периода, образовавшейся из-за большой задолженности КТК.
Ксения Бондал
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |