|
|
|
18.07.2008 Заявление ДП «Әділет» о кардинальном пересмотре предложенной Правительством концепции На 21 съезде Федерации профсоюзов Казахстана Президент РК Н.Назарбаев заявил, что к началу следующего десятилетия доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составлять 40%, и когда 60% работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, Казахстан достигнет устойчивости. Демократическая партия “Әділет” считает, что действующий “Налоговый Кодекс РК” является одним из главных тормозов для более эффективного развития не только малого и среднего бизнеса, но и для всей казахстанской экономики в целом. Из источников СМИ известно, что сегодня из 173000 зарегистрированных средних и малых предприятий работают всего 32%. Многие фирмы вынуждены закрываться из-за больших штрафов за мелкие нарушения. Эти процессы в периоды финансового и экономического кризиса будут сопровождаться социальными катаклизмами. Поэтому, нашему государству необходимо в кратчайшие сроки разработать проект НОВОГО НАЛОГОВОГО КОДЕКСа, с целью придания экономическому и социальному развитию новый импульс. В связи с этим, следует обратить внимание общественности на предложенную Правительством концепцию Налогового Кодекса от 18 июня 2008 г. На наш взгляд, в данной концепции Правительством предлагаются старые интересы коррумпированного состояния экономики в новой, более привлекательной “упаковке”. Например, в концепции Нового Налогового Кодекса положение о “Всеобщем декларировании” под различными субьективными предлогами отложено на более поздние сроки, т.е. до 2015 года. Такие шаги, как мы полагаем, неизбежно приведут к принятию очередного Закона о легализации. В Казахстане уже дважды проводилась легализация имущества, вряд ли можно надеяться на то, что в третий раз мировое сообщество будет воспринимать ее как “вынужденную меру”.
Исходя из изложенного Демократическая партия “Әділет” предлагает свое видение и следующие принципиальные изменения к концепции Нового Налогового Кодекса Республики Казахстан:
I. Предложение принципиальных изменений к концепции нового Налогового Кодекса по субъектам малого бизнеса
1. Ввести новое понятие в новый Налоговый Кодекс - “Вмененный (или единый) налог”, для субъектов малого бизнеса, в виде оплаты общепринятой квитанции. 2. Считать субъекты малого бизнеса - (далее по тексту СМБ), предпринимателей (физические лица) и юридических лиц с оборотами (выручка) не более 12 000 000 тенге в год и наемными работниками до 12 человек. 3. Установить единую ставку в размере 4% вмененного (единого) налога для всех СМБ от полученного дохода (выручки) в год. 4. В обязанности каждого наемного работника вменить оплату в накопительные пенсионные фонды (пенсионный налог). 5. Разбить на 3 категории налогоплательщиков по оборотам (выручкой): а) налогоплательщики с оборотами до 12 000 000 тенге в год и численностью наемных работников до 12 человек, сумма вмененного налога в год составляет 480 000 тенге; б) налогоплательщики с оборотами до 800 000 тенге в год и численностью наемных работников до 8 человек, сумма вмененного налога в год составляет 32 000 тенге; в) налогоплательщики с оборотами до 400 000 тенге в год и численностью наемных работников до 4 человек, сумма вмененного налога в год составляет 16 000 тенге; 6. По всем категориям налогоплательщиков СМБ применять ставку налога 4%, при этом СМБ могут не вести никакого вида отчетности, и оплачивать налог в два этапа (в начале года и в середине года). 7. По желанию СМБ могут работать как по единому вмененному налогу, так и в общеустановленном порядке.
II. Предложение в новый Налоговый Кодекс по понятию “налога на добавленную стоимость” (далее по тексту НДС)
1. Предлагаем заменить понятие “налог на добавленную стоимость” НДС на “налог с оборота (выручки)” (или предлагаем другие названия: по аналогии “налога с продаж”, или “национального налога”). 2. Сумма налога с оборота (выручки) предполагается в размере от 3 % до 4 %. Для примера: на сегодняшний день с поступлений по графе “НДС” собирается порядка 2% от оборота субъекта налогообложения, хотя ставка с НДС составляет 13%. При этом мы все при покупке товаров и услуг оплачиваем полностью 13% НДС, что подтверждается в выдаваемых нам чеках, счетах-фактурах по оказанным услугам, а так же коммунальным услугам. 3. Негативные стороны существующего НДС: а) по существующей статистике, этот налог самый “криминальный”. В судах, в финансовой полиции, в прокуратуре и самом Налоговом Комитете РК, больше всего жалоб граждан и “острых” вопросов у проверяющих возникает по налогу “НДС” (возбуждаются уголовные дела, назначаются проверки и т.д.); б) самый сложный и трудоемкий вид налога отчетность квартальная составляет до 30 листов, при этом составляется большой объем реестров, счетов - фактур и т.д.; в) из-за сложности в учете и сложности составления отчетов НДС становится не прозрачным и самым коррумпированным налогом (громкие судебные процессы, связанные даже с первыми руководителями Налоговых Комитетов Республики Казахстан); г) для сокрытия оборота и “возврата НДС из госбюджета”, недобросовестные предприятия вынуждены искать лазейки и обращаться в так называемые “обнальные конторы”. Криминальная схема, которая при этом рождается, сразу же подразумевает участие в ней не только руководителей “обнальной конторы” и предприятия пользующиеся услугами этой конторы, но и целого ряда чиновников государственных структур, которым выгодна эта схема. Т.е. “НДС” - это процесс, порождающий организованную КОРРУПЦИЮ; д) из-за сложности проверок и учета самое большое количество квалифицированных специалистов налоговых органов, а также финансовой полиции и прокуратуры, заняты в Управлениях и Отделах “НДС” Министерства Финансов Республики Казахстан; е) по выше названной причине, на предприятиях вынуждены держать до 7-8 бухгалтеров в штате, только для оформления операций с “НДС”; ж) самое большое количество ТОО которые числятся в базе Налоговых Комитетов как “лже-предприниматели”, это прежде всего должники по “НДС”. Они составляют самую большую сумму задолженности (недоимки) по налогу “НДС” по всей стране; з) при возврате юридическим лицам экспортерам продукции за рубеж возникает проблема по возврату 13% “НДС”, при этом строятся всевозможные криминальные схемы для возврата “НДС” и получения криминального дохода по несуществующему (условному) товару, якобы отправленному на экспорт, как со стороны налоговых органов, так и со стороны лжепредпринимателей, что дает возможность для коррумпированных действий (взятки, откаты, проценты) финансовой полиции, прокуратурой и т.д., о чем свидетельствуют непрекращающиеся коррупционные скандалы, связанные с этими органами. 4. Положительные стороны применения “Налога с оборота (выручки)”, другие названия: “налога с продаж”, “Национального налога”: а) прозрачность “Налога с оборота (выручки)” - легко проверяемые все продажи и оказанные услуги; б) отчетность “Налога с оборота (выручки)” невозможно усложнить, так как продажа есть продажа, считаем, что отчетность уменьшится на 90%, соответственно сократится штат “контролирующих НДС”; в) после введения “Налога с оборота (выручки)”, уменьшится коррупция, так как проверять становится практически нечего. Считаем что в этой части коррупция уменьшится практически на 100 %; г) отпадает надобность в услугах криминальных “обнальных контор”. Обоснование: Мы предлагаем снизить существенно ставку данного вида налога, при этом считаем, что собираемость увеличится не менее чем в два раза за счет прозрачности и выгодности этих сборов для всех сторон рыночных отношений. Например, стоимость товаров и услуг для потребителя снизится на 9%!
III. Предложение принципиальных изменений к концепции нового новый Налоговый Кодекс по подоходному налогу у источника выплаты (легализация фонда заработной платы)
1. Негативные стороны: а) теневой оборот заработной платы занижается фактически по всей стране. Так называемая “зарплата в конвертах” составляет в среднем от 70% до 80%; б) для сокрытия теневого оборота заработной платы недобросовестные предприятия вынуждены обращаться и искать лазейки в так называемые “обнальные конторы”. Криминальная схема, которая при этом рождается, сразу же подразумевает участие в ней не только руководителей “обнальной конторы” и предприятия пользующиеся услугами этой конторы, но и целого ряда чиновников государственных структур, которым также выгодна эта схема. в) трудоемкость и сложность в составлении отчетности по Подоходному Налогу у источника выплаты ведет к большому количеству ошибок в налоговых отчетах, что дает возможность к дополнительным “коррупционным схемам”. г) а так же сложность составления отчетов ведет к занижению количества наемных работников от 30% до 40% (по которым вообще налоги не платятся); д) предприятия вынуждены держать от 2 до 5 бухгалтеров, которые только занимаются ведением учета легальной и теневой заработной платы. 2. Для легализации и прозрачности “Подоходного Налога” у источника выплаты (фонд заработной платы) предлагаем ввести в Налоговый Кодекс РК немедленно “Всеобщее декларирование”, в котором физические лица самостоятельно будут вести учет полученных доходов и уплату Подоходного налога по всем полученным доходам за отчетный (период) - год.
Положительные стороны самостоятельного учета и оплаты Подоходного Налога физическими лицами во “Всеобщем декларировании”: а) предприятия выдавшие Заработную Плату (далее по тексту “ЗП”) будут заинтересованы в легальной выдачи “ЗП”, так как затраты по “ЗП” увеличат легально затратную часть предприятия. Тем самым у них уменьшится сумма Корпоративного Подоходного Налога и у них отпадает надобность в сокрытии “ЗП”. б) Легализация “ЗП” также убирает надобность в услугах “обнальных контор”. в) Легализация “ЗП” уменьшает количество коррупционных схем. г) Легализация “ЗП” автоматически регистрирует количество сокрытых наемных работников. д) Если каждый гражданин РК будет знать и чувствовать свои Конституционные налоговые права и обязанности, а также, сколько он выплачивает Налогов с “ЗП” за год для содержания госчиновников, он может “гордо” требовать качества “госуслуг”. е) Легализация “ЗП” резко увеличит налогооблагаемую базу и поступление Подоходного Налога с физических лиц (до 80 %) в бюджет.
IV. Предложение в новый Налоговый Кодекс по незамедлительному введению Всеобщего Декларирования (ВД) физических лиц V. Положительные стороны: а) считаем уменьшение коррупции до 60% , так как сама Декларация заставит чиновников думать перед тем как брать очередную взятку или “откат”, т.е. заставит объяснить чиновника появления доходов; б) ВД даст возможность сопоставить в электронном виде полученные данные Налогового Комитета со всеми базами данных, а именно с Земельного Комитета, Центра по Недвижимости, Транспорта (УДП), Мин. Юстиции по зарегистрированным предприятиям, Банковских Структур, Таможенные службы, Прокуратуры и т.д. После сопоставления всех баз данных мы считаем, что результаты полученных материалов, будут резко отличаться между собой и ВД; в) ВД приведет к самодисциплине не только в рядах государственных служащих, но и рядовых Граждан РК, в уважении Государства, Конституции, Президента; д) даст возможность выше перечисленным государственным органам и Налоговому Комитету привести в порядок учет и регистрацию всего движимого и недвижимого имущества в РК; е) по Налогам и Финансам увеличится поступление налогов, прозрачность приобретения движимого и недвижимого имущества, прозрачность финансовых операций, как с ценными бумагами, так и с Акциями в РК и заграницей; ж) Налоговый Комитет получит достоверную базу данных по движимому и недвижимому имуществу по физическим лицам в РК и заграницей для полного сбора доходов в бюджет. Отрицательные стороны: а) Налоговый Комитет не готов к ВД, он и через 10 лет не будет готов, так как для этого необходимо проводить разъяснительную работу с гражданами, подготовить специалистов, подготовить техническое оснащение. Мы предлагаем ввести ВД с 2009 г. в “пилотном” проекте по всей территории РК, по итогам 2009 г., делать выводы по ВД определять недоработки, исправлять ошибки и т.д. В результате уже в 2010 г. мы получим более достоверные данные по физическим лицам; б) в случае принятия ВД с 2015 г. государство будет вынуждено провести дополнительно два раза легализацию финансовых средств и 1 раз легализацию недвижимости, как было сделано РК с 2000 г. по 2008 г. При этом мы не сможем избавиться от коррупции.
V. Предложение в новый Налоговый Кодекс по налоговым проверкам
1. Разрешить налоговому органу проводить оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) с целью выявления сокрытых доходов, незаконных оборотов денежных средств и т.д. Что приведет в конечном итоге к появлению грамотных специалистов налоговых органов. 2. В связи с введением ОРМ сократить время проведения налоговых проверок для: а) СМБ работающих по вмененному налогу (патент) до 80 часов рабочего времени без приостановки проверки; б) СМБ работающих в общеустановленном режиме до 120 часов рабочего времени без приостановки проверки. Что приведет к необоснованному затягиванию проверок, т.е. уменьшению коррупции. 3. Налоговому органу проверять только налоговую отчетность, налоговые декларации и расчеты. Бухгалтерскую отчетность и бухгалтерский учет налоговым службам проводить только по согласованию СМБ. Налоговые службы должны проверять своевременность и полноту уплаченных налогов и налоговую отчетность.
Политсовет Демократической партий “Әділет” 16 “июля” 2008
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |