|
|
|
19.07.2008 «Никто не обязан лично доказывать свою невиновность. Виноват человек или нет, решают следствие и суд»
В связи со вступлением в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» в «Известия-Казахстан» поступает много обращений читателей, спрашивающих о сути нововведений. Отобрав, на наш взгляд, самые актуальные вопросы, мы попросили ответить на них начальника управления дорожной полиции (УДП) ДВД Алматы Армана Сарбасова. Не только опасно, но и накладно - Какова сейчас ситуация на дорогах Алматы и какие меры предпринимает дорожная полиция для повышения безопасности на дорогах? - За шесть месяцев текущего года в Алматы зарегистрировано 1143 ДТП, в которых 85 человек погибли и 1274 получили ранения. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то общее количество ДТП снизилось на 8 процентов, а число погибших и раненых - на 23 и 10 процентов соответственно. Сотрудники дорожной полиции постоянно проводят рейды, направленные на выявление грубых нарушений ПДД. При этом основной упор делается на отслеживание водителей, управляющих автомобилем в нетрезвом состоянии или без документов, с непристегнутыми ремнями безопасности и запрещенной тонировкой передних стекол. Под пристальным вниманием и те, кто незаконно устанавливает на свои авто звукосветовые устройства (проблесковые маячки и стробоскопы), а также ездит с поддельными госномерами или вовсе без них. В последнее время появилась странная мода - ездить без заднего номера, который часто обнаруживается в багажнике. Когда такого водителя останавливает полиция, он начинает оправдываться тем, что крепление или тип номера не соответствуют размеру ячейки для него, хотя на самом деле это чаще всего делается для того, чтобы продемонстрировать свою «крутизну». Но в чем именно она заключается, я лично понять не могу. Некоторые и вовсе подделывают госномера. Пару лет назад был задержан молодой человек, который установил на свое авто номер, где на синем фоне красными буквами было написано его имя. Сколько он так разъезжал по городу, неизвестно. Задержали же его лишь во время очередной спецотработки, когда парень ночью вышел из питейного заведения и в нетрезвом состоянии сел за руль. - Как на практике начинают соблюдаться поправки к правилам дорожного движения, ужесточающие ответственность за ряд нарушений? - В этой связи мы прежде всего активизировали разъяснительную работу среди населения - инспектора беседуют с водителями и пешеходами, раздают гражданам специально изготовленные буклеты, оповещают народ о нововведениях через громкоговорители в местах большого скопления людей. В основном принятые поправки касаются ужесточения штрафных санкций. Если раньше минимальный штраф начислялся исходя от одного месячного расчетного показателя (МРП), то теперь он составляет пять МРП, то есть 5840 тенге. Максимальный штраф может доходить до 2 тысяч МРП (то есть 2 миллиона 366 тысяч тенге). В частности, такой штраф предусмотрен для юридических лиц, незаконно установивших на свои автомобили звукосветовые устройства. Я думаю, что практически каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда человек за рулем гражданской машины, оборудованной маячками, громкоговорителем, а то и сиреной, грубо нарушает ПДД, требует, чтобы ее пропустили, и создает аварийную ситуацию, хотя на самом деле ее водитель не имеет никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения. Таким правом могут пользоваться только автомобили оперативных и специальных служб отдельных государственных органов. - У водителей возникает много вопросов относительно замены водительских удостоверений, у которых уже закончился срок действия. Нужно ли при их обмене на права нового образца сдавать теоретический экзамен на знание ПДД? - Нет, эта поправка относится к тем водителям, которые уже получили права нового образца. После истечения десятилетнего срока такой автолюбитель будет направляться на проверку знаний ПДД. Если же речь идет лишь о том, чтобы обменять водительское удостоверение старого образца на новое, то его владелец освобождается от проверки знаний ПДД. - Насколько я знаю, срок получения талонов к водительским удостоверениям продлен до 1 января следующего года. Но у многих возникает вопрос, где их брать и сколько времени это занимает? - Они выдаются в центральном регистрационно-экзаменационном пункте УДП на пересечении улиц Тимирязева и Байтурсынова. Занимается этим отдельная группа сотрудников, которые принимают заявления на получение этого электронного документа. А изготовление талонов занимает довольно длительное время, примерно около месяца. Поэтому я бы посоветовал водителям не тянуть до последнего, а сдавать необходимые документы заранее. Кстати, талоны к водительским удостоверениям выдаются совершенно бесплатно. А все деньги за талоны, которые поначалу по недоразумению выдавались в Алматы на платной основе, уже возвращены владельцам.
Чет или нечет
- Как ведется розыск автомобилей, скрывшихся с места ДТП? Через какое время можно установить виновника и привлечь к ответственности? Можно ли найти человека, скрывшегося с места ДТП, если его автомобиль зарегистрирован в другом городе? - По каждому ДТП, когда один из его участников скрылся с места происшествия, готовится ориентировка, где фиксируются все данные о нем, указанные потерпевшим или очевидцами. Если ктото запомнил госномер, то автомобиль виновника обычно находится быстро. Если же поиск ведется только по предположительной марке автомобиля, его цвету и какимто фрагментам, оставшимся на месте ДТП, то розыск усложняется. Но в любом случае составляется административный материал и проводится определенная работа. В УДП при отдельном батальоне дорожной полиции есть специальная группа розыска, сотрудники которой каждое утро получают такие административные материалы, проверяют их по базе данных и проводят оперативно-розыскные мероприятия. Согласно Адмкодексу, срок давности по такому правонарушению составляет два месяца с момента совершения. По истечении этого времени участник ДТП освобождается от административной ответственности. Но это относится лишь к тем случаям, когда ДТП не обернулось пострадавшими. В противном случае возбуждается уголовное дело, которое передается в органы следствия и дознания, и поиск преступника ведется более серьезно. Как показывает анализ, в Алматы количество ДТП со смертельным исходом, с которых водители скрылись, заметно идет на убыль. Если за шесть месяцев прошлого года было зарегистрировано 20 таких фактов, то с начала этого года - только шесть. Причем четыре из этих преступлений уже раскрыты. Что касается иногородних граждан, то мы также составляем ориентировку и, установив место регистрации автомобиля, направляем ее в тот регион. Параллельно мы отслеживаем эту машину и на дорогах нашего города. Нередко бывает так, что машина зарегистрирована в одном регионе, а ее водитель ездит по доверенности в другом. В этом случае установить фактическое местонахождение автомобиля достаточно сложно. - Правда ли, что в скором времени будет использоваться новый метод борьбы с пробками - по четным дням будет разрешен выезд только владельцам автомобилей с четными номерами, а по нечетным дням - с нечетными? - Вообщето мы рассматривали возможности, чтобы варьировать движение по наиболее загруженным автотрассам города в одном направлении по определенным дням, но никак не в зависимости от госномера. Задумка была в том, чтобы по четным дням движение на какихто дорогах становилось односторонним, и поток машин шел там, например, только в западном направлении, а по нечетным - только в восточном. Это позволило бы не только разгрузить дороги, но и облегчить регулирование наиболее сложных участков. Однако, тщательно взвесив все «за» и «против», мы все же решили отказаться от подобного эксперимента. - Как можно доказать свою правоту в споре с сотрудником УДП, обвиняющим водителя в нарушении, которого последний не совершал (например, если полицейский утверждает, что водитель выехал на красный сигнал светофора, тогда как водитель уверен, что проехал на зеленый)? - По закону никто вообще не обязан лично доказывать свою невиновность, а виноват человек или нет, должны решать дознание, следствие и суд. Если водитель не согласен с мнением инспектора, то при составлении протокола он может отказаться его подписывать и составить объяснительную, указав, с чем именно и почему он не согласен. Одновременно он может позвонить по телефону доверия дорожной полиции и высказать свои претензии или написать заявление о превышении инспектором служебных полномочий на имя начальника дорожной полиции. Каждое такое заявление подлежит обязательной служебной проверке. Кроме того, целый ряд городских перекрестков оборудован системами видеонаблюдения ЦОУ, и можно без труда найти и просмотреть видеозапись того времени, когда было совершено нарушение. Данная видеозапись может быть представлена в качестве доказательства в суде. К тому же сейчас практически у каждого автомобилиста есть мобильный телефон с диктофоном и видеокамерой. Водитель имеет полное право записать разговор с инспектором.
О развязках и мопедах
- Сократилось или, напротив, увеличилось количество ДТП, а также нарушений правил дорожного движения в связи с открытием в Алматы новых дорожных развязок? Не секрет, что многие водители, видя перед собой свободную дорогу, начинают превышать скорость и совершать запрещенные маневры… - Хотя такой статистики мы не ведем, вопрос спорный. На всех новых развязках и путепроводах мы сейчас стараемся устанавливать фиксаторы скоростного режима, которые моментально передают информацию в УДП. Поэтому многие водители, зная об этом, наоборот, стараются на таких участках сбросить скорость. Другое дело, что на этих развязках довольно сложная структура движения, обозначенная многими знаками дорожной разметкой и указателями. И некоторые водители, особенно неопытные, могут вовремя не понять этих обозначений, что действительно может вызвать риск аварии. Но если водитель хорошо знает правила дорожного движения и строго придерживается их требований, то у него на развязках проблем не должно возникнуть. - Можно ли включить в объекты на пути дежурных маршрутов ваших сотрудников парк, расположенный по улице Серикова, напротив микрорайона «Кулагер»? По словам его жителей, некоторые автовладельцы, особенно в выходные дни, устраивают в парке настоящие гонки либо затевают учебную езду, распивают спиртное, невзирая на то, что там гуляет много людей с маленькими детьми. - Спасибо за сигнал, мы возьмем его на заметку, направим туда спецэкипаж для проведения профилактической работы или привлечения нарушителей к ответственности. Если же человек, гуляющий в парке, стал свидетелем одного из грубых правонарушений, перечисленных в вашем вопросе, то для более оперативного реагирования сотрудников полиции можно позвонить по мобильному телефону на номер 112 (звонок бесплатный), и уже через 3-5 минут на место происшествия прибудет патрульный экипаж. - Могут ли сотрудники УДП както воздействовать на водителей мопедов, которые зачастую грубо нарушают ПДД? Существует ли статистика, сколько таких мопедистов пострадало на дорогах? Кто чаще несет ответственность за последствия этих аварий - водитель мопеда или автомобиля? - За прошедшие полгода с участием водителей мопедов было зарегистрировано 48 ДТП, в которых четыре человека погибли и 48 получили ранения. Каждый такой случай был тщательно расследован. И выяснилось, что три таких аварии, в которых погиб один человек и ранены двое, произошли исключительно по вине водителей мопедов. Что касается методов воздействия, то я дал задание всем районным отделам полиции провести профилактику в автосалонах, где сдаются эти мопеды напрокат, и в магазинах, где их продают. Кроме того, мы планируем внести в МВД и горакимат предложение о регистрации всех мокиков и мопедов в дорожной полиции. Чтобы на эти средства передвижения выдавался соответствующий техпаспорт, госномер, а для их управления была предусмотрена специальная категория в водительских правах. Если человек, прежде чем сесть за управление мопедом, отучится, получит права, зарегистрирует свою технику в УДП и будет нести ответственность по всей строгости закона, то он сам постарается ничего не нарушать. Пока же на мопедах можно ездить совершенно свободно, так как по объему двигателя, числу пассажиров и другим характеристикам они даже не относятся к понятию «транспортное средство». Инспектор дорожной полиции, конечно, имеет право провести с его водителем профилактическую беседу или даже в случае грубого нарушения изъять и поставить мопед на штрафстоянку. Но, как свидетельствует статистика подобных ДТП, этих мер явно недостаточно.
Владимир Демидов 18 июль 2008
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |