|
|
|
21.07.2008 Деятельность общества Красного полумесяца РК должен регулировать отдельный закон - Еркебек Аргымбаев
АЛМАТЫ. 21 июля. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - В 1993 году - Казахстан присоединился к Женевским конвенциям. В 26 статье этого документа провозглашено, что страна обязуется соблюдать и распространять международное гуманитарное право и международные правила ведения войны. Она также обязуется создать у себя общество Красного Креста или Красного Полумесяца и заботиться о его развитии. Об этом корреспонденту Казинформа сказал президент Общества Красного Полумесяца РК, заслуженный работник Казахстана Еркебек Аргымбаев. - Ваша организация работает под эгидой Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Какой путь она прошла со дня образования, каковы перспективы ее деятельности? - Национальные общества 186 стран мира, Международная федерация и Международный Комитет Красного Креста составляют мировое «краснокрестное» движение. 8 мая т.г. ему исполнилось 145 лет. Его основоположник - швейцарский предприниматель Анри Дюнан, который оказался случайным свидетелем сражения двух вражеских войск на местности Соль-Ферино в Италии. Он видел, как после очередного боя умирали раненые солдаты, которых не могла спасти ни одна сторона из-за невозможности оказать им вовремя медпомощь. А.Дюнан решил создать организацию по защите их жизни. Вместе со своими единомышленниками он обратился с письмом к монархам 20 европейских стран, предложив пакт, позже названный 1-й Женевской конвенцией. Она предполагала защиту жизни, здоровья и достоинства раненых воинов при сухопутных сражениях. При выборе эмблемы общества были учтены заслуги гражданина Швейцарии и использован антоним флага его страны: белый крест на красном фоне изменили на красный крест на белом фоне. Так появился этот символ, в котором нет никакого религиозного смысла. Затем родилось название «Комитет Красного Креста». Высший орган движения - Международная конференция, собирающаяся раз в четыре года. Кроме трех составных частей в ней обязательно участвуют главы 191 страны мира, подписавших Женевскую конвенцию. Сегодня есть четыре Женевские конвенции и три дополнительных протокола к ним. История Общества Красного Полумесяца РК начинается с Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, а в нашей стране - Общества Красного Креста КазССР. После провозглашения суверенитета в 1991 году на съезде Общества возник спор о его новом названии. Одни делегаты были за прежнее название, другие считали, что надо переименовать в Общество Красного Полумесяца. Спор дошел до того, что организация была на грани распада. Тогда было принято мудрое, хотя и не совсем верное, по сути, решение - назвать ее Обществом Красного Полумесяца и Красного Креста РК. В 1992 году вышел Указ Президента страны, где предусматривались финансовые льготы, налоговые привилегии, рекомендации об оказании всемерной помощи этой организации. Этот Указ действует и по сей день. В 2002 году был принят закон о защитной эмблеме Красного Полумесяца для вооруженных сил страны. После этого общество на своем съезде приняло решение о переименовании в Общество Красного полумесяца РК (ОКП РК). Деятельность Общества регулируется Законом РК «Об Общественных объединениях». В этот список входят не только благотворительные организации, но и спортивные, и религиозные объединения, и политические партии. Все ОО, а их сегодня в стране более 7000, создаются группой юридических или физических лиц для решения конкретных задач. Только Общество Красного Полумесяца РК создано на основе международного закона - Женевских конвенций, к которым присоединилась наша страна. И действие Общества распространяется на всю территорию Казахстана. ОКП РК - единственное в стране общественное объединение, выполняющее вспомогательные функции по отношению к Правительству в случае вооруженных конфликтов и крупных чрезвычайных ситуаций. Общество активно взаимодействует с МИД, МЧС, министерствами здравоохранения, образования и науки, обороны и органами власти на местах. В первые годы становления независимости страны, когда большая часть населения испытывала материальные проблемы, Общество Красного Полумесяца привнесло в Казахстан гуманитарной помощи на сумму около 70 млн. долларов США. После землетрясения в Жамбылской области тысячи человек остались без крыши над головой. Общество с первыми отрядами МЧС РК пришло к ним на помощь. Были развернуты палатки, налажено обеспечение продуктами питания, медикаментами. Позже в исследованиях программы ПРООН «Уроки Луговского землетрясения» было отмечено, что единственной общественной организацией, оказавшей реальную помощь, было ОКП РК, работавшее там в течение трех лет. Сегодня мы активно работаем в зоне наводнения в Южно-Казахстанской области. ОКП РК по территориальному признаку относится к Европейскому департаменту Международной федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Основными мировыми донорами являются 22 европейские страны, США и Япония. В Казахстане при их поддержке были открыты сотни благотворительных столовых для инвалидов, одиноких и престарелых. В рамках программы поддержки больных туберкулезом и членов их семей в Кызылординской области в течение четырех лет оказывалась продуктовая помощь. Активно работал Центр по оказанию социальной и психологической помощи бездомным детям. Неплохие отношения сложились с Обществом Красного Полумесяца ОАЭ. Сегодня оно осуществляет в нашей стране масштабную программу - 2,5 тысячи казахстанских сирот и потерявших одного из родителей ежемесячно получают из его фондов по 49 долларов США по курсу в тенге на каждого. Такая работа гораздо шире действия Закона РК «Об общественных объединениях». Деятельность нашего Общества должен регулировать специальный закон, в котором были бы определены условия для всемерного развития потенциала и возможностей Национального Общества, как добровольного помощника государства. Хотелось бы отметить, что работа Казахского Общества Красного Полумесяца в качестве положительного примера была названа в отчетном докладе Международной федерации на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке в октябре 2007 года. - Обращались ли Вы с предложением об изменении статуса Общества в соответствующие органы государства? - Как общественное объединение, мы не имеем права законодательной инициативы. Несколько лет назад мы пытались вести переговоры с Министерством юстиции РК. Но, к сожалению, этим вопросом занимаются лица, не принимающие решения в этом ведомстве. В итоге, вопрос уже многие годы висит в воздухе. К примеру, США имеют свой национальный закон об Обществе Красного Креста, который обязывает все госорганы поддерживать его. Президент страны является почетным патроном. Благодаря столь высокому статусу американский «Красный Крест» собирает в год два млрд. долларов США добровольных пожертвований и столько же выделяет госбюджет. В КНР также действует закон о Китайском Красном Кресте, где ему представлены различные налоговые льготы и финансовые привилегии. Председатель КНР - почетный президент Общества Красного Креста. Королева Великобритании является почетным патроном Национального Общества своей страны. То же самое в Корее и Японии. В этих странах нет других благотворительных фондов. И их правительства, и госучреждения работают напрямую только со своими Обществами. В Иране Общество Красного Полумесяца выполняет не только роль гуманитарной организации в соответствии с Женевскими конвенциями, но еще и роль МЧС. Помощь, которую оказывает нам Общество Красного Креста Швеции, как развивающемуся Национальному Обществу, оно получает от своего правительства. Мы отчитываемся перед Шведским Красным Крестом, а он в свою очередь перед своим правительством, оно оплачивает все затраты - вплоть до доставки грузов. - Насколько активно сотрудничают отечественные бизнесмены с вашей организацией? - В регионах складывается такая ситуация, когда бизнесмены готовы жертвовать деньги через Красный Полумесяц. Но, к сожалению, местные власти вынуждают сдавать эти средства в фонды, созданные при акиматах. Однако мы редко слышим, чтобы из этих фондов оказывалась реальная помощь пострадавшим при крупных чрезвычайных ситуациях. Все средства, поступившие к нам, прозрачны и проходят через строгую отчетность. Еще один пример. Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией выделял в 2003-2004 годах нашей стране несколько млн. долларов США на борьбу со СПИДом. Обязательное требование - 20% средств должно идти через ОО, работающие в этом направлении. Однако Республиканский центр по борьбе с ВИЧ/СПИДом искусственно создал на базе своих областных филиалов общественные организации и перевел все средства туда. К сожалению, ОКП РК, признанное на международном уровне, было проигнорировано. Сегодня совместно с Национальным центром проблем туберкулеза дополнительно привлекаем средства этого фонда на борьбу с этим опасным заболеванием. Все наши программы по здравоохранению мы всегда согласовываем с отраслевыми госорганами. - В 2010 году Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ. Это может повлиять на имидж вашей организации в стране и в мире? - Общество Красного Полумесяца РК находится вне политики и религии. Мы только помогаем своему правительству в случае вооруженных конфликтов и стихийных бедствий в меру своих возможностей. ОКП РК является такой же общественной организацией, как и все остальные. У нас нет никаких льгот по оплате налогов, коммунальных услуг и других преференций. Так как председательство в ОБСЕ предполагает развитие гражданского общества, мы надеемся, что наше государство предпримет конкретные шаги по усилению потенциальных возможностей Общества Красного Полумесяца РК в оказании помощи уязвимым слоям населения страны. - Ваша организация уже проложила «Путь в Европу». Каким опытом работы в этой сфере Вы можете поделиться? - Существует стратегия Международной Федерации, на основе которой базируется стратегия Европы, стран Центральной Азии, в частности Общества Красного Полумесяца РК. Все тесно интегрировано. По территориальному признаку мир поделен на семь зон. Казахское общество входит в состав национальных обществ Европейской зоны. Поэтому все прошедшие годы наиболее активно мы сотрудничаем с обществами Красного Креста Европейских стран. К слову, 90% помощи идет из этой зоны. Я уверен, наше сотрудничество послужит самым лучшим образом и на другие сферы внешнеэкономической деятельности Казахстана. В региональных делегациях Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца и МККК каждый год проходит защита проектов, где НО КП стран Центральной Азии, в том числе и Казахстана, обращаются с воззванием о помощи к донорским организациям развитых стран. Успех зависит от авторитета, от степени чистоты ее деятельности, от репутации Национального Общества, которое подает заявку. После завершения программы доноры проверяют ее исполнение с привлечением независимого аудита. Репутация и целевое использование средств - самое главное в деятельности Национального Общества. Так, в ходе реализации программ, все изменения в финансовых вопросах обязательно согласовываются письменно с донором. Если бы наше государство финансировало проекты Общества, то мы отчитывались бы по такой же схеме. Следует отметить, что Общество тесно работает с МИД РК, с которым согласовываются все действия на международной арене. Долгое время мы не могли стать членом Международной Федерации из-за двойной эмблемы, но благодаря принципиальной поддержке МИДа, государство приняло эмблему Красного Полумесяца в соответствии с положениями Женевских конвенций и правилами Международного Движения. После чего наше Общество было признано МККК и принято в состав членов Международной Федерации. Правда, после этого у нас возникли проблемы с уплатой членских взносов, а они составляют 10 тысяч швейцарских франков в год. Наше Общество не в состоянии платить их. В мировой практике есть много примеров, когда за Национальное Общество эти взносы уплачивает государство. МИД РК внес такое предложение в межведомственный экспертный Совет, но его члены - министерства финансов, экономики, юстиции РК - категорически отказали. Таким образом, Казахстанское Общество Красного Полумесяца является должником с 2003 года и нам уже объявлен технический дефолт. Это грозит Обществу тем, что мы не сможем получить финансовую помощь в случае крупной чрезвычайной ситуации. Дело в том, что в случае ЧС, мы можем обратиться за помощью в фонд срочной помощи Международной Федерации, и в течение суток нам окажут финансовую поддержку в размере 100 тысяч долларов США. В дальнейшем Общество может получить огромные финансовые вливания - в миллионах долларов - для оказания помощи пострадавшему населению. То есть технический дефолт может пагубно отразиться на возможности Общества получить эту помощь. Мы надеемся, что Правительство РК, понимая важность момента, положительно решит этот вопрос.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |