|
|
|
22.07.2008 Высокоточное оружие и автоматизированные системы управления позволят Казахстану иметь высокоэффективные Вооруженные силы - министр обороны РК
АСТАНА. 22 июля. КАЗИНФОРМ /Курмат Самархан/ - Вооруженные силы всегда были и будут одним из основополагающих составляющих суверенитета и независимости государства. Конфликты глобальной и низкой интенсивности, а также прогресс в области инновационных технологий диктуют армии Казахстана направления дальней модернизации и трансформации. О новой военной доктрине Казахстана, современных вооружениях, социальных вопросах военнослужащих и многом другом мы беседуем с министром обороны Республики Казахстан Даниалом Ахметовым. - Даниал Кенжетаевич, за короткое время с момента вступления вами на должность министра обороны республики была принята новая военная доктрина. Какие особенности в новой, но третьей по счету военной доктрине Казахстана? - Действительно, в марте прошлого года была принята третья военная доктрина в истории Республики Казахстан, которая существенно отличается от двух предыдущих. Первая основывалась на наличии ядерного оружия, и предусматривала участие Казахстана в конфликтах с применением данного оружия. Вторая - также особо не имела различий с предыдущей, и предусматривала участие РК в глобальных войнах с огромным количеством людей, с привлечением огромных мобилизационных и людских ресурсов, и здесь планировалось использование практически всех сил. Третья - несколько другая. Прежде всего, она отображает новые военно-политические реалии, дает ответы на вызовы последнего периода времени, связанные с борьбой с терроризмом, экстремизмом, незаконными бандформированиями. И мы предполагаем, что республика может участвовать в конфликте низкой интенсивности, что означает борьбу с терроризмом, другими негативными проявлениями, в том числе бандформированиями. Необходимо отметить, что здесь два основополагающих момента, исходя из которых мы выстраиваем военную структуру, новую армию, которая, прежде всего, должна отвечать новым вызовам, быть мобильной высокоорганизованной, высокотехнологичной, обладать теми видами оружия, которые минимизируют собственные потери. Для нас в настоящее время понятие «минимизации потерь» является весьма важным и новым, потому что никогда ни в советский, ни в постсоветский период не затрагивался этот принцип. Мы же заложили тезис «минимизации собственных потерь», что означает применение нами такого оружия, которое максимально отвечает идеологии бесконтактного боя, то есть противник должен уничтожаться до столкновения с армией Республики Казахстан. Мы тоже предусматриваем в своей организационной структуре вот эти основополагающие темы. Такова третья военная доктрина, в соответствии с которой Казахстан изменил структуру войск, согласно которой идет ее модернизация. - Современные Вооруженные силы характеризуются своей качественностью и мобильностью войск и оснащением высоко технологичным вооружением. Какой уровень состояния военно-технической укомплектованности ВС РК? Вооружением каких стран обеспечивается наша армия? - Хочу сказать, что в республике принята государственная программа приобретения вооружения, модернизации новой военной техники. Конечно же, закупаем новое вооружение, однако уже отошли от принципа простого приобретения. Сейчас в основу угла ставится, прежде всего, трансферт на военные технологии, и только после этого идет поставка техники. Как вам известно, мы приобрели в израильской компании ракетные системы залпового огня «Найза», но этому предшествовала передача технологической документации по производству этого оружия в Казахстане, и Петропавловский завод тяжелого машиностроения в настоящее время обладает пакетом документов, который должен позволить производить его у нас. То же самое можно сказать об артиллерийской системе «Семсер», новой самоходной минометной установке «Айбат». Тем самым, Министерство обороны, прежде всего, ставит перед собой цель не только приобретения вооружения, но и трансферт сверх новых военных технологий, который позволит Казахстану производить это оружие, что является одним из главенствующих положений. Приоритетом в дальнейшей модернизации и развитии военных технологий, приобретении новых образцов вооружений является внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) войсками и оружием, вот это главное, что позволит резко повысить боевой потенциал нашего государства, возможности не старого, но эффективного оружия, которое у нас есть в наличии. То есть в результате применения АСУ повышается скорость использования вооружения, и, как правило, неизмеримо и многократно повышается точность. И вследствие этого мы будем иметь серьезный экономический эффект, который объясняется тем, что точность поражения возрастает, расход боеприпасов безусловным образом сокращается. Вооружение и боеприпасы, которые сегодня находятся в войсках - в достаточной степени дорогие. Так, скажем, один залп дивизиона «Смерч» - это девять миллионов долларов. Вы понимаете, что мы должны будем сделать сотни, тысячи таких залпов в случае необходимости их применения. Безусловно, АСУ как раз тот ключ к так называемой военной экономике, когда мы поражаем своего условного противника не десятью предполагаемым выстрелами, а первым выстрелом. В настоящее время АСУ внедряется в Соединенных Штатах, Турции, Израиле, и на подходе Вооруженные силы Франции. Мы сегодня активно работаем со всеми этими странами, у нас создана серьезная рабочая группа, которая подготовила техническое задание. На следующий год будет сделано технико-экономическое обоснование, и, я надеюсь, что в первой десятке стран, которые будут обладать этой огромной всеобъемлющей системой управления, будет Казахстан. Задачу формирования и создания АСУ мы ставим к рубежу 2015-2016 года, аналогичную задачу для себя поставили и Вооруженные силы РФ. Кстати, мы создали совместную рабочую группу, поскольку в рамках ОДКБ должны быть абсолютно совместимы, и поэтому движемся параллельными направлениями. Безусловно, республика будет использовать и предложения Российской Федерации, прежде всего в части использования новых космических возможностей, которые дает космическая система «ГЛОНАСС», и это будет являться одним из компонентов автоматизированной системы управления Вооруженных сил РК. То, что касается обычных видов вооружения, мы предполагаем модернизировать все, что у нас есть. В достаточной степени в хорошем состоянии находится авиация. Не только с точки зрения ремонта пригодности и модернизации. Само по себе достаточно серьезное количество самолетов четвертого поколения, поколения «4+» создает хорошие возможности для Казахстана в ближайшее время создать довольно сильную авиацию. Недавние учения «Взаимодействие-2008» показали часть возможностей авиации, которыми сегодня Казахстан реально уже обладает. Через два года это будет совершенно иная картина. Мы в достаточной степени оптимистичны и точно понимаем, что в ближайшее время республика будет иметь и основные направления. Это, прежде всего, АСУ ведения огня, высокоточное оружие и модернизация авиации, бронетанковой техники, которые позволят Казахстану иметь мобильные, высокоорганизованные, как следствие, высокоэффективные Вооруженные силы. - Иногда бывает, что модернизация военной техники идет впереди подготовки специалистов, которые будут управлять этим оружием. Расскажите, пожалуйста, в каком состоянии сейчас находится направление переподготовки, повышение квалификации военнослужащих. - В отношении подготовки человеческого капитала мы ведем очень серъезную работу, которая связана прежде всего с системой переквалификации и подготовки офицерского состава. В текущем году 3095 офицеров проходят курс повышения квалификации, это очень важный момент. Надо сказать, что повышение, подготовка и переподготовка офицеров - это перманентный процесс, который будет проходить в период всей их службы в Вооруженных Силах РК. Ни на одну вышестоящую должность офицер не будет назначен до того момента, как он не пройдет соотвествующие курсы переподготовки. Но нам нужно обучать не только офицеров, но и контрактный состав, сержантов, поскольку проблема качества сержантов, которые были приняты ранее и, соответственно, их подготовка крайне плохие. Поэтому наряду с подготовкой офицеров стоит большая задача готовить, переподготавливать тех контрактников, которые сегодня уже подписали контракт, и мы, как армия, министерство приняли на себя обязательство. Другой вопрос - часть этих контрактников не готовы. И поэтому контрактники, принятые в течении последних трех месяцев, это где-то, 537 человек будут проходить адаптивный период, затем они будут проходить через аттестацию, и в случае плохих результатов контракт с ними будет расторгнут. Мы также не можем мириться с не квалифицированностью военнослужащих, которые уже довольно продолжительное время служат в ВС РК. И сегодня готовится проект моего приказа, согласно которому будет осуществлена их переаттестация. Те, кто покажет неудовлетворительный уровень профессиональной и физической подготовки, наверное, им придется подыскивать более легкую работу. Может быть, даже часть из них придется увольнять, но это настоятельная необходимость. Так как модернизация и увеличение темпов боевой подготовки требуют именно такого, пусть сложного и непростого, подхода по отношению, прежде всего, к военнослужащим. Либо мы будем иметь армию, которая действительно способна выполнить свою задачу, либо армия будет просто служить местом сбора людей, не нашедших свое место в гражданском обществе. - В 90-е годы, когда в стране был экономический спад, многие военные говорили о том, что призывной контингент по состоянию здоровья стал хуже, чем в советское время. Исправляется ли эта ситуация? - Должен сказать, что мы в серъезной мере подняли уровень своих квалификационных требований к призывному персоналу, и надо отметить, что молодежь Казахстана с удовольствием идет служить в Вооруженные силы РК, и более того, 44% от призывников - это молодые люди с высшим и средне-специальным образованием. По статистическим данным количество годных к призыву с 2006 года до настоящего времени выросло в 1,5 раза, И это меня радует, но, вместе с тем, создает определенную проблему. В частности, высокоэрудированный и интеллектуальный боец срочной службы сталкивается с сержантом-контрактником, принятым в ранний период времени, и не обладающим уровнем знаний как воинских, так и общеобразовательных. Привлечение огромного количества молодежи с замечательным образованием привело к своебразному конфликту образовательного уровня между военнослужащим срочного призыва и тем контрактным персоналом, который был ранее нами призван, как правило обладающий средним образованием. Однако, в ходе обучения наших солдат к стрельбе из новых систем артиллерии израильские специалисты были удивлены тем, что они буквально за два дня стали показывать свое умение стрелять из нового оружия, поскольку в других странах для этого тратится много времени. Вот показатель роста и способности нашей молодежи воспринимать все инновационные новые технологии. Сейчас мы уделяем большое внимание работе с нашей молодежью. Прежде всего, конечно же, внимание обращено на детей-сирот нашего государства, то есть 39 детских домов республики закреплено за нашими воинскими подразделениями. Мы хотим, чтобы эта молодежь приходила к нам: с пятого класса и далее они могут поступать в «Жас улан», если девятый и более - в кадетский корпус, и, если хотят посвятить жизнь свою армии - пять наших военных университетов. Эта программа называется - «Армия детям», и, безусловно, через несколько лет мы увидим позитивные результаты. - Говоря о Вооруженных Силах, нельзя не остановиться на вопросах профессионализации армии, военной службы по контракту. Расскажите, пожалуйста, о нынешнем состоянии данного процесса и его будущем. - Сейчас в мире есть несколько тенденций формирования Вооруженных Сил. Одним из таких интересных направлений является профессионализация армии. Профессиональная армия - это наиболее подготовленная армия, и мы также стремимся к профессионализации армии. Но сегодня, с учетом необходимости подготовки резерва большей части населения к возможностям применения оружия, необходимо соблюсти пропорцию, когда 60% - это воины профессионалы, а 40% - люди, которые призываются на срочную службу. Данную тенденцию будем сохранять до тех пор, пока не наберем необходимое количество резервистов, которые будут в состоянии возмещать и, в случае необходимости, служить резервом. Абсолютно профессиональной армии в мире не существует, поскольку возникает одна огромная проблема резерва. Поэтому каждая страна применяет ту пропорцию, которую считает на сегодня целесообразной. Мы выбрали этот расчет, но он не простой, и основывается на людском потенциале, подготовленном количестве военнослужащих и необходимости сохранения того или иного количества и состава Вооруженных сил. - Известно, что слабым местом Советской Армии была социально-бытовая неустроенность офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы. Как решаются вопросы обеспечения жильем в казахстанской армии? Имеется ли в военных городках современная социально-культурная инфраструктура? - По поручению Верховного Главнокомандующего РК нами разработан проект Закона «О социальном статусе военнослужащего», в котором числятся все необходимые социальные аспекты. Проблема социальной защиты заключается в том, что военнослужащий и военная служба - это особый вид государственной службы. И, конечно же, возникает проблема, связанная с жильем, заработной платой, социальным и вещевым довольствием. Первое, на что было обращено особое внимание Главы государства, - жилье. Мы сегодня ежегодно строим от 70 до 75 тысяч квадратных метров жилья, и это, в достаточной степени, большое количество для Вооруженных Сил, если учитывать то, что до этого строили по 20 тысяч квадратных метров. Каждый офицер и военнослужащий видит эту динамику, и, тем самым, поднимается мотивация к службе в Вооруженных силах РК, позволяющая ему продемонстрировать своей семье заботу государства о нем, как о военнослужащем. Считаем и уверены, что необходимо строить не только жилые поселки, но и спортивные комплексы, обустраивать школы, в которых учатся дети наших военнослужащих. Уже в этом году в Приозерске, Сарыозеке, Аягузе кроме строительства сугубо военных объектов возводятся спортивные комплексы. И они будут самыми лучшими в стране, так как используются технологии Европы. Мы стремимся также к тому, чтобы медицинское обслуживание наших военнослужащих было на самом высоком уровне, и сегодня идет работа по проектированию многофункционального военного госпиталя в г.Астана. В этом законе также заложена возможность подключения наших военнослужащих к системе ипотечного кредитования, жилищных строительных сбережений, системе накопительных возможностей. Кроме того, предусматривается создание дополнительных условий для мотивации молодежи, которые при выслуге лет могут получить от министерства обороны дотации на возмещение затрат по получению платного высшего образования. Многие пункты там прописаны, они должны нам позволить решить задачи социальной защиты военнослужащих. Кроме того, в текущем году начинаем строить специальный санаторий Вооруженных сил в Капшагае, который по условиям будет отвечать «пятизвездочному». С точки зрения медицинских услуг, это будет медицинское учреждение, оснащенное самым высокотехнологическим медицинским оборудованием, и через полтора года мы должны получить прекрасное место для отдыха и лечения наших военнослужащих и их семей в течение круглого года. - Расскажите, пожалуйста, о нынешнем состоянии и перспективах развития Военно-морского флота Республики Казахстан? - В настоящее время в ведении нашего ВМФ имеется три небольших корабля, однако есть большая программа, согласно которой мы должны закончить к 2015 году основную работу в направлении развития ВМФ. Во-первых, необходимо построить в Актау военно-морскую базу. Тендер на проведение работ выиграла компания «Рособоронэкспорт», которая будет строить не только сами объекты, но и поставит нам корабли. При этом корабли класса до 500 тонн будут строиться в Казахстане, свыше 500 тонн, безусловно, в России либо других странах, возможна реализация совместного продукта. В этом смысле у нас есть понимание, только тут один важный вопрос - это дороговизна данного рода войск. Так, что за блеском кораблей стоят огромные затраты, которые мы должны очень точно просчитывать. - Как вы можете охарактеризовать отношения между оборонными ведомствами Казахстана и России. Какие результаты взаимовыгодного сотрудничества можете назвать? - На прошлой неделе мы провели совместные учения, которые прошли очень успешно и грамотно. Зарубежные военные атташе, аккредитованные на учениях, были удивлены слаженными действиями Вооруженных Сил Казахстана и России, несмотря на короткий срок подготовки. В сентябре текущего года мы проведем совместные учения на территории Российской Федерации. Следует отметить, что с моим российским коллегой подписали протокол, в рамках которого сейчас сторонами просчитывается, сколько учений мы можем провести в течение трех лет. Россия является нашим стратегическим союзником, и в этой связи мы должны только укреплять наши отношения. Однако, необходимо отметить, что Казахстан работает не только с РФ, но и, в частности, с НАТО. - Останавливаясь на сотрудничестве обороннного ведомства Казахстана с НАТО, хотелось бы узнать, по каким направлениям оно осуществляется? - НАТО является одним из партнеров Казахстана, у нас есть с ними индивидуальный план партнерства, который утверждается на период определенного времени. Мы активно работаем, прежде всего, в сфере подготовки наших миротворческих частей, и, я надеюсь и убежден, что в сентябре т.г. аттестуем по всем стандартам НАТО свой миротворческий батальон, что не смогли реализовать в течение последних пяти лет. Сегодня эти формирования полностью укомплектованы необходимой техникой, все воины срочной службы имеют высшее образование, часть из них владеют свободно английским языком, а весь руководящий состав батальона укомплектовали офицерами со знанием иностранного языка. Также, в сентябре текущего года мы проводим традиционные учения «Степной орел». В целом, Казахстан является сторонником углубления и качественного повышения наших взаимоотношений с НАТО. И в октябре запланирован мой визит в НАТО, где пройдет встреча с руководителем данной организации для обсуждения вопросов, связанных с проблемой углубления наших отношений и вывода их на более качественный уровень, и, безусловно, дальнейшая интеграция в разных сферах Вооруженных сил РК и НАТО. - На предстоящих Олимпийских играх в Пекине в составе национальной сборной выступят воспитанники армейского клуба. Какие прогнозы Вы можете сделать в отношении спорстменов-военнослужащих? - Безусловно, центральный спортивный клуб армии сохраняет свой потенциал. Мы сохранили и будем сохранять все свои спортивные детско-юношеские школы при ЦСКА, увеличиваем финансирование, чтобы клуб занимался не только спортом среди спортсменов, но и реализацией спортивных программ в Вооруженных Силах. Вся проблема ЦСКА состояла в том, что он не занимался реализацией спортивных программ, а брался только за спорт высоких достижений. Поэтому на следующий год бюджет ЦСКА будет пересмотрен в сторону увеличения и получит ту функцию, которую он должен был все время нести - развитие спорта в ВС РК. На Олимпиаде у нас имеют большие шансы: в десятиборье - Дмитрий Карпов, член нашего клуба - Серик Сапиев - это наша основная надежда, а также несколько велосипедистов. Все они являются надеждой казахстанского спорта и каждый из них потенциально может принести медаль нашей стране. Я очень оптимистично отношусь к нашим спортсменам и именно членам ЦСКА в их способности принести медали. - Спасибо за интервью!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |