|
|
|
Источник: Газеты «Деловой Казахстан» (www.dknews.kz)
25.07.2008 Казнить нельзя помиловать
Вот мы все сейчас только и обсуждаем две темы: очередное повышение цен на бензин и ужесточение штрафных санкций для водителей. За бензин, как выражаются в Одессе, мы уже все уши проговорили, давайте поговорим за водил. Знакомый англичанин, живущий в Казахстане уже года три, сказал мне однажды: «Для того чтобы оценить уровень вашей коррумпированности, демократии и цивилизованности, не надо изучать документы. Достаточно поездить за рулем». Есть печальная статистика. В результате ДТП на дорогах Казахстана мы ежегодно теряем столько людей, сколько потеряли за 10 лет афганской войны. Каждый год число ДТП увеличивается на треть, количество погибших - в два раза. 10 лет мы каждый год теряем на дорогах по «одному Афганистану»! И все тихо-спокойно. И правозащитники не бьют в колокола, и министры не уходят в отставку. Почему? Десяток кур в Китае сдохло - все газеты пишут, ТВ снимает, шумят эксперты - будет эпидемия или нет. У нас не эпидемия - настоящая война на дорогах давным-давно - это нормально? А все потому, что у нас слишком низка цена человеческой жизни». В США, Японии, Корее смертность на дорогах из года в год снижается. У нас - повышается. Но она не сама по себе снижается, её снижает правительство, и число спасенных им человеческих жизней считается важнейшим показателем его работы. Более важным, чем сдерживание инфляции, безработицы и увеличение золотого запаса. Николя Саркози не так давно жёсткими мерами буквально за месяц «научил Францию соблюдать ПДД», сократив число смертей на её дорогах почти на треть. И только благодаря этому он стал и народным любимцем, и лидером правящей партии. И ещё Саркози пролил в казну страны «золотой дождь» штрафов, но об этом французы вспоминать не любят. Ещё цифры. Число погибших на дорогах в прошлом году (на 100 000 населения): Великобритания - 5,4, Швеция - 6,6, Финляндия - 7,2, Япония - 8,2, Франция - 8,6, другие западноевропейские страны - 11, США - 15,2, Россия - 24,9, Казахстан - 28, восточно-средиземноморские страны - 26,3, африканские страны - 28,2. По исследованиям ученых, пик аварийности приходится при достижении в стране соотношения 300 автомобилей на 1000 населения, а Казахстан имеет сегодня всего лишь не более 100 на 1000. Так что же будет дальше? Я прекрасно понимаю, что повышение штрафов, ужесточение наказаний - непопулярная тема. Неблагодарная. Но как сказал один мой знакомый: «Никто же не возражает против штрафа за прыжок в яму с дерьмом? Потому что никто туда прыгать не собирается». Никто не возражает и против 7 лет тюрьмы (а лучше 10) за угон автомобиля. Потому что угонять не собираемся. А нарушать - собираемся? Мой друг Саша Колесников, проживший много лет в США, рассказывает: «Когда я в первый раз нарушил в Нью-Йорке правила, полицейский мне выписал штраф 70 долларов - фигня, думаю. Второй раз нарушил на 60 долларов. Но когда прошло время, и я увидел, что мой страховочный пойнт из-за первого нарушения возрос на 1200 долларов, а после второго на 2000 - я перестал нарушать. Однажды всего один день я ездил без страховки, так получилось. Но когда за это я заплатил тысячу долларов штрафа, я сразу всё понял». Так что повышать штрафы, мне думается, нужно. Но повышение штрафов - одна часть дела. Есть другая часть. Все озадачены отсутствием национальной идеи, которая сплотила бы нацию, заставила поверить в её лидеров. Да вот же она, национальная идея, на поверхности лежит: покончим с воровством и коррупцией. Так вот, чтобы истребить коррупцию на дорогах, можно ужесточать правила, увеличивать штрафы, вводить балльную систему, ни шатко ни валко бороться с коррупцией в рядах ЖП (простите, но это - жол полициясы), оснащать её новейшей техникой, а также делать еще очень много всяких, бесспорно, полезных вещей, но на положение в целом они все вместе и по отдельности по-прежнему будут влиять ничтожно мало и не всегда в нужную сторону. Наведение цивилизованного порядка на отечественных дорогах возможно только при фундаментальном изменении существующего подхода именно к правовой организации автомобильного движения. Права казахстанских водителей - наши права - не нами устанавливаются, не нами обеспечиваются, не нами контролируются и не нами защищаются. Садясь за руль, каждый из нас понимает, что у него на дороге есть одно право - право быть виновным. Эта противоестественная с юридической точки зрения ситуация полного бесправия основного участника процесса и является единственной, по моему глубокому убеждению, причиной не только абсолютного провала нашей модели организации современного дорожного движения, но и тщетности любых попыток ее реформирования. Нам нужна другая правовая логика, в центре которой должны находиться базовые интересы непосредственного творца любого автотранспортного процесса - водителя автомобиля.
Андрей Зубов, журналист
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |