|
|
|
29.07.2008 Штрих-код к портрету ЦОНа
Создание эффективного управленческого аппарата является сегодня одним из приоритетов административной реформы. Осуществляемая трансформация государственного сектора в свою очередь предполагает не только комплекс мер по формированию нового поколения госслужащих, но и развитие новых форм взаимодействия между государством и гражданами. Одной из таких инноваций в этом плане следует считать повсеместное открытие центров обслуживания населения (ЦОН), позволяющих повысить качество государственных услуг, а также существенно приблизить услугодателей к населению. Об итогах работы ЦОНов в беседе нашему корреспонденту рассказывает председатель Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции РК Самат АБИШ. — Не секрет, что без повышения качества государственных услуг административная реформа не состоится. Основная роль в реализации данной задачи отведена центрам обслуживания населения. Каковы результаты, достигнутые в этой сфере? — Впервые необходимость открытия центров обслуживания населения, работающих по принципу «одного окна», озвучил Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Принцип «одного окна» подразумевает как получение различных документов, так и оказание комплекса государственных услуг в одном месте, в одном учреждении. Такой подход позволяет сократить хождение граждан из одной инстанции в другую для сбора необходимых документов и справок. Новый принцип обслуживания исключает непосредственный контакт граждан с исполнителями. В итоге снижается так называемый человеческий фактор, что существенно способствует борьбе с коррупцией и административными барьерами. На сегодняшний день в стране действуют 240 ЦОНов, включая районные центры, города областного значения и ряд крупных населенных пунктов. До конца года планируется открыть еще около ста центров. Населению оказывается 25 видов государственных услуг. Пятнадцатого июля Правительством РК одобрен проект постановления, предусматривающий увеличение перечня государственных услуг, оказываемых по принципу «одного окна» через центры обслуживания населения. К 25 видам уже оказываемых услуг добавились еще 32. В ближайшее время по принципу «одного окна» будут оказываться государственные услуги по выдаче справок о наличии или отсутствии судимости, адресных справок МВД, выдаче архивных справок, назначению жилищной помощи и ряду других социально значимых услуг. К примеру, постановка на учет и очередность граждан, нуждающихся в жилье из государственного жилищного фонда, регистрация детей дошкольного возраста для направления в детские дошкольные учреждения, назначение пособий семьям, имеющим детей до 18 лет. Таким образом, к концу года через ЦОНы будет оказываться 57 видов услуг. Минюстом совместно с заинтересованными государственными органами проводится комплекс организационных мероприятий для повышения качества предоставляемых услуг. Так, 18 июня 2007 года принят Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования административных процедур», которым в числе прочего законодательно закреплено понятие «государственная услуга», дано определение «стандарт» и «регламент» оказания государственных услуг. Постановлениями Правительства от 30 июня 2007 года утверждены типовые стандарт и регламент оказания государственной услуги. Стандарты в доступной форме содержат информацию о порядке и сроках получения государственной услуги потребителями, их правах и обязанностях, процедуре обжалования действий обслуживающей организации. То есть, зная стандарт оказания определенной государственной услуги, клиент ЦОНа владеет полной информацией о том, какие документы ему необходимо предоставить и в какие сроки ему обязаны выдать готовый документ и что все остальные требования сотрудников ЦОНа о каких-либо дополнительных справках незаконны. Если прежде, до введения регламентов, ответственность по некачественно оказанной услуге помимо непосредственного исполнителя нес и первый руководитель органа, хотя в процессе было задействовано еще несколько структурно-функциональных единиц, то теперь к ответственности будет привлекаться конкретное должностное лицо, по чьей вине произошел сбой. Кроме того, на общегосударственном уровне более открытая процедура регистрации позволит развивать частный сектор экономики, способствуя привлечению инвестиций. С сентября 2004 года по принципу «одного окна» ведется государственная регистрация юридических лиц. По итогам одного обращения юридическому лицу выдаются одновременно три документа: свидетельство о государственной регистрации, статистическая карточка и свидетельство о регистрации налогоплательщика. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства является одним из направлений государственной поддержки частного предпринимательства. Принимаемые меры благоприятно сказываются на ежегодном увеличении количества субъектов малого бизнеса, что подтверждается соответствующей статистикой. Если в 2004 году было зарегистрировано около 14 тысяч субъектов малого предпринимательства, то в 2007 году — свыше 17 с половиной тысяч. — Каким образом строилась работа по внедрению такого масштабного и совершенно нового для Казахстана проекта? — Прежде всего мы изучали и тщательно анализировали опыт зарубежных стран. К данной работе активно привлекались экспертный и аналитический потенциал научно-исследовательских организаций и опыт частного сектора. В отличие от Казахстана другие страны к моменту создания центров находились на достаточно продвинутой стадии административной реформы и внедрения элементов «электронного правительства». Здесь уже существовали реестры государственных услуг, а также были разработаны и законодательно закреплены стандарты предоставления этих услуг населению. Мы использовали положительный опыт аналогичных организаций, успешно действующих в развитых государствах, в частности Германии, Великобритании, Нидерландах, с учетом особенностей нашей экономической и административной систем. Для апробации запустили пилотные ЦОНы, что позволило определить и устранить недостатки, возникшие в их работе. Вместе с тем за рубежом создание центров, как правило, инициировалось на центральном уровне государственного управления, а вот непосредственная организация осуществлялась местными органами власти. Это выделение зданий с просторными операционными залами и залами ожидания, размещение касс для приема платежей, банкоматов, ксероксной техники, фотографов, нотариусов, возможно, дежурных адвокатов и так далее. У нас, к сожалению, на местах нередко не осознается важность осуществления данного проекта. При открытии ЦОНов, скажем, в районах нередко приходится сталкиваться с множеством проблем. Например, местные власти для центров определяют помещения, не соответствующие элементарным санитарным и техническим требованиям, или же вообще необоснованно затягивают их открытие. — Модернизация систем государственного управления и государственной службы, сама логика административной реформы направлены на искоренение коррупции. Насколько успешны результаты, достигнутые в этой сфере? — Анализ наиболее успешных антикоррупционных стратегий и достигнутых результатов показал, что наиболее приемлемым для Казахстана, на наш взгляд, является опыт Малайзии. У нас примерно равные численность населения, госаппарата и объем экономики. За 15 лет в Малайзии благодаря продуманной антикоррупционной стратегии административную коррупцию удалось победить. Борьба с этим злом требует, прежде всего, принятия мер по упорядочению и четкой регламентации процессов при оказании государственных услуг, повышения их прозрачности, создания возможности для их анализа и оценки с целью улучшения. Все эти задачи заложены в принципах деятельности ЦОНов, развитие которых является одним из ключевых направлений Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006—2010 годы. Не секрет, что в предоставлении отдельных видов государственных услуг сегодня участвует немало структур, в том числе и частных. Оказание госуслуг непосредственно уполномоченными органами создает условия для коррупции, бюрократизма и волокиты, поскольку потребитель не защищен перед произволом со стороны монопольного услугодателя. Несмотря на то что по всем видам государственных услуг имеется значительный объем нормативно-правовых актов, ориентированы они в большинстве случаев на удовлетворение интересов чиновников и не защищают права и законные интересы потребителей услуг. Четкая же регламентация позволит обеспечить прозрачность, результативность и подотчетность системы государственного управления в сфере государственных услуг, таким образом лишив возможности нечистоплотных служащих выстраивать коррупционные схемы. — Вместе с тем нужно признать, что и сотрудниками ЦОНов нередко совершаются коррупционные правонарушения... — Минюстом в настоящее время ведется работа по внедрению в центрах обслуживания населения информационных технологий, позволяющих осуществлять контроль над прохождением документов и снижать таким образом возможность для неправомерного вмешательства персонала. До конца года все ЦОНы будут подключены к ситуационному центру Министерства юстиции для оперативного контроля над сроками и качеством оказываемых услуг. Одновременно ведется разработка новой информационной системы центров, использующей технологию штрих-кодирования, которая позволит полностью прослеживать состояние всех услуг ЦОНов в процессе исполнения. Планируется внедрение данной системы до конца текущего года во всех областных центрах, Астане и Алматы.
Беседовал Анвар АХМЕТОВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |