|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
08.08.2008 Недолив местного масштаба.
Богатые нефтяные ресурсы страны не используются для создания преимущества в национальном производстве, наоборот, дефицит и постоянный рост цен подрывают развитие экономики и вызывают социальную напряженность. Вопрос на засыпку: почему, имея на своей территории мощный нефтеперерабатывающий завод, Южно-Казахстанская область испытывает бензиновый голод? Председатель областной ассоциации владельцев АЗС Кайыпбек Камбаров вот уже больше года пытается привлечь внимание к проблеме обеспечения области бензином и дизтопливом. Он утверждает, что за последние два года, в течение которых руководство шымкентским нефтеперегонным заводом осуществляет китайская компания, бензиновые реки текут мимо южноказахстанцев. - Ситуация еженедельно меняется к худшему, - старается втолковать он всем, кто не успеет увернуться. С прошлого года «ПетроКазахстан» начал вводить квоту на отпуск ГСМ для заправок. Сначала отпускали по восемь тонн, потом меньше, меньше, в конце марта - начале апреля прошлого года начали отпускать по две-три тонны. И такой режим держится до сих пор. Члены ассоциации пишут письма в акимат, созывают пресс-конференции, пытаются достучаться до владельцев «ПетроКазахстан ойл продактс», но картина не меняется: количество поступаемого горючего на заправки области сокращается, а отпускная стоимость, наоборот, увеличивается. С апреля по июнь в ЮКО было очень трудно заправлять машины с дизелем. Дизтопливо можно приобрести лишь на некоторых АЗС, преимущественно принадлежащих китайской компании «СинОйл». ПКОП отговаривался тем, что вся солярка идет на сельхозработы, где они закрывают полные объемы, но в областном сельхозуправлении тоже обрывали телефоны и изводили бумагу, чтобы выбить уже оплаченное горючее. Южноказахстанские владельцы прекрасно знают, где тут собака зарыта. По словам Кайыпбека Камбарова, такого положения раньше не было. - Вводились ранее лимиты по отпуску, но они держались не более трех месяцев, а сейчас такое постоянно. Я полагаю, что китайская компания ведет экспорт светлых нефтепродуктов, а нам в области не хватает, и цены держатся высокие, - считает председатель ассоциации «Жагар Жанармай». Примечательно, что само руководство «ПетроКазахстан ойл продактс» так не считает. Оно со спокойной совестью демонстрирует свои достижения. «За два летних месяца в торговом доме компании «ПетроКазахстан» продали 28 390 тонн бензина и 14 264 тонны дизтоплива. Кроме того, с начала июля «ПетроКазахстан» поставил сельхозпроизводителям и службам ЧС более 10 тысяч тонн дизтоплива», - говорится в сообщении пресс-службы ПКОП. При этом в пресс-службе утверждают, что в текущем году объем продаж и количество клиентов торгового дома остались прежними. «Центр оптовых продаж нефтеперерабатывающего завода реализует ГСМ 196 АЗС и 31 юридическому лицу», - говорится в сообщении. Сами по себе эти цифры мало о чем говорят. А вот если дополнить их другими данными, то получится достаточно интересная картина. Так, в области вообще-то насчитывается не 196 АЗС, а почти в три раза больше. Около пятисот. Но, увы, не всем выпадает счастье закупать бензин непосредственно от производителя, многие вынуждены брать его у перекупщиков. Руководство ПКОП не особенно вникает в нужды местных предпринимателей. Те даже жалуются, что новые владельцы нефтеперерабатывающего завода спят и видят, как бы вытеснить с рынка южноказахстанских владельцев АЗС и монопольно захватить рынок сбыта. - Китайская компания ведет политику выдавливания с рынка местных предпринимателей. Они в первую очередь о себе думают. На автозаправках, принадлежащих китайской фирме, есть ГСМ, даже с запасом отпускаются: бензовозы стоят возле заправок. У них проблем нет. А для южноказахстанских владельцев ГСМ не отпускают. С теми, кто проявлял недовольство такой ситуацией, в одностороннем порядке разрывали контракты по отпуску ГСМ, - заявили на пресс-конференции Кайыпбек Камбаров и один из учредителей ассоциации - Пернебай Мирзашугиров. Ну а с количеством ГСМ, поступающим на нужды области, разобраться и того легче. Достаточно посчитать количество автотранспорта и сравнить с цифрами, представленными пресс-службой ПКОП. По данным управления дорожной полиции ДВД ЮКО, в ЮКО зарегистрированы 333 754 единицы автотранспорта во владении физических лиц и 19 078 единиц во владении юридических лиц. Причем в это количество не входит сельхозтехника! Итак, что у нас получается? Складываем 28 390 тонн бензина и 14 264 тонны дизтоплива и делим на количество автомобилей. Получаем… чуть больше 120 литров на два месяца. Как щедро! Причем это еще не полная арифметика. Чтобы представить всю картину потребления ГСМ в ЮКО, надо учитывать что мы - транзитная область. Через нас проходит большой поток транзитного автотранспорта, причем практически все проезжающие автомобили заправляются здесь. Однако руководство шымкентского нефтеперерабатывающего чутко следит за тем, чтобы на заправках не образовывались совсем уж неприличные очереди. Цены! Вот средство, которым монополисты пробивают бреши в рядах автомобилистов. Уже многие практически поставили на прикол своих железных коней, кормить которых стало не по карману людям со скромным достатком. На моих глазах пожилой человек на жигуленке заправился на… 500 тенге. Ему залили чуть больше пяти литров. Если дело так пойдет дальше, то операторам АЗС скоро будет проще заправлять машины с помощью градуированного литрового черпачка. Цены на ГСМ сейчас наотмашь бьют по малообеспеченным слоям населения - подорожал проезд на автобусе, и посмотрим, что на это осенью скажут студенты; тепловики подали заявку на повышение тарифа, что опять существенно урежет содержимое кошельков пенсионеров. - Наше правительство должно составить четкую, конкретную программу развития и обеспечения рынка нефтепродуктов. Нужно иметь представление о долгосрочных производственных и экспортных тенденциях. Нужно четко оговаривать объемы внутреннего и внешнего рынка, - считает Кайыпбек Камбаров.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |