|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
11.08.2008 Быть или не быть дешевому бензину?
Где-то прямо, а где-то косвенно. Процесс этот, надо отметить, объективен, ведь все страны связаны между собой невидимыми нитями торгово-экономических отношений. Обострение бензинового вопроса в Казахстане как раз относится к разряду тех проблем, которые являются отражением тенденций мировой экономики, усиленных объективными и субъективными местными факторами. Все очень просто: мировые цены на нефть в настоящее время высоки, и спрос на нее в мире велик. Поэтому вполне естественно, что нефть выгоднее вывозить за рубеж. Чем и пользуются нефтедобывающие компании, оставляя местные нефтеперерабатывающие заводы без соответствующей загрузки и создавая в стране дефицит ГСМ. Чтобы решить эту проблему, правительство Казахстана пошло на такую меру, как введение в мае этого года пошлины на вывоз сырой нефти в размере 109,91 долл. США за тонну. Кроме этого, правительством был объявлен трехмесячный мораторий на вывоз сырой нефти, который будет продолжаться до сентября текущего года. Основная часть противоречий и проблем в сфере ГСМ таким образом была снята. Однако ситуация периодически осложняется рядом факторов, как то: ремонтные работы на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах, недопоставки российской нефти на Павлодарский НПЗ, а также ценовая политика компаний, торгующих ГСМ. Естественно, что все эти вопросы, кроме правительства Казахстана, решать некому, и оно, надо сказать, предпринимает все от него зависящие меры для улучшения ситуации с ГСМ. Весь этот кризис, повышение цен и якобы «нехватка» ГСМ в стране выглядит очень странно. Ведь, по данным Министерства энергетики и природных ресурсов, за первое полугодие 2008 года на нефтеперерабатывающих заводах Казахстана произведено 1335,1 тыс. тонн бензина, что составляет 97,2 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. С 1 по 10 июля в стране выработано 40,9 тыс. тонн бензина, то есть уже 116,9 процента к соответствующему периоду прошлого года. Дизельного топлива в первом полугодии произведено 2076,2 тыс. тонн, а это даже чуть более, чем в прошлом году. Так почему же растут цены на бензин, а тем более на дизельное топливо? Ответ один: ГСМ в стране есть, но в продажу их выпускают малыми дозами, искусственно создавая спрос, а потом и завышая цены. К тому же нефтедобывающие компании, которых коснулся мораторий на экспорт нефти, явно ожидают его окончания, чтобы подороже продать нефть за рубеж. Отсюда и недопоставки на НПЗ республики. Для решения этого вопроса Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК заключило меморандум с недропользователями, согласно которому последние обязались поставлять необходимые объемы сырья на нефтеперерабатывающие заводы в соответствии с графиком, утверждаемым министерством. Производители же нефтепродуктов взяли на себя обязательства по переработке поставляемых объемов сырой нефти. К нефтекомпаниям, не выполняющим обязательства по поставкам на внутренний рынок, будет применено ужесточение требований по экспорту. Это одна проблема, решение которой правительство хоть частично, но все же нашло. Кроме нее, есть еще и момент ценового сговора поставщиков ГСМ на внутренний рынок. Как сообщил председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев, в результате мониторинга и последующего анализа выявлено 29 субъектов рынка, допустивших злоупотребление доминирующим положением и ценовой сговор. Напомним, этому вопросу было посвящено прошедшее в середине июля правительственное совещание по вопросам формирования стабилизационных фондов зерна и обеспечения сельхозпроизводителей дизельным топливом в период проведения осенних полевых работ. Вообще, рост цен на ГСМ ввиду мировых тенденций в Казахстане прогнозировался. Однако не до такой степени. И сейчас Агентство по защите конкуренции разбирается, кто и насколько в этом повинен. К тому же с целью прояснения всех причин «бензиновой лихорадки» создана и специальная рабочая группа, которой предстоит заняться расследованием причин роста цен на ГСМ. Так же, как и бензин, подорожало и стало дефицитом дизельное топливо. Особенно остро эту проблему на себе ощутил Минсельхоз. По словам главы этого ведомства Акылбека Куришбаева, по состоянию на 11 июля этого года сельчане получили всего 19 тыс. тонн дизельного топлива, тогда как их потребность в нем для проведения уборочных работ составляет 389 тысяч тонн. Для решения этой проблемы Минэнерго обязало производителей нефтепродуктов взять на себя обязательства по обеспечению производителей зерна дизтопливом в необходимом им количестве по фиксированным ценам на период проведения осенних полевых работ с 1 июля по 31 сентября 2008 года. Это должно стабилизировать рынок ГСМ в Казахстане. Безусловно, многих проблем с ГСМ можно было бы избежать, если бы все НПЗ Казахстана находились в собственности государства. Правительство Казахстана этим вопросом и озадачило национальный холдинг «КазМунайГаз», который в настоящее время владеет 99,09 процента акций Атырауского НПЗ, 50 процентами Шымкентского НПЗ и 42 процентами Павлодарского нефтехимического завода. К осени текущего года должна быть совершена сделка, после которой «КазМунайГаз» станет владельцем 72 процентов акций АО «Мангистаумунайгаз», в составе которого работает павлодарский завод. Еще один момент, который может частично способствовать созданию дефицита ГСМ в стране, - это модернизация казахстанских НПЗ. Тут ситуация следующая. К примеру, на Атырауском НПЗ сейчас постепенно проводится ремонт технологических установок. Делается это для того, чтобы в самом ближайшем будущем увеличить объемы переработки нефти и довести ее до 3850 тыс. тонн в 2008 году, до 4 млн тонн в 2009-м и 4180 тыс. тонн в 2010 году. Кроме того, в планах «КазМунайГаза» до 2014 года реализовать на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе три крупных проекта, нацеленных на рост объемов переработки сырой нефти, повышение качества продукции и снижение вредных выбросов в атмосферу: строительство установки каталитического риформинга по производству высокооктановых бензинов и бензола; реконструкция вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ-3; реконструкция и модернизация установки замедленного коксования (УЗК) для увеличения ее производительности и повышения надежности ее работы. Что же касается Шымкентского НПЗ, то на данный момент АО «Торговый дом «КазМунайГаз» совместно с китайской стороной, владеющей остальными 50 процентами акций, прорабатывают вопросы по его реконструкции и модернизации. Что тоже должно положительно сказаться на работе НПЗ в дальнейшем. Так что работа по улучшению ситуации с ГСМ в Казахстане постоянно идет. Какие-то меры правительства на слуху, о других общественность знает чуть меньше. Но в целом ситуация под контролем, и казахстанцы могут быть вполне уверены в своем будущем и в достатке бензина и дизтоплива в стране. Да, некоторые проблемы одним махом не решить, и положительного результата необходимо дождаться. Конечно, можно сравнивать цены на бензин в нашей стране и, к примеру, в Туркменистане. Но не стоит забывать о том, что в каждой стране свои объективные условия развития. Тем более что в некоторых из них цена вопроса, а вернее, литра бензина может быть, по нашему мнению, совсем заоблачной, как, например, в Норвегии (более 2 долл. за литр) или в Сьерра-Леоне (около 5 долл. за литр).
Нуркен САКЕНОВ,фото Александра КАНЦЕДАЛОВА, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |