|
|
|
Источник: Агентство «Хабар» (www.khabar.kz), Султанов Б.Т.
11.08.2008 Правительство намерено сдерживать инфляцию и обеспечивать продовольственную безопасность. Гость программы «Жети кун» - министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов
ВЕДУЩИЙ: ВОЗВРАЩАЯСЬ К ЭКОНОМИЧЕСКИМ ИТОГАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДРОБНЕЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОБЛЕМАХ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ПРЕДСТОИТ НЕМАЛО СДЕЛАТЬ И ОСЕНЬЮ. РЕЧЬ ИДЁТ ОБ ИНФЛЯЦИИ, ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ. В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ ОСНОВНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ СДЕРЖИВАНИЯ НЕМОНЕТАРНЫХ ФАКТОРОВ ИНФЛЯЦИИ СТАЛИ МЕРЫ ТАМОЖЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВИТЕЛЬСТВО ОГРАНИЧИЛО ЭКСПОРТ РЯДА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ, ВКЛЮЧАЯ ЗЕРНО И МУКУ, ОДНОВРЕМЕННО СНИЗИВ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА ВВОЗ ПРОДУКТОВ, КОТОРЫМИ КАЗАХСТАН ПОКА НЕ МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЯ ЗА СЧЁТ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ. ВРЕМЕННЫЙ ЗАПРЕТ БЫЛ ВВЕДЕН И НА ВНЕШНИЕ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ. ДЛЯ НАСЫЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РЕГИОНАХ АКТИВНО ПРИМЕНЯЛАСЬ ПРАКТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕМОРАНДУМОВ С КРУПНЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАЛИСЬ ПРОДАВАТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ПО ПРИЕМЛЕЫМ ЦЕНАМ. НО ВПЕРЕДИ ОСЕНЬ - ПЕРИОД УБОРКИ УРОЖАЯ, КОГДА ТРАДИЦИОННО ВОЗРАСТАЕТ СПРОС НА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТНЫХ ПРОДАЖ ЗЕРНА И МУКИ. О ТОМ, КАКИМ ОБРАЗОМ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕНО ОБЕСПЕЧИТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ ЦЕН НА РЫНКАХ ГСМ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, МЫ ПОПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ МИНИСТРА ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БАХЫТА СУЛТАНОВА. ЕГО СОБЕСЕДНИК В СТУДИИ - ЖУРНАЛИСТ ЮЛИЯ СИНЧУК. - Бахыт Турлыханович, на совещании в правительстве с участием премьер-министра было сказано, что внешнее влияние мирового кризиса выявило ряд системных проблем в казахстанской экономике и это даёт возможность внести своевременные коррективы в экономическую политику. Поясните, пожалуйста, о каких именно коррективах идёт речь? БАХЫТ СУЛТАНОВ, министр экономики и бюджетного планирования РК: - Во-первых, надо сказать, что в последнее десятилетие мы развивались очень быстрыми темпами - 20% в год, это достаточно высокий показатель и, естественно, для молодой и развивающейся страны, для экономики возникают определённые стрессовые ситуации. В первую очередь, это перегрев в отдельных секторах. Он был вызван тем, что на международных рынках снизились ставки, а у нас одновременно происходил бурный рост и формировался внутренний спрос. Этот спрос особенно проявился в секторе жилищного строительства. Банки, подстегнутые таким спросом, начинали очень бурно увеличивать кредитную массу, это и привело к тому, что у нас в двух секторах в определенной степени начался перегрев. Никто, конечно, не мог спрогнозировать точно, что эта ситуация произойдет. Осенью прошлого года случилась резкая остановка международного рынка капиталов, и, естественно, доступ наших банков к фондированию резко ограничился, это привело к постепенному затуханию бума в этих секторах. Но правительство своевременно приняло меры - план первоочередных действий, который был направлен на то, чтобы поддержать те сектора экономики, которые в результате такой остановки могли резко обвалиться, и это бы привело к негативным как экономическим, так и социальным последствиям. Поэтому мы выделили средства, ускоренно уточнив бюджет, через фонд «Казына», и это позволило обеспечить некоторое плавное снижение. Поэтому если в прошлые годы мы бурно развивались по 10 процентов в год, то первое полугодие этого года показывает, что, по нашим оценкам, примерно 5,1% будет рост экономики. Это всё равно высокий показатель и мы считаем, что наша экономика должна сейчас перейти к качественному экономическому росту. Если мы до этого количественно очень бурно развивались, но по объективным причинам не успевали где-то вовремя корректировать свою политику и обеспечивать максимально качественный рост, то это очень хороший урок для нашей экономики. Мы должны очень быстро, в короткий период, обеспечить новые подходы. Сегодня вся мировая экономика, все страны переживают корректировки своих политик, вплоть до корпораций и банков - все переживают этот процесс. Банковская система, финансовая мировая система пересматривают свою политику управления рисками и т.д. Такая же ситуация должны быть и у нас. Мы должны за этот короткий период подготовиться к следующему прыжку, потому что он неизбежен. Циклическое развитие мировой экономики и экономики всех стран - это объективная закономерность. - Одна из главных задач правительства - и об этом неоднократно говорил Президент - сдерживание инфляции. В первом полугодии в целом по республике эта задача была решена. Но известно, что многие монополисты рассчитывали во втором полугодии поднять тарифы на свои услуги, что может оказать сильное давление на инфляционные процессы. Как правительство намерено решать эту проблему? - В экономической политике в этом году основной приоритет - не рост, а именно обеспечение макроэкономической стабильности, это удержание инфляционных процессов в однозначной величине. Это приоритетная задача и здесь только одним способом невозможно этой цели достичь, применяется комплекс мер. С прошлого года правительство со всеми местными исполнительными органами провело большую работу по созданию стабилизационных фондов зерна, из-за которого, в первую очередь, и произошел скачок цен, а также социально важных видов продуктов. Со стороны естественных монополий также мы приостановили рассмотрение заявок по росту тарифов, поскольку это может автоматически отразиться на ценах. Очень важно понимать, что инфляция в большей степени зависит от конкретных цен на энергоресурсы, тарифов на другие транспортные составляющие, но в конечном продукте, когда мы говорим о потребительском спросе, очень многое зависит от инфляционных ожиданий. Поэтому здесь важно обеспечивать необходимую информационную поддержку этому процессу, с тем, чтобы люди понимали, что работа ведется комплексная и в рамках оперативных мер, и в рамках системных мер, то есть одной из глубинных причин является недостаточный уровень конкуренции на рынках, недостаточные знания своих прав потребителей, которые также могут бороться сами с этим процессом. Все это в комплексе также решается, поэтому очень важно обеспечить информационную поддержку - Чтобы обеспечить насыщение внутреннего рынка правительство пошло на введение ряда ограничений в экспорте - например, в продовольственном и энергетическом секторе. Насколько оправдала себя эта мера и как дальше будет выстраиваться политика правительства в вопросах регулирования экспортных продаж зерна, продовольственных товаров и нефтепродуктов? - Что касается пшеницы и продовольственной муки, то это позволило нам обеспечить необходимый уровень запасов в стране, поскольку резкий рост цен на международных рынках вызвал желание у трейдеров побыстрее заработать и вывезти зерно из страны. Здесь существуют элементы угрозы национальной безопасности, поэтому эта мера оправдана. С одной стороны, мы обеспечиваем безопасность, с другой, естественно это позитивно влияет и на внутренние цены. Проведена работа со всеми производителями, мукомольными компаниями, с ассоциацией зерновиков и заключены соответствующие меморандумы о том, чтобы в этом году нужно обеспечить стабильные цены. То же касается нефтепродуктов. Здесь две задачи решаются. Это обеспечение наших сельчан во время посева и во время уборки необходимым объёмом ГСМ и одновременно сдерживание цен на приемлемом уровне, поскольку в конечном итоге это отражается как на себестоимости, так и на доходах сельчан, ну и на конечной стоимости продуктов питания. - Судя по данным, прозвучавшим на совещании в правительстве, всё-таки наиболее тревожный участок экономики - с точки зрения инфляционных ожиданий - это рынок продовольственных товаров. Весной был назван целый перечень продуктов питания, которыми Казахстан себя пока не обеспечивает. Как сейчас складывается ситуация в этом секторе? - Я уже говорил об оперативных мерах, которые принимаются по созданию необходимых запасов, работа проводится и системно. Во время уточнения бюджета текущего года мы дополнительно выделили 51 млрд. тенге, в том числе и из резерва и из уточненного бюджета - для дальнейшего развития АПК, с тем, чтобы создать условия для внутреннего производства и насыщения внутреннего рынка продуктами питания. Эта работа проводится как с точки зрения развития сельхозтоваропроизводителей и наделения их необходимым объемом субсидий, так и по созданию конкретных производств на территории Казахстана. - Успешное сдерживание цен на многие виды товаров и продуктов явилось результатом специальных меморандумов, подписанных в регионах местными властями с крупнейшими производителями и поставщиками. Этот «инструмент» оказался весьма эффективным, но всё же его нельзя назвать рыночным. Получит ли эта практика продолжение и будут ли для участников этих соглашений создаваться какие-то экономические преференции? - Этот инструмент на самом деле показал себя действенным. Мы сегодня все чаще говорим о социальной ответственности бизнеса, думаю, в ближайшее время это должно вылиться в нормальные цивилизованные формы государственно-частного партнерства. Соглашения между государством и бизнесом это нормальная практика, это не новшество для Казахстана, подобная практика используется во всем мире. Естественно, максимально мы должны системно создавать условия, чтобы многие процессы регулировались именно рыночным способом, создавались саморегулируемые системы. Эта работа проводится, и это является также одним из главных приоритетов в деятельности государства. - Теперь вопрос о банковском секторе. Для ведущих банков год выдался очень сложным, поскольку приходиться погашать большие внешние займы. Если говорить о таком важном показателе, как кредитование банками экономики - какие тенденции здесь Вы могли бы отметить? - Вопреки прогнозам пессимистическим - а вы знаете, что мы традиционно имеем три варианта прогнозов социально-экономического развития - так вот был и пессимистический прогноз, когда ожидалось резкое снижение кредитования экономики, но этот прогноз не оправдался. У нас объём кредитов сохранился на уровне прошлого года. Естественно, эти объёмы в прошлом росли по 40, 50 и даже 80 процентов в год. В этом году этот уровень сохранился стабильным. Это благодаря тому, что происходит рост депозитной базы - несмотря ни на что, ни на какие угрозы - происходит накопление средств со стороны юридических и физических лиц. Банки в целом не имеют проблем с ликвидностью, мы практически ежемесячно, а то и чаще встречаемся с банками, проводим специальные совещания и сегодня банковская система наша устойчива. Она доказала свою устойчивость и справляется с необходимостью решения своих внешних долгов по заимствованию - как в текущем году (поскольку основные трудности уже в первой половине года преодолены), так мы ожидаем, что и в последующие годы эта проблема будет решаться успешно. Поэтому никаких негативных изменений от банков мы не ожидаем. - Бахыт Турлыханович, последний вопрос. Сейчас - в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам - вполне закономерно выглядят особые ожидания делового сообщества по улучшению в стране бизнес-климата. Какие первоочередные шаги будут сделаны в этом направлении? - Опять-таки необходимо разделить этот вопрос на две части. Меры оперативного характера в рамках плана первоочередных мер по стабилизации экономики - мы существенно влили в экономику большие объемы - это порядка 4 млрд. долларов, это у всех на устах, в бюджете прошлого года и текущего тоже. Эти деньги позволяют поддержать необходимый уровень деловой активности - для того, чтобы не дать резко упасть показателям роста экономики. В бюджете этого года на реализацию крупных прорывных проектов предусмотрено порядка 64 млрд. тенге, в бюджетах последующих лет мы планируем на реализацию этих проектов выделить ещё 700 млрд. тенге. Это значительные суммы. У нас сегодня реализуется программа 30 корпоративных лидеров Казахстана, сегодня мы стараемся форсировать ее реализацию. В этом году вступает в промышленную фазу пять проектов, стоимостью 800 миллионов долларов, в следующем году еще ряд проектов будут реализованы стоимостью 1 млрд 800 миллионов. В целом же в рамках этой программы мы закрепили такой базовый перечень из 45 проектов, стоимость инвестиций которых более 54 млрд. долларов США. То есть это в ближайшие несколько лет серьезные инвестиции предполагаются. Государство участвует в этом как путем прямых инвестиций, так и путем софинансирования в концессионных проектах. Недавно мы внесли существенные изменения в закон о концессиях, который предполагает активизацию как государства, так и частного бизнеса во взаимодействии путем реализации концессионных проектов. Это еще один очень хороший такой инструмент и мы думаем, все эти меры позволят нам поднять как инвестиционную, так и деловую активность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |