Необходимо научиться спасать людей
Вопросы безопасности дорожного движения сегодня стали одними из приоритетных. Внесены изменения в законодательство по части наказаний за административные правонарушения. Дорожной полицией значительно усилен надзор за дорожным движением. Принимаемые меры призваны обеспечить порядок на автомобильных дорогах, уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и снизить тяжесть их последствий. Есть ли сегодня первые результаты? Каковы перспективы данной работы? Об этом мы беседуем с заместителем начальника Управления дорожной полиции ДВД Алматы подполковником полиции Александром Васильевым.
- Александр Анатольевич, с первого августа вошли в силу изменения и дополнения в административное законодательство, касающиеся безопасности дорожного движения. Можно ли сейчас говорить о каких-нибудь результатах?
- О существенных результатах говорить пока рано. Если они и есть, то чисто внешние. Вы, наверное, обратили внимание, что в основном все водители сейчас ездят пристегнутыми ремнями безопасности. Но вот что интересно: раньше-то их никто не отменял. А почему, позвольте спросить, люди не пристегивались?
- Раньше на это просто закрывали глаза. Насколько я знаю, это считалось мелким нарушением, за которое в рамках кампании по борьбе с коррупцией было запрещено останавливать водителей.
- Согласен, был такой момент. Цель преследовалась одна - уменьшить количество жалоб. В результате, как говорится, имеем то, что имеем. На самом деле, как оказалось, это разлагало дисциплину на дорогах. Сам водитель ведь должен был осознавать, что ремень в машине висит не просто так. Голова на плечах есть у каждого. Сколько жизней могло быть спасено, если бы все всегда пристегивались ремнями безопасности. К счастью, сейчас в правительстве заговорили о серьезности данной проблемы, и постепенно все направляется в нужное русло. Вопрос о том, что в нашей стране в автомобильных авариях погибает очень много людей, был поднят Всемирной организацией здравоохранения. В странах Евросоюза человек считается погибшим в результате дорожно-транспортного происшествия, если он умирает в течение месяца со времени совершения аварии. У нас же, это осталось еще с Советского Союза, человек считается погибшим в результате ДТП, если умирает в течение семи дней. Далее причиной смерти является что угодно, но не ДТП. Вы представляете, какая была бы цифра, если бы мы все считали по европейским стандартам? Все это, естественно, требует пристального внимания властей и принятия решительных мер. Что, в принципе, сейчас и делается.
- Большинство автолюбителей это воспринимает в штыки: вот, мол, увеличили размеры штрафов, все это на руку дорожным полицейским. Теперь взятки будут брать в более крупных размерах:
- То, что это не нравится людям, вполне естественно. Насчет взяток могу сказать следующее: просто нужно стараться не нарушать. А если нарушили, то не нужно пытаться решить вопрос с инспектором на месте. Платите штраф, как положено - в кассу. Тогда и не будет никаких взяток. В то же время после уплаты нескольких штрафов по новым тарифам водитель, прежде чем в очередной раз нарушить правила, основательно подумает: стоит ли это делать. Высокая аварийность, большое количество погибших и еще большее число пострадавших - все это требует принятия действенных мер. Необходимо повышать дисциплину водителей. Каким образом можно это сделать? Только путем усиления контроля, затягивания гаек, если хотите. Иначе порядок на дорогах мы не наведем. А если не будет порядка, будут продолжать страдать и гибнуть люди на дорогах. Как бы ни воспринимали это автолюбители, все это однозначно делается для народа и во благо его. Это прежде всего забота о народе. Когда за один год на дорогах страны в мирное время гибнет население целого поселка, пускать ситуацию на самотек - преступление.
- Но ведь ездить, полностью соблюдая правила дорожного движения, по крайней мере, в условиях Алматы, очень сложно. Я бы сказал, невозможно.
- Согласен. Полностью на сто процентов по правилам у нас ездить сложно. Здесь играет роль техническая сторона. Недостаточная ширина проезжей части улиц и так далее. Например, проспект Аль-Фараби. Широкая четырехполосная улица. Прекрасно. Едем с комфортом. И вдруг сужение. Из-за какого-нибудь инженерного сооружения, которое было построено когда-то давно, когда еще и в помине не было такого, как сейчас, движения. Что делать в таком случае? Здесь обязательно кто-то кого-то подрежет, а кто-то пересечет двойную сплошную линию. Дорога не должна состоять где-то из трех полос, где-то из четырех, а где-то из двух. Кровеносный сосуд обеспечивает бесперебойное кровообращение в организме. Тромбов быть не должно.
- В таких случаях принято всю вину валить на дорожную полицию:
- Увы, мы не можем отвечать за состояние дорог и ширину проезжей части, так как дороги не делаем. Наша прямая обязанность - следить за порядком. В советское время, кстати, ГАИ отвечало за эти вопросы. При ГАИ были соответствующие организации, лаборатории. А теперь мы пошли по другому пути и называемся не государственной автоинспекцией, а дорожной полицией. И как во всех капиталистических странах, полиция должна выполнять только полицейские функции. Ее не нужно хвалить и пытаться поднять имидж. Если полиция выполняет свои задачи как положено, он поднимется сам собой. Но опять же не должно быть перекосов. Одна полиция со всеми проблемами справиться не в состоянии. Поэтому для поддержания порядка как в обществе в целом, так и на дорогах должен приниматься комплекс мер. Во-первых, культура. Во-вторых - идеология, уважение закона и так далее. В любой стране Евросоюза количество транспортных средств, как минимум, в пять раз больше, чем у нас. Однако у них в десятки раз меньше число дорожно-транспортных происшествий, а самое главное - погибших. Почему? Да потому, что там культура поведения в обществе, в том числе и культура вождения автомобиля, впитывается с молоком матери.
- Любая работа, в том числе и борьба с аварийностью, осуществляется на основе анализа. Но, насколько мне известно, ни один вуз МВД не выпускает специалистов в области аналитики.
- Кстати, вы знаете, что в Европе и Америке существуют целые государственные организации, научно-исследовательские институты, изучающие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения? Так вот сейчас у нас тоже подняли этот вопрос. И, возможно, в скором будущем при Комитете дорожной полиции МВД будет создан не институт, конечно, но что-то вроде управления или отдела, которые и будут заниматься изучением подобных вопросов. Сегодня на научной основе этим никто не занимается. Допустим, в той же Финляндии, чтобы внести какую-то поправку в законодательство в отношении безопасности дорожного движения, специалисты годами высчитывают, просчитывают, изучают аналитические данные. И только потом на основании глубокого анализа и произведенных расчетов вносят предложение о тех или иных изменениях. У нас же в силу того, что подобных организаций не существует, решения принимаются очень быстро, можно сказать, спонтанно. То есть, если мы хотим основательно решать проблему безопасности на дорогах, нужно изучать передовой опыт зарубежных стран. И нельзя ограничиваться одной Европой. Есть что изучать и в Японии, и в Сингапуре, и в Южной Корее.
- В названных вами странах действительно очень низкая аварийность. Вы считаете, мы можем добиться таких же результатов?
- Тяжесть последствий - вот что главное. Допустим, во Франции на 100 пострадавших в ДТП приходится 1,2 погибших. В Германии - 2. В той же России, например, 9 погибших на 100 пострадавших. А у нас - 17. Вот и посчитайте, во сколько раз наш показатель превышает среднеевропейский. Вот они, объективные данные. В Алматы, к примеру, этот показатель ниже, чем в областях. Потому что город есть город все-таки. Скорая помощь здесь однозначно прибудет быстрее, чем где-нибудь на междугородней трассе. А если происшествие случилось в степи, на жаре или на морозе: Да там пострадавший просто умрет, пока дождется "скорой". Вот еще одна проблема. Это вопросы принятия комплексных мер. Еще раз повторюсь, что одна дорожная полиция не в силах в корне исправить ситуацию. Сейчас на повестке дня в правительстве стоит вопрос о том, чтобы на аварийных участках междугородных трасс выставлять стационарные посты с наличием машины скорой помощи. С врачами, естественно. Аварии происходили и будут происходить. Здесь, надо признать, есть множество объективных и субъективных причин. Имея это в виду, нам необходимо научиться спасать людей.
- В соответствии с внесенными изменениями в законодательство за управление транспортом в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения на один срок, а при повторном случае - арест и более продолжительный срок. Многие не понимают сути. Мол, как может быть второй раз, если прав уже нет?
- В этом случае нужно правильно понимать суть принимаемой меры. Допустим, в первый раз водителя лишили прав на два года. По истечении срока лишения он получает свои права, затем в течение года задерживается за это же нарушение опять. Это уже повторный факт, который влечет за собой более строгое наказание, то есть административный арест на десять суток и лишение прав на пять лет. И так далее по нарастающей. Хотелось бы призвать всех водителей категорически не допускать подобных грубейших нарушений правил дорожного движения, ведь они влекут за собой самые тяжелые последствия, быть вежливыми и культурными как в жизни, так и на дороге за рулем автомобиля.
- Спасибо за беседу. Желаю успехов в вашей нелегкой работе.
№ 148 (16534) от 09.08.2008
Беседовал Ермек Матаев, Алматы