|
|
|
11.08.2008 Образование и наука стали объективной производительной силой - ректор КазНАУ
АЛМАТЫ. 11 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Научное обеспечение агропромышленного комплекса - один из основных факторов повышения его эффективности. Но пока в Казахстане связь между наукой и производством остается еще слабой, поэтому на селе сохраняется технологическое отставание по сравнению с развитыми странами. Об этом корреспонденту Казинформа сказал ректор Казахского Национального аграрного университета (КазНАУ), академик Тлектес Есполов. - В апреле т.г. в соответствии с Законом РК «Об образовании» распоряжением Президента страны были назначены руководители национальных университетов и академий страны. На встрече с ними Глава государства сформировал основные приоритеты - формирование в стране кадрового задела для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего, обучение на уровне мировых стандартов и повышение престижа отечественного образования. В частности, перед КазНАУ поставлены задачи - повысить качество учебного процесса, развивать конкурентные преимущества, уровень трудоустройства выпускников, усилить интеграцию науки и образования, улучшать материально-техническую базу, внедрять в учебный процесс инновационные технологии, вести борьбу против коррупции и взяточничества, прививать студентам культуру и воспитывать их в духе патриотизма и служения Родине. Миссия вуза - подготовка всесторонне развитых, высококвалифицированных специалистов для села, владеющих основами рыночной экономики. - Насколько сегодня аграрная наука отвечает требованиям развития страны? Находят ли научные разработки Ваших ученых практическое применение? - При Министерстве сельского хозяйства создано АО «КазАгроИнновация». Основные направления его деятельности - подготовка кадров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, трансферт и коммерциализация технологий, распространение знаний. В этом АО работают хорошо знающие и науку, и производство, современно мыслящие специалисты, в том числе выпускники нашего вуза. Думаю, что в результате деятельности этой организации аграрная наука в большей степени будет отвечать требованиям практики. Большим подспорьем для села является инвестиционный проект «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции», разработанный МСХ РК при поддержке Всемирного банка развития и реконструкции. Проект направлен на внедрение международных стандартов и современной системы контроля качества и безопасности продукции, развитие сельскохозяйственного маркетинга, создание системы распространения и передачи знаний, дальнейшее совершенствование аграрной науки. Научные разработки наших ученых используются на практике или предлагаются к внедрению. Это - система применения удобрений для основных культур зернового и кормового севооборотов, интегрированная система защиты табака от вредителей и болезней, высокоэффективная технология выращивания и хранения груши, фитомелиоранты для восстановления засоленных почв. Для лесного и водного хозяйства страны разработаны Правила рубок леса на участках Гослесфонда, методика проведения инвентаризации зеленых насаждений населенных пунктов, рекомендации по ускоренному выращиванию древесных пород, технические средства для иньекционного и безнапорно-капельного орошения сельхозкультур, новая технология очистки воды в условиях пастбищного животноводства и оборотного водоснабжения на сельских перерабатывающих предприятиях. В области механизации и электрификации сельского хозяйства создан альтернативный метод уборки и обмолота зерновых культур, агрегат фрезерной полосово-предпосевной обработки почвы и посева овощей и сахарной свеклы, технология первичной обработки шерсти, электропарогенератор. Выведена аулиекольская порода крупного рогатого скота и усовершенствованная дегересская курдючная порода овец, созданы кисломолочный продукт «Айран» и новая технология производства молока. Разработаны вакцины и лечебные препараты против семи болезней животных, биопреппараты на основе пробиотиков и минералов для птиц и животных, инновационные биотехнологии по производству ветеринарных препаратов. В области экономики аграрного сектора разработаны экономические основы устойчивого развития АПК, стратегия вхождения страны в ВТО, обоснованы методы управления земельными ресурсами, механизм формирования рынка земли, формы диверсификации сельхозпроизводства. Это лишь часть наших научных достижений. За последние пять лет опубликовано более 2,5 тысячи научных статей, 205 монографий и 70 рекомендаций. Получены 192 патента - инновационные и на изобретения, а также Международный патент Всемирной организации интеллектуальной собственности. Проводится большая работа по организации научно-практических конференций. Например, в июле т.г. совместно с Министерством сельского хозяйства и Академией сельскохозяйственных наук РК была проведена международная конференция «Коллективная продовольственная безопасность стран СНГ: проблемы и пути решения» с участием ученых почти всех государств региона. Конференция дала ценные рекомендации по гармонизации нормативно-правовой базы, связанной с функционированием общего рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, основных видов материально-технических ресурсов, научно-техническим сотрудничеством, социальным положением работников аграрного сектора экономики. Все это будет способствовать укреплению аграрного сектора не только Казахстана, но и стран СНГ. - Специалисты-аграрии важны для страны не меньше, чем в области космонавтики. Востребованы ли Ваши выпускники в реальном секторе экономики? - Международными экспертами Казахстан признан крупнейшей аграрной страной. Для дальнейшего укрепления этой позиции необходимо, прежде всего, повышать качество подготовки специалистов и обеспечить их трудоустройство на селе. Поскольку, сегодня известное изречение «знание-сила» стало особенно актуальным, образование и наука стали реальной производительной силой. Человеческий ресурс становится ценностью большей, чем природные ресурсы. Для эффективного трудоустройства выпускников принимаются все меры по повышению их конкурентоспособности. Проводится анализ и прогноз социально-экономической ситуации, мониторинг рынка труда, выявляется потребность в специалистах, устанавливаются связи с предприятиями различных форм собственности и заключаются договора на подготовку специалистов. Так, получены данные о потребности более 800 специалистов только по Алматинской области - не хватает ветеринаров, зоотехников, агрономов, агрохимиков, механиков, электриков, гидроинженеров, технологов, бухгалтеров, экономистов, маркетологов и т.д. Крайне нуждаются в специалистах аграрного профиля мелкие и средние сельхозформирования, которые самостоятельно не могут содержать специалистов с высшим образованием. Только в этом году вузом было заключено более 160 двусторонних соглашений, в т.ч. с районными и сельскими акиматами, хозяйствующими субъектами, научными и проектными учреждениями. В 2007 году по аграрным специальностям доля трудоустроенных выпускников составила в целом по вузу 74%, однако только 38% из них устроились на работу в сельской местности. По таким остродефицитным на селе специальностям, как ветеринарная медицина и ветсанитария, примерно 90% выпускников трудоустраиваются сразу после окончания учебы, но большей частью в городе. Основная причина острой нехватки квалифицированных кадров на селе заключается в непривлекательности социально-бытовых условий - отсутствие жилья, низкая зарплата, неясные перспективы профессионального роста и другие. Для закрепления кадров на селе необходимы меры стимулирования на законодательном уровне. Это социальные гарантии для молодых специалистов, экономическая заинтересованность сельскохозяйственных формирований в их трудоустройстве, организация кооперации фермеров по найму специалистов. Следует глубоко изучить и при необходимости распространить на аграрные специальности опыт закрепления на селе на три года медицинских и педагогических кадров, обучавшихся по государственному гранту в рамках сельской квоты. - Каким Вы видите перспективные направления развития системы аграрного образования и науки страны? - Учитывая состояние и перспективы подготовки кадров для АПК и аграрной науки, считаю необходимым внести следующие предложения. Если рассматривать известную цепочку: фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские работы - выпуск наукоемкой продукции, то можно констатировать, что эти работы заканчиваются, как правило, конструкторской или технологической документацией, опытными образцами. Что касается серийного выпуска наукоемкой продукции, востребованной на рынке, то для ее реализации требуется формирование соответствующей эффективной системы коммерциализации. Одним из путей решения этой проблемы является создание на базе вузов учебно-научно-инновационных комплексов, которые устанавливают тесные связи между всеми участниками инновационной деятельности, обеспечивают повышение роли вузов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона и страны. Для привлечения к подготовке кадров научных учреждений и производственных предприятий целесообразно создание образовательных кластеров. Они могут создаваться как на одном (высшее профессиональное образование), так и на трех уровнях (бакалавр-магистратура-докторантура PhD) подготовки кадров. При этом вуз обеспечивает учебный процесс по новым инновационным технологиям, а представители производства - практику на современных технологических процессах и оборудовании. Стороны совместно разрабатывают образовательные программы, направленные на удовлетворение потребностей рынка. На послевузовском уровне в подготовку научных и управленческих кадров включаются научные учреждения. Вуз обеспечивает учебный процесс и фундаментальную научную подготовку, НИИ - прикладную научную подготовку, производственники - экспериментальную площадку. При этом все три заинтересованные стороны совместно разрабатывают как образовательные программы, так и программы научных исследований. Сейчас в сфере АПК работает множество компаний, в том числе лизинговых, занимающихся реализацией различных технологических линий, оборудования, сельхозмашин, лекарственных веществ и т.д. Но часто закупаемые технологические линии и машины не адаптированы к условиям эксплуатации в Казахстане, не проводится соответствующее обучение персонала, есть проблемы по сервисному обслуживанию. Увы, ни вузы, ни научные учреждения не привлекаются к решению этих вопросов. Поэтому необходимо создание на базе вузов технопарков по отраслям сельскохозяйственного производства. Например, в технопарке сельскохозяйственных машин по взаимной договоренности участвуют вуз, компания-поставщик или дистрибьютор сельскохозяйственных машин и представители госструктур - акиматов, СПК. Вуз обеспечивает обучение и переподготовку кадров и информационную базу, компания - поставку образцов техники, госструктуры - участие фермеров, финансовое обеспечение лизинга. С целью оптимизации процесса подготовки и переподготовки кадров в новых экономических условиях необходимо формирование единого образовательного комплекса АПК на региональном и республиканском уровнях, т.е. создание ассоциации профессионального образования, обеспечивающего интеграцию учебных заведений различного уровня подготовки кадров: технического-профессионального - высшего - послевузовского. - Специалисты-аграрии - это та самая часть общества, которая должна привнести на село культуру, образование и активизировать возрождение села. Готовы ли к этому Ваши выпускники? - Поскольку КазНАУ готовит кадры для АПК, и наши выпускники в основном работают на селе, мы обращаем особое внимание не только на качество профессиональных знаний, но и на духовно-нравственное и эстетическое развитие студентов. Проводится большая работа по патриотическому и межнациональному воспитанию, ведению здорового образа жизни, формированию правильных ориентиров в современном обществе. Неотъемлемой частью работы являются встречи с выдающимися личностями нашего общества, известными учеными, деятелями культуры. Все это делается для того, чтобы, вернувшись в село, наши выпускники могли быть не только специалистами, но и участвовали в повышении культуры села. В Институте социально-гуманитарного образования и воспитания имени О.Сулейменова при КазНАУ созданы центры работы с молодежью: духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания, интеллектуального развития личности, формирования здорового образа жизни, правового воспитания, языковой центр и студенческая ассамблея «Достык». Работают кружки художественной самодеятельности, КВН, дебатный центр. Студенты активно участвуют в конкурсах, фестивалях, дебатных турнирах не только города, но и республиканских и международных. Большое внимание уделяется занятиям спортом. У нас 9 чемпионов и призеров чемпионатов Мира и Азии, обладателей 18 золотых и 16 серебряных медалей республиканских и международных спортивных соревнований по различным видам спорта. - Спасибо за интервью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |