|
|
|
Источник: Газеты «Мегаполис» (www.megapolis.kz)
Игры с законом
№ 31 (396) от 11.08.2008 Ирина ЧЕРНЫШОВА
Запрещенный в апреле 2007 года игорный бизнес набирает обороты в новой, «закамуфлированной» форме - на правах развития инфраструктуры туризма. За деятельностью игорных заведений теперь присматривает Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК. Азартные игры стали доступны всем. Количество игровых автоматов, их повсеместная распространенность просто ошеломляет. Чтобы играть на деньги, теперь не надо облачаться в вечерний наряд, как в дорогих казино, проходить «фэйс-контроль», не существует никакого возрастного ценза, не надо даже обладать крупной суммой денег. Все намного проще. «Развлекательные салоны» открыты и днем, и ночью для каждого, кто имеет тягу к азартным играм и немного денег в кармане. И функционируют они якобы вполне законно. - Разрешения на открытие подобных игровых заведений Налоговый комитет Алматы выдает на основании Закона «Об игорном бизнесе», где нет запрета на функционирование игровых автоматов без денежного выигрыша, - говорит главный налоговый инспектор Евгений Чаунин. - В нашей компетенции только принять заявление от налогоплательщика, выдать разрешение на деятельность какого-либо заведения, а проверками уже должны заниматься правоохранительные органы, та же финансовая полиция. Но вам известно, что президентом страны на подобные проверки объектов малого и среднего бизнеса введен мораторий, а если президент сказал, что нельзя, значит, нельзя. В начале 2008 года были внесены поправки в Закон «Об игорном бизнесе», а потом еще президент запретил соответствующим органам тревожить предпринимателей малого и среднего бизнеса и подвергать их предприятия тщательным проверкам. Вот и воспользовались многие налогоплательщики случаем, открывая один развлекательный салон за другим. Им-то мораторий на руку. Говоря об игорном законодательстве, надо сказать, что действительно настоящий закон не распространяется на деятельность тех заведений, где нет денежного выигрыша (ст.3.п.2). На этом и «играют» владельцы развлекательных заведений, где в качестве выигрыша может быть что угодно: телефонные карточки, хоть воздушные шарики, но только не купюры. А при таком раскладе считается все чинно, благородно. Но, с другой стороны, те же карточки оплаты сотовой связи стоят денег, а значит, они являются денежным эквивалентом. Понятное дело, если бы игра шла на щелбаны или пинки: выиграл - отвесил оплеуху дилеру, тогда бы можно было сказать, что в игорных заведениях играют не на деньги. Но тут, как ни крути, все сводится к деньгам, какие бы эквиваленты при этом ни использовались. А в том же настоящем законе среди других понятий есть и такое: «выигрыш - имущественная выгода в виде денег или иного имущества, определяемая как разница между суммами средств, уплаченных и полученных в азартной игре или пари». Раз уж заговорили о законодательстве, то нельзя оставить без внимания статью 15, п.1 настоящего закона, которая честными и законопослушными владельцами игровых заведений почему-то нарушается. В статье черным по белому написано, что «запрещается участие в азартных играх и (или) пари физических лиц, не достигших двадцатиоднолетнего возраста». А завсегдатаи салонов игровых автоматов в большинстве случаев - школьники, подростки. Бизнес - это такая штука, которая будет процветать даже во время экономического кризиса, тем более, если это игорный бизнес. Без клиентов игорные заведения не останутся - игроманы будут выносить из дома все ценные вещи, будут даже тащить в развлекательные салоны мешки с мукой и сахаром, лишь бы получить очередную порцию адреналина за рулеткой или игровым автоматом. Потому что страсть человека к игре неистребима. И все-таки кто должен следить за деятельностью развлекательных заведений? Финпол, ссылаясь на Налоговый комитет, отвечает, что не имеет таких полномочий. Налоговый комитет, оправдываясь законом, «переводит стрелки» на финпол, мол, в их компетенции следить за деятельностью салонов. Прокуратура города по всем вопросам откомандировала в Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК, который в соответствии с п.3 ч.1. ст. 8 Закона «Об игорном бизнесе» непосредственно является уполномоченным органом, зорко следящим за деятельностью игорных заведений. Вот только в этом самом пункте статьи о компетенции уполномоченного органа написано следующее: «Уполномоченный орган в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе». Оказывается, игорный бизнес у нас теперь относится к туризму, который нужно стремительно развивать. И теперь Комитет индустрии туризма «в соответствии с возложенными на него задачами» ищет более короткие пути к его развитию. Кстати, в Комитете индустрии туризма каких-либо комментариев пока получить не удалось, в пресс-службе пояснили, что рассматриваться запрос будет в течение месяца. Интересно, они так же быстро и предложения в законодательство разрабатывают, как отвечают на простые вопросы? Какое отношение Комитет индустрии имеет к игорному бизнесу и какие задачи выполняет в отношении игорных заведений, являясь уполномоченным органом? Надеемся получить ответы на эти вопросы в ближайшее время.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |