|
|
|
15.08.2008 Прокурорский надзор за общественными, религиозными объединениями и СМИ
Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 25 июня 2008 года № 29 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 10 июля 2008 года под № 5255) были внесены изменения и дополнения в приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 21 ноября 2002 года № 60 «Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере». При этом существенные коррективы были внесены в ту главу Инструкции «Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере» (далее — Инструкция, в соответствующих падежах), что посвящена надзору за применением законодательства об общественных, религиозных объединениях и СМИ. Учитывая, что данные вопросы постоянно находятся в центре общественного внимания, рассмотрим в этой части действующую редакцию Инструкции. Итак, согласно Инструкции, в данной сфере надзора предписывается особое внимание уделять: систематическому анализу состояния законности в деятельности общественных, религиозных объединений, других НПО и СМИ, действующих на поднадзорной территории; принятию исчерпывающих мер по предотвращению и пресечению любых антиконституционных действий, проявлений признаков экстремизма и терроризма, выявлению и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Работникам прокуратуры следует безотлагательно проводить проверку, в том числе и путем назначения соответствующих экспертиз, по материалам, содержащим признаки нарушений норм Конституции и законов, и принимать по ним акты надзора вплоть до постановки вопроса о приостановлении или прекращении деятельности указанных организаций и СМИ, при этом решительно пресекая действия и призывы, направленные на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. В рамках данной деятельности на поднадзорных территориях предписывается вести постоянный правовой анализ состояния межнационального и межконфессионального согласия, степени и наличия социальной напряженности с выработкой законных мер по решению конфликтных ситуаций. Надзор за применением законодательства об общественных, религиозных объединениях, НПО и усилия соответствующих уполномоченных органов следует направлять на соблюдение названными субъектами законности в вопросах учетно-регистрационной, финансовой и налоговой дисциплины, исключение фактов их финансирования из запрещенных законом источников, предотвращение проведения несанкционированных акций путем внесения организаторам предписаний, разъяснений требований закона и привлечения виновных лиц к ответственности. Проверки в этом направлении должны проводиться не реже одного раза в квартал в тесном взаимодействии с территориальными органами МВД, КНБ, АФП, АТК и МЮ. При проверках соблюдения законодательства в деятельности общественных и религиозных объединений акцентируется внимание на факты незаконного ввоза и распространения в республике литературы, содержание которой направлено на дестабилизацию общественно-политической и религиозной обстановки в стране. В указанных случаях следует незамедлительно назначать соответствующую экспертизу и в течение 24 часов информировать Генеральную прокуратуру спецсообщением с представлением одного экземпляра печатного издания с запрещенным содержанием. В соответствии с Инструкцией проверки по вопросам соблюдения требований Закона РК «О средствах массовой информации» следует планировать и проводить на основе постоянного изучения материалов, публикуемых, распространяемых на поднадзорной территории печатными изданиями, выпускаемых телерадиокомпаниями и размещаемых на Интернет-ресурсах. При этом должны приниматься меры по устранению нарушений законодательства в части несоблюдения выходных данных, объема вещания на государственном языке; запрета на право владения, пользования, распоряжения и управления иностранными лицами более двадцатью процентами акций (долей, паев) юридического лица — собственника СМИ; рекламы запрещенных товаров, работ (услуг); разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганды и оправдания экстремизма и терроризма; распространения информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения; распространения сообщений и материалов, содержащих пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; пропаганду или агитацию порнографии, культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства. При возникновении необходимости внесения исков, затрагивающих деятельность СМИ, предварительно следует согласовать их с Генеральной прокуратурой. Также работникам прокуратуры предписывается незамедлительно, вне зависимости от того, кто является стороной по делу, в обязательном порядке информировать Генеральную прокуратуру обо всех гражданских спорах, административных и уголовных производствах, связанных либо с участием СМИ.
Игорь ЛОСКУТОВ, начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |