|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
18.08.2008 Продавцы в воздухе На рынке топливнозаправочных комплексов в Казахстане правила игры диктует исключительно руководство аэропортов. Антимонопольщикам следовало бы обратить на это внимание. На казахстанский рынок топливозаправочных комплексов в аэропортах намерено зайти российское ОАО «Газпром нефть». По словам Бориса Зильберминца, заместителя гендиректора «Газпром нефти» по разведке и добыче, все будет зависеть от решения владельцев аэропортов. «Если будет такое решение, то у нас подобный опыт есть. Мы готовы на это. Будут предложения, мы их внимательно рассмотрим. Мы готовы заходить. Мы не видим препятствий для развития такого бизнеса в Казахстане. Тем более что наши нефтепродукты идут в Кыргызстан через Казахстан», - сказал он на пресс-конференции в Алматы 11 августа. По его словам, актауский аэропорт уже заинтересовался этим предложением. «Им потенциально было бы интересно, чтобы в аэропорт мы пришли со своим топливозаправочным комплексом. У них есть интерес, чтобы пришел надежный поставщик», - отметил он. «Дочка» «Газпром нефти» - ЗАО «Газпромнефть-Аэро» - занимается реализацией авиатоплива, производимого на НПЗ компании, и эксплуатацией топливозаправочных комплексов в аэропортах РФ. Согласно планам Министерства энергетики и минеральных ресурсов казахстанские НПЗ в 2008 году должны произвести 356 тыс. тонн авиатоплива. По оценкам вице-президента по финансам Air Astana Асхата Бейсенбаева, при расчетной продажной цене в аэропортах $1300 за тонну емкость рынка авиатоплива в Казахстане составляет около $463 млн. Политика по продаже авиакеросина в аэропортах Казахстана разнится в зависимости от прихоти его руководства. Основные поставщики и производители - АО ТД «КазМунайГаз» (КМГ), АО ТД «ПетроКазахстан», ТОО «Гелиос». Как сообщил «&» Юрий Дзюба, начальник топливного комплекса АО «Международный аэропорт Астана», в аэропорту, помимо «ПетроКазахстан», который поставляет большую часть авиакеросина, и «Гелиоса», авиатопливом могут торговать также российские компании. «Мы стараемся не закупать топливо напрямую с заводов, поскольку они требуют 100%-ной предоплаты, - поясняет он. - Предпочитаем брать его на консигнацию, когда поставщик является собственником до продажи и деньги получает только после реализации». Это, по его словам, снижает риски, потому что нет четкой уверенности в том, что крупная партия будет продана. По его информации, в среднем в сутки аэропорту Астаны необходимо 500 тонн авиатоплива, тарифы же формируются в соответствии с текущей ценой на авиакеросин на рынке. «Но есть перевозчики, которые сами могут его поставлять на территорию аэропорта и хранить его там. Такое право получают крупные авиакомпании, осуществляющие регулярные рейсы, - Air Astana и Lufthansa», - отметил г-н Дзюба, добавив, что для этого руководство аэропорта и авиакомпании заключают между собой соответствующий договор. Согласно этому документу, они оплачивают аэропорту только услуги по хранению, обработке топлива и заправке самолета, сказал он, отказавшись назвать цену реализуемого авиакеросина. Атырауский аэропорт не работает с иностранными поставщиками, а из отечественных - только с «ПетроКазахстан» и КМГ. По словам источника «&» в АО «Международный аэропорт Атырау», пожелавшего остаться неназванным, среднесуточная потребность аэропорта в авиатопливе - 50 тонн. «Ее способны покрыть отечественные производители. Авиакеросин в аэропорту авиакомпаниям обходится в 130 тыс. тенге за тонну. Список поставщиков определяется посредством проведения тендера, но крупным авиакомпаниям мы позволяем завозить свое топливо», - пояснил собеседник. В действительности, даже крупные авиакомпании иногда вынуждены принимать условия аэропортов. Не далее как 7 августа в Алматы на пресс-конференции Air Astana жаловалась на алматинский аэропорт, который под нажимом заставил авиакомпанию согласиться на их требования. Одним из них, по словам вице-президента по снабжению Air Astana Галины Умаровой, являлось повышение тарифа на авиатопливо. По ее информации, плата за авиакеросин для авиакомпании будет не по действующим в аэропорту ценам - 146 700 тенге за тонну для внутренних воздушных линий и 150 200 тенге для международных, а по новым - 161 700 и 165 200 соответственно. Хотя они, по ее словам, должны вступить в силу только с 14 августа, согласно ранее представленному уведомлению аэропорта. Air Astana предпочитает покупать топливо на свободном рынке, рассказал в беседе с «&» г-н Бейсенбаев. «Во-первых, существующий дефицит этого нефтепродукта в Казахстане заставляет нас обращаться к поставщикам из России и даже Туркменистана. Во-вторых, цена иностранного топлива ниже местного», - говорит г-н Бейсенбаев. Причина, по его мнению, в том, что стоимость авиатоплива не регулируется антимонопольным органом РК и находится в свободном плавании. Lufthansa осуществляет вылеты из двух аэропортов Казахстана - Алматы и Астаны. В пресс-службе компании «&» рассказали, что в Астане Lufthansa пользуется услугами Тургайского мини-НПЗ, а в Алматы топливо покупает у самого аэропорта. Lufthansa отказалась назвать стоимость топлива, приобретаемого у алматинского аэропорта, сославшись на конфиденциальность этой информации. Если в аэропорту оперируют несколько поставщиков, то перевозчик волен выбрать на свое усмотрение, заметили в пресс-службе, а если он один, то, соответственно, выбора у компании нет. Теоретически, продолжает представитель Air Astana, рост рынка заправочных комплексов в аэропортах РК должен благоприятно отразиться на бизнесе авиаперевозчиков, новые игроки нужны. Однако на практике, считает собеседник, сделать это практически невозможно. «Сейчас каждый заправочный комплекс на территории аэропорта находится в полном его ведении, и только он имеет право заключать договора с компаниями по их созданию, - размышляет г-н Бейсенбаев. - Для того чтобы они пришли в аэропорты со своим бизнесом, придется либо построить альтернативный комплекс, либо выкупить уже действующий. Оба эти мероприятия капиталоемкие и практически нереальные».
Ксения Бондал
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |