|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
20.08.2008 Моральный бред.
Компенсация морального вреда - двигатель прогресса. Внушительные штрафы или даже сама перспектива ответить кошельком перед клиентом за недобросовестные услуги, товары или ненадлежащее исполнение своих обязанностей - самый действенный в мире способ поднять качество обслуживания. Тариф на моральные страдания в Казахстане не установлен. Потому, сколько стоит понесенный человеком моральный вред, отечественные судьи оценивают буквально наугад. Тогда как во многих странах для этого разработаны и успешно применяются сводные таблицы, шкалы и даже балльные системы, которые и позволяют пострадавшим рассчитывать на выигрыш многомиллионных исков. У нас же самое большее, на что может рассчитывать человек, например отравившийся продуктами, - 30 тысяч тенге. А вот чиновник за потерянную репутацию может заработать и миллион. Суммы моральных компенсаций разнятся значительно, потому что каждый судья сегодня считает по-своему. Российский Верховный суд разрабатывает таблицы для расчета выплат за причинение морального вреда, между тем в Великобритании и США подобные усредненные показатели используются уже много лет. Учитывая, что многие правовые новшества в нашу страну приходят из международной практики, например, суд присяжных, подобная тарификация вполне может появиться и в Казахстане. Пока же люди в судейской мантии вынуждены ориентироваться на чужой опыт и собственное чутье. Спокойной жизни Зейнеш Кибитовой уже полгода не дают пластиковые окна и те, кто их устанавливал. Самый обычный ремонт закончился для нее исковым заявлением в суд. - Сколько нервов я потратила, уже полгода мучаюсь с ними! - негодует Зейнеш Корымбаевна на строительную фирму, которая вместо качественных турецких установила на ее лоджии дешевые китайские окна и взяла за это 2 тысячи долларов. Строительный мусор до сих пор царствует в квартире, и вместе с ним в семье поселился разлад. - Я уже с мужем ругалась из-за этого, говорю, зачем мы в эту фирму обратились! У них, оказывается, нет даже сертификата соответствия товара, мы приглашали независимых экспертов, они говорят - ужасное качество окон. Они плохо открываются, протекают, - от одного воспоминания об ужасах ремонта Зейнеш Кибитова приходит, выражаясь языком исковых заявлений, в «состояние дискомфорта, унижения и подавленности». Наказать недобросовестных строителей за свое неустойчивое психологическое состояние хозяйка некачественных окон хочет рублем. Точнее - 100 тысячами тенге. Именно такую сумму Зейнеш Корымбаевна указала в своем исковом заявлении в графе «моральный ущерб». Это будет ее первый опыт судебной тяжбы, и пока она еще верит в то, что страдания при помощи судьи окупятся. Защитники прав потребителей из общества «Адал» далеко не так оптимистичны. По их собственным данным, из сотни морально пострадавших только единицы получают заявленные суммы. Недавно суд вынес решение о выплате компенсации в 10 тысяч тенге человеку, который отравился пельменями, тогда как он оценил свой ущерб в полмиллиона. Другому алматинцу, попавшему в больницу из-за некачественного пирожного, выдали 30 тысяч компенсации. Самый удачный пример из последних - строительную компанию, не выполнившую обязательства перед своими дольщиками, судья обязал выплатить по миллиону тенге в одни руки. Но это решение, говорит президент общества «Адал» Артык Сейткалиева, из разряда уникальных. Чаще всего судьи скупятся в оценке морального вреда. - У меня иногда возникает ощущение, что судьи платят компенсации из собственного кармана. Из своей практики мы знаем, что если потребитель пострадал из-за некачественных продуктов питания или товаров, ему присудят в среднем 10-15 тысяч тенге. Судьи выносят решения, руководствуясь своими внутренними убеждениями, - резюмирует руководитель «Адала». Гражданский кодекс РК и нормативное постановление Верховного суда и впрямь наделяют служителей Фемиды правом самостоятельно, на свое усмотрение оценивать моральный вред, нанесенный человеку. Высшая судебная инстанция специально растолковала работникам на местах, как же исчислять «нравственные или физические страдания, эмоционально-волевые переживания, чувства унижения, раздражения, подавленности» (формулировка понятия «моральный вред» из Гражданского кодекса. - Прим. редакции). Из постановления следует, что судьям следует принимать во внимание при рассмотрении дела как объективные данные (доказательства того, что истец и вправду страдал), так и субъективные. - Да, сегодня не существует специальных математических расчетов, нет ни тарифа, ни логарифмической линейки, - судья Медеуского районного суда Алматы Марат Максудов отчасти соглашается с субъективностью решений. - Критерии оценки есть. Умышленно или нет был нанесен вред? Каковы последствия? Если, к примеру, клиента плохо подстригли в парикмахерской или повредили, например, лицо, тут же совсем разные критерии и последствия всего этого, разная степень нравственных страданий. Или нельзя же сравнить смерть родственника с сорвавшимися переговорами? В своем первом решении о возмещении морального вреда в 1999 году Марат Максудов снизил сумму компенсации с заявленного истцом миллиона тенге до десяти тысяч. Говорит, страдания на миллион явно не тянули - истец пытался доказать, как сильно ему повредили некие оскорбительные слова в кассационной жалобе. Спустя десятилетия судья также уверен: истцы зачастую склонны переоценивать свои страдания. А как показывает статистика, пострадавшие в большинстве случаев и получают суммы меньше тех, на которые рассчитывали изначально. Причем расхождения в суммах подчас настолько значительны, что установить некий усредненный показатель крайне тяжело. Год назад в Шымкенте родители детей, зараженных ВИЧ-инфекцией по вине медиков, требовали компенсации в размере 100 миллионов тенге. Суд подсчитал, достаточно и 70 тысяч. В 2005 году за испорченное здоровье детей, пострадавших от некачественной вакцины сербского производства, Минздрав выплатил от 50 до 100 тысяч тенге. Но, оказывается, в том же году в 10 раз дороже стоили честь и достоинство чиновника: заместитель акима Южно-Казахстанской области выиграл иск у местной газеты на полмиллиона тенге. Между тем взыскание значительной моральной компенсации во всем мире считается действенным способом наказания. Выплаты за страдания, унижение и другие негативные чувства пострадавшего подчас заставляют виновного - будь то человек или компания - полностью пересмотреть свое поведение. Чтобы сделать оценку морального вреда наиболее объективной, разные страны применяют разные методы. В Великобритании, к примеру, существует комиссия по вопросам компенсации, а в США существует подобная шкала и в рамках уголовного права - по сумме баллов вычисляется мера наказания. В Казахстане же на вопрос, как найти страданиям, унижениям, гневу и деловой репутации справедливый денежный эквивалент, каждый отвечает по-своему. - Нам советуют использовать практику других судов, то есть ориентироваться на решения, которые уже выносили другие, - говорит судья Максудов. - Но это зачастую невозможно, потому что расхождения по одинаковым делам могут быть огромные. Допустим, причинен вред здоровью - человек руку или ногу поломал, один судья присудит 10 тысяч тенге, другой - 100 или 200 тысяч… Сводную таблицу моральных компенсаций - как ориентир для судей - решили составить в России, что-то вроде формулы для вычисления объема страданий. Ее создатели обещают, что будут учтены все случаи - от самых тяжелых, к примеру смерть родственников, до обмана в супермаркете. Подобные таблицы обещают значительно увеличить суммы присужденных компенсаций. О появлении подобной тарификации в Казахстане пока не слышно. К тому же сами отечественные вершители судеб сомневаются, что подобная таблица будет универсальной. Тем более что оценивать ущерб «по внутренним убеждениям» как-то привычнее. Потому сегодня в Казахстане только опытность и человеческие качества судьи - главные инструменты вычисления морального вреда. А для истца поход в суд зачастую - как игра в рулетку: повезет - не повезет.
Виктория НИКОЛЕНКО, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |