|
|
|
Источник: Газеты «Новое поколение» (www.np.kz)
25.08.2008 Смог как образ жизни
Смог Алматы - наша привычная реальность. Горожане даже не ужасаются черным клубам дыма на перекрестках, а смело идут, вдыхая смрадный коктейль. Куда нам деваться от этой реальности, что нам с ней делать? За многие годы власти города так и не приняли ни одного четкого решения этой проблемы. Много было сказано и записано в намерения, а воз и ныне там. Печально, но даже в долгосрочной перспективе никто не возьмется предсказывать, может ли волшебным образом очиститься воздух Алматы Сейчас в Алматы после жары дышится легче. Сказывается и отсутствие части людей, пребывающих в отпусках, а значит, не использующих свои автомобили. Но лето заканчивается, и все вернется на круги своя: пробки, черный смог, превышающие все мыслимые нормы данные по концентрации вредных веществ в воздухе. Многострадальные легкие алматинцев привычно вбирают в себя то, что называется воздухом, уже даже не замечая всего ужаса положения. Приведем открытые данные городского департамента природных ресурсов и регулирования природопользования: в 2007 году в Алматы сохранялся высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА5) составил 12,6, что свидетельствует об ухудшении качества атмосферы. Дело в том, что уровень загрязнения атмосферы оценивается по величине комплексного ИЗА5, который рассчитывается по пяти веществам с наибольшими нормированными на ПДК значениями с учетом их класса опасности. Так вот, средняя концентрация формальдегида в Алматы достигала 4,0 ПДК, диоксида азота и взвешенных веществ - 2,3 ПДК. Максимальная из разовых концентраций оксида углерода превышала 5 ПДК, диоксида азота - 3 ПДК, взвешенных веществ - 2 ПДК, формальдегида и фенола - 1 ПДК. Не надо быть врачом, чтобы предположить, насколько вредно жить взрослым и детям в этой атмосфере. Известно, что загрязнение формальдегидом вызывает заболевания органов дыхания, а повышенное содержание оксида азота способствует росту заболеваний органов зрения, крови и центральной нервной системы. К тому же не надо забывать, что Алматы - один из лидеров и по онкологическим заболеваниям в республике. Не связывать эти данные с загрязнением окружающей среды никак не получается. По российской статистике, каждый год в Российской Федерации от загрязнения окружающей среды умирает более 300 тысяч человек. По данным ООН, свыше миллиарда людей дышат нездоровым воздухом, каждый год три миллиона человек умирают от его загрязнения. Власти города не раз пытались обсуждать и даже решать проблему загрязнения воздуха, но чуда так и не произошло. В городе не было принято ни одной программы, которая могла бы исправить положение коренным образом. Да, есть тому причины - об этом нам твердят постоянно: неудобное и плохо проветриваемое географическое положение города, к тому же обремененное глупой застройкой “высотками”, растущее количество автотранспорта, предприятия и прочее, прочее. Еще немного статистики: в 2007 году общее количество выбросов вредных веществ в атмосферу Алматы составило 185 тысяч тонн, из них 161,3 тысячи тонн приходится на выбросы городского автотранспорта. Основное количество вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта приходится на долю легковых автомобилей - 78 процентов, так как они составляют 88 процентов от общего количества автотранспорта города. Выбросы вредных веществ от автобусов составляют 14 процентов и грузовых автомобилей - 8 процентов от общего количества выбросов. Уповать на то, что пара станций метро очистит воздух, вряд ли разумно. Запрет на ввоз “праворулек”, может, и внесет свою лепту, но, кажется, столь малую, что атмосфера ее даже не заметит. И даже введение стандартов Евро-1 ничего не поменяет (Европа при этом уже стремится к Евро-4 и -5). Понятно, что город давно нуждается в радикальных мерах. К примеру, запрет на проезд автотранспорта в определенной части города. Однако власти на это предложение горожан всякий раз говорили, что это невозможно, это приведет к новым пробкам и прочим бедам. Запрет на проезд грузового транспорта хотя бы в дневное время тоже напрочь отрицается - наша экономика, говорят, к этому не готова. Замена давно устаревших и списанных где-то на Западе автобусов, чадящих, как дымовые шашки, тоже невозможна - дорого. Более того, эти отжившие свой век авто снабжают таким техническим достижением как валидаторы. Смешное сочетание. Таким образом, обозревая возможности решения проблемы, понимаешь, что заходишь в тупик. Невозможно практически ничего: город просто встанет при любой попытке что-либо запретить или кого-либо оштрафовать за черный дым из выхлопной трубы. Но мы не ратуем за запреты, мы ратуем за конструктивный подход к изменениям в нашей городской жизни. Известно, что обеспечение способами передвижения, не зависящими от использования частных авто, особенно таких, как общественный и немоторный транспорт, например, поезда, езда на велосипедах, могут содействовать положительному изменению поведения людей, а также уменьшению транспортных пробок. Есть такой пример в этой связи: самый чистый воздух специалисты констатируют в Швеции. За счет чего страна добивается таких экологических высот? По мнению ученых, чистота воздуха обеспечивается здесь за счет системы центрального отопления и более жестких требований к общественному транспорту: многие автобусы в этой стране работают на этаноле и биогазе. Переводить общественный транспорт на этанол и биогаз - это задача для нас неподъемная по средствам. Так считается, по крайней мере. Только вот никто не пытался подчитать затраты, которые государство несет при лечении больных людей. А ведь может оказаться так, что этих средств хватит и на новые автобусы, и на внедрение новых технологий.
Ирина Гайкалова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |