|
|
|
26.08.2008 На обломках Вестфальского мира Война в Грузии закончилась, но новые конфликты между Россией и Западом кажутся неизбежными. В этой ситуации Казахстану необходимо четко выдерживать курс на защиту собственных национальных интересов
Даже те западные политики и эксперты, которые симпатизируют Михаилу Саакашвили, сегодня вынуждены признать, что среди многочисленных достоинств грузинского президента трагически отсутствуют стратегическое видение и просто здравый смысл. Но вот упреков в переоценке готовности вашингтонской администрации поддержать его в случае самых рискованных действий «демократически избранный лидер» не заслужил. Ведь «революция роз» в 2002 году была совершена при поддержке американских НПО и под руководством американского посла Ричарда Майлза, уже имевшего опыт свержения режима Милошевича в Сербии. Американцы консультировали правительство Мишико, вооружали его армию, лоббировали его интересы в Белом доме и конгрессе. Его подталкивали к конфронтации с Россией, обещая близкое членство в НАТО. И он честно выполнял поставленную перед ним задачу. То, что он зашел слишком далеко, говорит скорее о его излишней доверчивости и политической неопытности. Впрочем, для Казахстана нынешний грузинский президент был фигурой более чем удобной. В обмен на казахстанские инвестиции он готов был без устали прославлять мудрость Нурсултана Назарбаева и успехи его политики. Но в ситуации, когда от Астаны потребовался выбор, она сделала достаточно предсказуемый и, Один из лидеров американских идеологов нынешнего «крестового похода за демократией» Ричард Перл еще в 2003 году в статье, озаглавленной «Прощай, ООН!», призывал «внимательно изучить интеллектуальные развалины либерального тщеславного убеждения, согласно которому безопасность обеспечивается международным правом, за соблюдением которого следят международные организации». По его мнению, сегодня «осталась только коалиция стран, готовых к действиям. Мы не считаем их угрозой новому мировому порядку, мы должны признать, что они, наоборот, являются лучшей надеждой для этого порядка и верной альтернативой постоянным неудачам Организации Объединенных Наций». Война - обязанность демократииА принципы, на которых строится американская политика, не провозглашаемые эксплицитно, но легко читающиеся в политических заявлениях президента США и лидеров ряда стран «новой Европы», основаны на разделении государств на два типа: демократические и недемократические. Демократические - те, которые, по словам Перла, «готовы к действиям». В недавней статье в газете «Вашингтон пост» Михаил Саакашвили прямо обвиняет Запад в том, что тот не помог ему: «Эта война несет угрозу не только для Грузии, но и для безопасности и свободы по всему миру. Если международное сообщество не займет решительную позицию, это будет равносильно поминальному плачу по распространению свободы и демократии повсюду. В дни этого кризиса Грузия провинилась лишь в том, что хочет быть независимой, свободной и демократической страной. Как поступили бы западные государства, если бы за эти же самые устремления подверглись наказанию?». Демократическим, то есть не полагающимся на «интеллектуальные развалины», а готовым к действию странам можно бомбить мирные города, бросать в тюрьмы оппозицию, вводить чрезвычайное положение после выборов, запрещать вещание российских телеканалов, закрывать для своих граждан доступ к сайтам с доменным именем ru. Именно об этом пишет грузинский президент: «Я поставил на кон судьбу своей страны, положившись на слова Запада о демократии и свободе. Сейчас, когда население Грузии подверглось нападению, мы должны задать вопрос: если Запад не на нашей стороне, то на чьей он стороне? Если черта дозволенного не будет обозначена сейчас, то когда же это случится? Нельзя допускать, чтобы Грузия стала первой жертвой нового миропорядка, каким он видится Москве». Михаил Саакашвили прав. Его режим ничуть не менее демократичен в сравнении с косовским или афганским, да и свою готовность к действиям он доказал. Но приштинское правительство американцы всячески поддерживают, Хамида Карзая тоже готовятся назначить президентом на второй срок. А Тбилиси пока получил всего лишь дипломатическую поддержку, Выборы, выборыНо американцы видят в этой войне в первую очередь тему для предвыборной кампании. Демократы и республиканцы пытаются использовать события в Грузии, которая американцам интересна во многом В ответ демократы просто называют фамилии членов команды Джона Маккейна. Она включает в себя людей, объединенных проектом «Новый век Америки», комитетом по освобождению Ирака, программой расширения НАТО. Команда советников по внешней политике, возглавляемая Рэнди Шойнеманном, более чем близка нынешнему грузинскому руководству. Например, его друг Брюс Джексон считается крестным отцом «революции роз». Сам Рэнди Шойнеманн является основателем и совладельцем консалтинговой фирмы Orion Strategies, которая в последние годы работала на правительство Грузии. Интересно то, что эти люди не чужие и для Казахстана. Шойнеманн находится в тесных отношениях с техасским бизнесменом и фандрайзером* республиканской партии Стивеном Пэйном, который близок и к президенту США, и, что даже важнее, Выбор в пользу праваТо, что Маккейн требует исключения России из «большой восьмерки», чьи встречи печально известны своей абсолютной безрезультатностью, России вряд ли стоит рассматривать как угрозу своим интересам. Но сделанное в разговоре с Михаилом Саакашвили заявление о том, что «сегодня мы все грузины», не могут не пугать. Возможно, именно поэтому Казахстан не спешил с комментариями по поводу конфликта в Грузии. Из МИДа звучали невнятные слова о необходимости политического урегулирования конфликта. Однако сообщение о грузе гуманитарной помощи пострадавшим в результате конфликта, которую Казахстан направил через территорию России (то есть в Южную Осетию, а не в Тбилиси), недвусмысленно указывало на то, кого мы в итоге поддержим. Заявление, с которым наше Министерство иностранных дел выступило 19 августа, было по форме взвешенным и обтекаемым. В нем сам конфликт описывается как «попытка силового решения сложного этнотерриториального вопроса, предпринятая в Южной Осетии». А принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что «решение этнотерриториальных проблем в дальнейшем должно опираться на признанную В заявлении приветствуются договоренности, «достигнутые президентами России, Франции, Грузии, а также руководством Абхазии и Южной Осетии», и указывается на необходимость «строгого выполнения этих договоренностей всеми сторонами, вовлеченными в конфликт». Однако, по сути, это заявление означает, что Казахстан поддержал Россию. При этом прямо указал на те нормы и принципы международного права, которыми будет руководствоваться в дальнейшем: «Мы поддерживаем предложенный руководством России путь решения данного вопроса на основе Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта от 1975 года, международных пактов 1966 года и других основополагающих документов международного права». Выход свободныйПод «международными пактами 1966 года» понимаются пакты (международные соглашения, имеющие обязательную силу для ратифицировавших их государств), которые дополнили и конкретизировали Всеобщую декларацию прав человека - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В этих документах применительно к ситуации в Грузии интересен пункт первый первой статьи, который в обоих пактах идентичен: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Он дополняется третьим пунктом той же статьи: «Все участвующие в настоящем пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право». К этому остается лишь добавить, что пакты эти подписаны и ратифицированы большинством государств мира. Казахстан обозначил поддержку не одной из сторон, участвующих в конфликте, а тех принципов, на которые следует опираться при поиске путей разрешения кризиса. В тот же день, 19 августа, по инициативе казахстанской стороны состоялся телефонный разговор Нурсултана Назарбаева с Дмитрием Медведевым. Речь шла о подготовке предстоящих саммитов СНГ и ОДКБ с учетом событий вокруг Южной Осетии. Как сообщила Причем решения этих организаций могут затрагивать как Грузию, заявившую о выходе из Содружества, так и Абхазию и Южную Осетию, как территории, населению которых предстоит реализовать свое право на самоопределение, то есть «свободно установить свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие». Уроки для АстаныДля Соединенных Штатов нападение Грузии на Южную Осетию - всего лишь один из элементов стратегии по политической изоляции России. То, что стало трагедией для осетинского и грузинского народов, Вашингтон вправе рассматривать как победу. Направление следующего удара даже не скрывается. Збигнев Бжезинский в интервью журналу «Тайм» прямо указывает на Украину, которая, по его мнению, будет следующей «горячей точкой». И если сегодня прямой угрозы конфликта между Россией и Украиной нет, значит, США сделают все для того, чтобы она появилась, а затем была и реализована. Не может не настораживать и его заявление о том, что Москва стремится к экономической изоляции своих соседей по Центральной Азии - Казахстана и Узбекистана. Как показывает опыт, за подобными заявлениями вскоре последуют и предложения о помощи в борьбе с угрозой изоляции. Они будут включать в себя предложения инвестировать в различные проекты в Афганистане (то есть оказать экономическую поддержку проамериканскому режиму Карзая), проложить газопровод по дну Черного моря и прочие столь же привлекательные вещи. Впрочем, нам следует быть готовыми и к заявленному на сентябрь началу работы Федерального агентства по делам СНГ, призванному продвигать российские интересы в ближнем зарубежье. Чрезмерная активность и неуемная креативность, которые бывают свойственны появляющимся в наших краях российским политтехнологам, в сочетании с неувядающими стереотипами начала 90−х годов в представлениях о Казахстане могут дать нежелательный эффект, причем не только комический, как это обычно бывает. Совпадение позиций и подходов по всем международным проблемам не означает идентичности наших национальных интересов российским. И союзнические отношения с Москвой не должны стать причиной для ухудшения отношений с другими нашими партнерами.
* Собиратель денег в партийный фонд
Николай Кузьмин, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Сибирь», «Эксперт Казахстан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |