<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Народ и государство нераздельны (З. Балиева, министр юстиции Республики Казахстан)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

30.08.2008

Народ и государство нераздельны

 

Конституция — базис правовой системы, основа порядка и свободы. Все достижения в политической, экономической, социальной сферах за прошедшие годы — закономерный результат конституционного строительства. Успехи эти казахстанцы связывают также с взвешенной политикой Главы государства, последовательностью и поступательностью шагов, направленных на достижение стратегических целей. С момента обретения независимости Президент четко определил курс развития страны на построение демократического общества с учетом интересов и устремлений народа и государства в целом. При этом были выстроены следующие приоритеты «сначала экономика — потом политика». Ведь сила страны проистекает из ее экономической мощи, что в свою очередь отражается на благосостоянии граждан.

Любой политолог подтвердит: если налаживается жизнь людей, и они чувствуют себя комфортнее и свободнее, значит, законы государства действительно работают. Тогда и у граждан формируется уважение к праву.

На сегодняшний день в республике сформировано компактное и профессиональное Правительство, которое, реализуя намеченные планы, сохраняет консолидацию общества и сплоченность народа, обеспечивает стабильность и спокойствие. Стал более гибким и эффективным государственный аппарат, сегодня он быстрее адаптируется к меняющимся внешним факторам, к потребностям общества.

В рамках административно-бюджетной реформы разграничиваются полномочия между различными уровнями государственного управления, и начата работа по дебюрократизации. Внедрена новая модель государственной службы, признанная одной из самых передовых среди стран СНГ.

Реализуя поставленные Главой государства задачи, Правительство обеспечивает макроэкономическую стабильность. Сегодня казахстанская экономика — одна из наиболее динамично развивающихся. Без целевой государственной политики, направленной на поддержку экономического роста, эти результаты были бы вряд ли достижимы.

За рекордно короткие по историческим меркам сроки Казахстан создал совершенно новые современные демократические институты, обеспечив свободные условия для развития гражданской инициативы.

Принятие подлинно народной Конституции — показатель зрелости гражданского общества, его способности определять пределы и формы государственной власти и эффективно осуществлять контроль за ее деятельностью.

В Основном законе закреплена стратегическая цель страны: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Данное положение — одно из фундаментальных основ конституционного строя Республики Казахстан.

Конституция нашей республики признана в мире, она отвечает требованиям демократического общества. Нормы, обеспечивающие права и свободы человека, полностью приведены в соответствие с международными стандартами. Казахстан присоединился к основополагающим международным пактам о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах.

Согласно Конституции, Президент является символом и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Вопросами их защиты занимаются также уполномоченный по правам человека, Комиссия по правам человека при Президенте. Эти учреждения рассматривают жалобы отдельных лиц, вырабатывают рекомендации и заключения и направляют их в соответствующие государственные органы, в компетенцию которых входит решение возникшей проблемы.

Конституционный совет обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина путем конституционного производства, которое может быть возбуждено по обращениям определенного круга субъектов.

Существенно возросла и роль правозащитных неправительственных организаций. Они контролируют соблюдение международных соглашений, способствуют мобилизации общественного мнения в пользу всемерного и повсеместного уважения прав человека.

Государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий и несут ответственость перед народом. Поэтому каждый должен осознавать и ежедневно напоминать себе о том, что именно от нас, служащих государственных органов, зависит возможность реализации провозглашенных в Основном законе прав и свобод граждан.

Конституция Казахстана закрепила не только фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого государства, но и единство народа, объединила на казахстанской земле людей всех национальностей, связанных общей историей.

В современном мире национальная и религиозная нетерпимость стали реальной угрозой не только государственной, но и глобальной стабильности. В этих условиях Казахстан еще раз показал, что в стране, где проживает более 130 этносов и 40 религиозных конфессий, благодаря толерантности государственной политики можно жить в согласии и гармонии.

Уникальным институтом обеспечения межнационального согласия стала Ассамблея народа Казахстана, которая получила статус конституционного органа и сегодня представлена в Парламенте. Словом, Казахстан выстроил основы современного государства, сохранив в стране гражданский мир и межнациональное согласие.

Парламент, наряду с выполнением своих прямых законотворческих задач, был наделен функцией обеспечения стратегической преемственности политического курса. Кроме того, законодательный орган был усилен полномочиями согласования в профильных комитетах министров социально-экономического блока, глав дипломатических представительств, членов Счетного комитета.

В повседневную практику вошли парламентские слушания, «правительственный час», расценивающиеся в качестве механизма влияния на исполнительную власть. На протяжении нескольких лет велась работа по децентрализации власти, эффективному распределению полномочий между ее уровнями. Совершенствуются выборные процедуры, введены отчеты акимов перед населением.

Важные шаги предприняты и в плане стимулирования гражданского общества: приняты новые законы «О политических партиях», «О государственном социальном заказе». Развиваются партнерские отношения с неправительственным сектором, стали традиционными гражданские форумы.

Одно из ключевых направлений работы по усилению защиты прав и свобод граждан — поэтапное укрепление независимости судебной системы от исполнительной власти. В стране введены суды присяжных. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Политические реформы позволили усилить гарантии прав и свобод граждан. В частности, абсолютное и неотъемлемое право личной свободы. Реализация данного права является критерием развития демократии в обществе. В Казахстане конституционно закреплено обязательное судебное санкционирование ареста. Это соответствует международной практике и позволит сделать процедуру ареста прозрачной, избежать нарушений прав человека.

Максимально используя ресурс действующей Конституции, судебная власть в Казахстане постоянно совершенствуется. Значительно повышен статус судей, а также улучшено их материальное положение, закреплена их несменяемость и неприкосновенность, изменена и процедура их назначения.

Сегодня суд является наиболее действенной формой защиты прав и законных интересов граждан. Казахстанцы гораздо чаще стали обращаться в суд с исками, подтверждением чему служит возросший в несколько раз объем выполняемой судами работы, особенно по гражданским делам.

Значительно расширены расходы на социальную сферу, реализуются масштабные государственные программы развития образования и здравоохранения. Каждый гражданин Казахстана может реализовать свое конституционное право на получение бесплатного, установленного законом объема медицинской помощи, бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, на конкурсной основе бесплатного высшего образования.

Социальный блок для нашего государства — всегда приоритетный. Правительством страны успешно решаются вопросы социального обеспечения, ежегодно повышаются размеры пенсий, социальных пособий, заработных плат работникам бюджетной сферы, увеличивается объем государственного финансирования в сфере образования, здравоохранения.

Одним из знаковых событий в новейшей политической истории Казахстана стала конституционная реформа. Ее ключевой момент заключается в создании новых правил формирования и функционирования Правительства на основе парламентского большинства. Усилена роль Мажилиса при утверждении Премьер-Министра. При этом главная ставка сделана на усиление роли представительной власти в центре и на местах.

Принятый 21 мая прошлого года Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана. В этой связи Министерство юстиции разработало двенадцать законопроектов.

Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Конституционном совете Республики Казахстан» расширил демократические основы формирования состава высшего органа конституционного надзора.

Новая процедура выдвижения и назначения дает возможность депутатам каждой палаты Парламента высказывать свое мнение при обсуждении кандидатур в члены Конституционного совета.

Конституционный закон «О республиканском референдуме» упростил порядок инициирования референдума Парламентом: этот вопрос рассматривается на раздельных заседаниях палат законодательного органа путем последовательного рассмотрения вопроса вначале в Мажилисе, затем в Сенате и оформляется соответствующими постановлениями палат. Такой порядок гарантирует более качественную проработку вопросов, выносимых на республиканский референдум.

В соответствии с Конституционным законом «О Парламенте и статусе его депутатов» расширены демократические основы при назначении Сенатом должностных лиц, устранены основания для кадровых решений государственного значения по усмотрению одного человека. Теперь к этим вопросам причастны все депутаты Парламента, и их ответственность в этом плане усиливается. Важное конституционное новшество, расширившее законодательные полномочия Мажилиса, — предоставление права принимать к рассмотрению проекты конституционных законов.

Существенные изменения внесены в конституционные законы «О Правительстве Республики Казахстан», «О государственных символах Республики Казахстан» и Закон «О нормативных правовых актах».

За эти годы в Казахстане было создано государство с новой правовой системой, экономическим строем, гражданскими институтами. В этом смысле политические и экономические успехи государства можно назвать поистине феноменальными. Для сохранения и приумножения достигнутых успехов каждый казахстанец должен неукоснительно соблюдать Конституцию, госслужащие же, прежде всего, обязаны руководствоваться интересами государства и народа, уважительно относиться к правам граждан. Это должно стать ежедневной программой наших действий.

Загипа БАЛИЕВА,

министр юстиции Республики Казахстан