Устранить недостатки
Таир Назханов, председатель ОО «Форум адвокатов»
В самое ближайшее время в нашей стране санкционирование ареста как меры пресечения и продления его срока будет передано из органов прокуратуры в суды. Соответствующий Закон принят. Этому событию предшествовали многочисленные обсуждения на конференциях, «круглых столах». Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения меры пресечения в виде ареста» корректировался и был значительно улучшен. Однако, несмотря на рекомендации отечественных и зарубежных ученых-правоведов, международных правозащитных организаций, таких, как БДИПЧ ОБСЕ, Центр исследования правовой политики, практикующих адвокатов основные существенные недостатки, имеющие принципиальный характер, устранены не были. Так, арест будет санкционироваться судьями районного суда. Таким образом, это не исключает, что решение вопроса о санкционировании и рассмотрении уголовного дела по существу будет у одного и того же судьи. Такая модель объективно создаст у судьи при даче санкции на арест убежденность в виновности подсудимого еще до вынесения приговора. Тогда как создание специализированного межрайонного суда позволило бы исключить предвзятое отношение судьи в отношении подсудимого, не увеличивало бы дополнительную нагрузку на судей, обеспечило специализацию судей в вопросе вынесения санкции на заключение под стражу. Кроме того, не приняты во внимание рекомендации о передаче всех полномочий прокурора по санкционированию следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на ограничение конституционных прав личности (обыск, наложение ареста на имущество, прослушивание переговоров и т.д.) суду. К сожалению, мы так и не увидели в законе положения, закрепляющего обязанность судьи при решении вопроса об избрании меры пресечения давать оценку законности и достаточности оснований для задержания. Тогда как в ст. 9 п. 4 Международного Пакта о гражданских и политических правах указано, что каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно. К слову, данный международный акт ратифицирован Республикой Казахстан в 2006 году. В соседних государствах, таких, как Кыргызская Республика, Республика Узбекистан ранее были приняты аналогичные законы. Так, с 26 апреля 2007 года в Кыргызской Республике суду из прокуратуры в соответствии с законом были переданы следующие функции: избрание меры пресечения в виде ареста, обыск и выемка в жилом помещении, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, прослушивание и запись переговоров. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 150 тг
|