|
|
|
Источник: Газеты «Деловой Казахстан» (www.dknews.kz)
05.09.2008 Казахстанский вагон: от идеи до воплощения
В ходе недавнего рабочего визита в Северо-Казахстанскую область президента республики Нурсултана Назарбаева на ЗИКСТО ему показали первые железнодорожные полувагоны, изготовленные на этом предприятии. Глава государства одобрил данный проект, особо подчеркнув высокую значимость организации отечественного производства железнодорожных вагонов. В АО «ЗИКСТО» с прошлого года приступили к реализации инвестиционного проекта «Создание мощностей по сборке новых грузовых вагонов на существующих производственных площадях». В рамках проекта реконструирован вагоносборочный цех, подведены железнодорожные пути, смонтировано пять стрелочных переводов, построена новая линия электропередачи. А главное - изготовлена опытная партия из четырех полувагонов. Опытный образец полувагона без особых проволочек (что говорит и о качестве подготовленных документов) принят представителями ОАО «НВЦ «Вагоны» (Российская Федерация) и комиссией АО «НК «КТЖ». В настоящее время он находится в г. Санкт-Петербурге в испытательном центре подвижного состава. Уже согласован график сертификации грузовых вагонов в г. Москве, которая даст право Петропавловскому заводу на серийное их изготовление и эксплуатацию в странах СНГ и Балтии. Кроме того, готовятся два образца вагонов-хопперов для перевозки горячих окатышей, им также придется пройти всю процедуру испытаний и сертификации. И это только начало реализации проекта, в котором предусмотрен выпуск в год не менее 1000 вагонов. К воплощению идеи, облекшей ныне рамки практической программы, завод шел не один год. Поиск выхода из финансово-экономического тупика на Петропавловском заводе им. Куйбышева начался в 1991 году, когда опустел портфель оборонных заказов. Нет заказов - нет работы. Пять лет пытались наладить взаимовыгодные отношения с предприятиями практически всех отраслей экономики, но и там дела шли не лучше, потому что если кто и хотел сделать заказ, то не мог оплатить его. И тем не менее эти пять лет не прошли для заводчан даром - знакомство с нуждами предприятий и в целом отраслей, попытки способствовать решению их проблем - все это вело к наработке опыта. А в итоге анализ этой работы показал, что самая реальная для сотрудничества отрасль - это Казахстанская железная дорога, имевшая к тому времени уже довольно изношенный подвижной состав. Вот тогда исходя из своих возможностей завод приступил к ремонту цистерн, в которых у железнодорожников была большая нужда. В ходе реализации задумок заводчане наладили контакты с НИИ железнодорожного транспорта России, Украины и Беларуси, где имелись вагоностроительные предприятия. С их помощью освоили все виды ремонта вагонов вплоть до капитального - с продлением срока службы. Естественно, что все это было сертифицировано и отвечало по качеству международным стандартам. Казалось бы, что еще надо, ведь нашлась ниша в рынке. Однако мониторинг, хорошее знание, не понаслышке о делах на железнодорожном транспорте как Казахстана, так и других стран СНГ красноречиво показывали, что надо переходить от ремонта к вагоностроению. Экономический кризис после развала СССР сказался и на вагоностроительных предприятиях, потому подвижной состав значительно обветшал, нехватка железнодорожных вагонов стала ощутимой во всех странах постсоветского пространства. Только в Казахстане на сегодняшний день не хватает 8,5 тысячи вагонов. С приходом инвестора в АО «ЗИКСТО» к вопросу вагоностроения стали подходить уже более основательно: проанализировали свою техническую базу, изучили опыт других предприятий, опять же вплотную поработали с научно-исследовательскими институтами и пришли к выводу, что в Казахстане только ЗИКСТО имеет опыт работы, кадры и необходимое оборудование (без цеха по восстановлению колесных пар это производство было бы невозможным), чтобы обеспечить производство грузовых вагонов. Но не всех видов, а только четырех. Почему? И на это у заводчан есть конкретные и понятные ответы. Например, на полувагоны был «положен глаз» только потому, что в общем подвижном составе они занимают 52-53%, то есть всегда востребованы. Вагоны-хопперы - это уже спецзаказ. А вот масштабное строительство жилья, объектов соцкультбыта, производственных объектов влечет за собой и спрос на железнодорожные цементовозы. А потому как Казахстан все более уверенно становится транзитной страной, со строительством железнодорожной дороги в Китай и Монголию, этот поток еще более увеличится - и необходимость в контейнеровозах будет возрастать год из года. В общем, программа вагоностроения на базе АО «ЗИКСТО» четко просматривалась и вскоре была презентована. В принципе уже решен и один из главных вопросов - откуда брать документацию. Ее можно купить и работать по чужому патенту, но это прямая экономическая зависимость - хозяин всегда может поднять цену или же запретить пользоваться документами. Потому, опираясь на расчеты НИИ, консультации с органами сертификации стран СНГ и стран дальнего зарубежья, приступили к разработке собственной документации на вагоны. Огромным подспорьем этому явилось то, что здесь своевременно прошли аттестацию по менеджменту качества ИСО 9001, без которой было бы бесполезно и начинать новое дело. С возникновения идеи решался еще один вопрос - комплектации сборки. Основные детали вагонов (профиль, литье, отдельные узлы) завозятся из России, Украины, Беларуси да еще через посредников. Между тем, как выяснило руководство завода, в Казахстане есть 21 предприятие, которое могло бы у себя организовать производство тех или иных комплектующих. Например, в Темиртау вполне могут делать раскрой из стального листа марки ст. 09Г2С от 3 до 10 мм, АО «Степногорский подшипниковый завод» уже выпускает продукцию, которая востребована в АО «ЗИКСТО», некоторые казахстанские заводы даже пробуют освоить литье, чтобы войти в программу вагоностроения. Возможности для этого - по наличию и территории, и современного оборудования - есть и у петропавловских заводов. Кооперация, конечно, дело хорошее, но заводчане планируют основную часть комплектующих делать в своих цехах. Корпусные детали, рама уже освоены, здесь же производится все нестандартное оборудование, оснастка. Но этого пока мало, а потому планируется оснастить цехи самым современным оборудованием и такими же технологиями. Как сказал один из руководителей завода, «надо привлекать в Казахстан самое новое, самое передовое, самое современное, вот тогда никто не сдвинет нас с нашего рынка сбыта». А потому в текущем году объем производства здесь хотят довести (с учетом строительства вагонов) до 3300 млн. тенге, а в 2009-м - до 5000 млн. тенге. Слова в АО «ЗИКСТО» не расходятся с делом. Еще недавно генеральный директор завода Игорь Коровин (вместе с коллективом) принимал на предприятии президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, а сегодня он уже в Китае, где знакомится с новыми технологиями, современным оборудованием, набирается накопленного там опыта в строительстве вагонов. И эта оперативность вполне понятна. Во время своего визита на АО «ЗИКСТО» президент страны дал высокую оценку всему, что сделано на заводе по развертыванию производства нужной для государства и конкурентоспособной продукции. И пожелал дальнейших успехов в работе по укреплению экономики страны.
Анатолий Середа, Петропавловск
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |