|
|
|
Доклад Председателя Налогового комитета МФ РК Рахметова Н.К. на квартальном совещании
См. также прилагаемые слайды
Уважаемые коллеги! О целевых показателях Вы знаете, что мы установили квартальные целевые показатели по налоговым поступлениям в нашей компетенции с тем, чтобы по итогам 2008 года достичь роста их отношения к ВВП на 1 процентный пункт за счёт улучшения администрирования. По итогам 1-го полугодия не были достигнуты целевые показатели по следующим областям (Слайд 1): - НД по Акмолинской области - 79,5% - НД по ВКО - 87,4% - НД по Жамбылской области - 88,2% - НД по Карагандинской области - 98,5% - НД по Павлодарской области - 85,9% - НД по г.Алматы - 86,4% Позже мы заслушаем руководителей этих террорганов по причинам недостижения целевых показателей. Я же хотел обратить внимание на следующее : 1. (Слайд 2) По НД по Карагандинской области имеет место снижение поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 87,8%, что тоже есть негатив. 2. По НД по Актюбинской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областям снизились поступления без учёта базовой экономики. 3. По НД по Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областям темп роста поступлений существенно ниже темпа роста объёма промышленной продукции. 4. Особенно тревожит несвоевременное возмещение НДС. Сумма НДС подлежащего возврату, но просроченного более 60-ти дней, составила 20,4 млрд.тенге, в т.ч. a. НД по г.Астана - 9,9 млрд.тенге b. НД по Мангистауской области - 8,2 млрд.тенге c. НД по Атырауской области - 1,6 млрд.тенге. Более подробно по этой теме доклад сделает начальник управления налогового аудита Миятов Кайрат. В ходе обсуждения прошу начальников указанных департаментов объяснить причины столь негативных показателей. 5. В настоящее время внедрён и активно используется модуль мониторинга и анализа (МиА), с помощью которого стала реально в автоматизированном режиме анализироваться вся масса форм налоговой отчётности. В частности, на сегодня проведена следующая работа: - проанализирована отчетность по КПН и приложения к ним за 2007г. (совокупный объем записей - 5 млн.строк); - проанализированы декларации по НДС и приложения к ним за 2007г. и первый квартал 2008г. (совокупный объем записей - 22 млн.строк); - проанализированы декларации по соцналогу, отчетность субъектов специального налогового режима на основе упрощенной декларации, отчетность по акцизам на алкогольную продукцию и прочее. Анализ показывает, что имеются серьезные упущения в налоговом администрировании: растет количество н/п, представляющих «пустографки», налоговая отчетность заполняется налогоплательщиками во многом «спустя рукава». Всё это говорит о том, что налоговые органы должны усилить анализ форм налоговой отчетности и МиА в этом им должна помочь. Еще одним результатом использования МиА является выявление резервов увеличения поступлений в бюджет. Следует отметить, что эти резервы - огромны. В частности, анализ доп. форм 12 приложения к декларации по КПН только за 2007г. выявил порядка 14 тысяч налогоплательщиков, имеющих расхождение в налоговой отчетности с контрагентами на 1,5 трлн. тенге! По декларациям по НДС за первый квартал т.г. выявлено такое расхождение с контрагентами по 8-ми тысячам н/п на 38 миллиардов тенге! Нами получены данные из Комитета Казначейства о лицах, получивших в 2007г. средства из бюджета в рамках госзакупа в целом по Республике. Только их простое сопоставление с налоговой отчетностью показало, что: - 2,1 тыс. юр.лиц заявили доход от реализации в нулевом размере при том, что объем полученных из бюджета по госзакупу средств по ним составил 70,5 млрд.тенге; - 1,6 тыс. юр.лиц получили из бюджета на 82,8 млрд.тенге больше, чем показали в налоговой отчетности. Внедрение МиА позволяет: - анализировать формы налоговой отчетности как в региональном и отраслевом разрезе, так и со «сверлением» до уровня конкретных налогоплательщиков, благодаря чему отсекаются «шумовые» эффекты и формируется реальная картина происходящих событий; - на порядки ускорить и повысить качество анализа. Если раньше на сбор информации и ее анализ уходили сотни человекочасов работы, причем не было гарантии, что информация сформирована без искажений, то сегодня один сотрудник центрального аппарата способен в течение одного - двух дней провести анализ ФНО в целом по республике, т.е. исчисляющуюся десятками и сотнями тысяч (например - по отчетности, которую мы собирали из территорий численность и показатели деятельности субъектов СНР на основе упрощенной декларации были одними, по фактически выгруженным ФНО - другие); - максимально повысить оперативность анализа и соответственно принимаемых решений. Теперь стало возможным максимально быстро отслеживать схемы злоупотребления в налоговой сфере. Если раньше такие схемы было обнаружить очень трудно, поскольку необходимо было сначала проверить звенья цепи посредников по всей стране и на это могли уйти месяцы времени, то с введением МиА появилась уникальная возможность за короткий срок не только обнаружить потенциального нарушителя, но и мгновенно отследить всю его цепочку. Наша задача - активно использовать МиА в налоговом администрировании. Прошу Кипшакова А.М. совместно с УНА, УКН, УФНОиКК, УАНП, УСНР, УАП, УИТ и начальниками налоговых департаментов организовать чёткий бизнес-процесс эффективного использования МиА при налоговом контроле. Доложить о конкретных результатах на следующем квартальном совещании. При этом надо предусмотреть, чтобы использование МиА ни привело к коррупционным проявлениям и злоупотреблениям со стороны недобросовестных налоговиков на местах (как это у нас иногда бывает). На вчерашнем расширенном заседании Правительства Премьер-Министр дал поручение АФП и МФ активнее выявлять «обнальные» компании и сажать. Во исполнение этого поручения прошу Кипшакова А.М. совместно с начальниками налоговых департаментов организовать системную работу по взаимодействию с АФП в этом направлении. В частности - с использованием и МиА.
О целевом показателе по уровню удовлетворённости общества работой налоговых органов Достижение или недостижение целевых индикаторов будет определено в рамках предстоящего в этом году ежегодного социологического опроса, который проведёт бизнес-сообщество во главе с Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана. В марте текущего года на заседании Координационной группы выбрана организация, которая непосредственно будет заниматься проведением обследования, - это Исследовательский центр «Сандж». В текущем году обследование решено провести в «разгар» отчетного периода - в октябре (в прошлом году опрос проводился в июне-июле), что позволит получить более точную оценку работы налоговой службы по итогам 2008 года. Поэтому всем руководителям террорганов надо максимально сконцентрироваться по этому стратегическому направлению. Напоминаю, что сравнение результатов опроса 2008 года с результатами опроса 2007 года будет свидетельствовать о прогрессе работы террорганов по этому направлению. Конечно, мы сами тоже проводим мониторинг и проверки работы ЦПО, в том числе методом «тайный потребитель». Несмотря на определённый прогресс, в некоторых налоговых органах недостатки продолжают иметь место. Об этом в своём выступлении скажет начальник управления налоговых услуг Уалиева Айгуль. Следующая важная тема - контроль за оборотом алкогольной продукции (слайд 3). Вы знаете, что на совещании в Налоговом комитете 30 июля 2008 года Премьер-Министр обратил внимание на низкое качество администрирования акцизов. Имеет место снижение объёмов производства реализации алкогольной продукции. Несмотря на рост реализации по водке на 3,9% (темп роста 103,9%), по следующим регионам имеет место снижение объёмов реализации водки (темп роста ниже 86%) - Алматинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областям, г. Алматы. До конца года осталось 5 месяцев. Была поставлена задача о достижении 130% темпа роста по алкоголю. Эта задача остаётся. Если положительной динамики в этом направлении достигнуто не будет, то помимо ответственности первых руководителей за недостижение целевого показателя будет поставлен вопрос о прямом вертикальном подчинении (по аналогии с УВК) акцизных подразделений Центральному аппарату НКМФРК (ранее ведь это и была вертикальная структура - Комитет по подакцизной продукции - КПП).
О борьбе с коррупцией По коррупционным правонарушениям (Слайд 4) По сведениям КПСиСУ выставлено 35 карточек по коррупционным правонарушениям, что на 21 карточку больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Если учесть, что 11 правонарушений выявлены налоговыми органами (НК МФ РК - 10 и НД по ВКО -1); 5 правонарушений по данным УКПСиСУ сняты с учета (по ЮКО - 4 и г. Астаны - 1); 3 правонарушения установлены в прошлых периодах, а на учет поставлены в I квартале 2008 года, то рост допущен по (слайд 5) - ВКО - 2 (оба - за 1-й квартал), - Кызылординской обл. - 2 (1 - за второй квартал), - Костанайской обл. - 2 (оба - за 1-й квартал), - Мангистауской обл. - 5 (4 - за 1-й квартал, 1 - за 2007 год). По коррупционным преступлениям (Слайд 6) Правоохранительными органами возбуждено 24 уголовных дел коррупционного характера или по сравнению с 2007 годом на 6 меньше. Если учесть, что 4 уголовных дела возбуждены по материалам переданным в органы уголовного преследования налоговыми департаментами по Актюбинской (1) и Карагандинской (3) областям, то рост допущен по (слайд 7) - Алматинской области - на 3 у.д. (из них 2 - во втором квартале) - Жамбылской области - на 3 у.д. (из них 2 - во втором квартале) - ЮКО - на 2 у.д. (из них 1 - во втором квартале) Если в Алматинской и Южно-Казахстанской областям руководители вновь назначенные, и пока мы не имеем морального права наказывать их за такие негативные показатели, то ответственность Искакбаева Н.Ш. мы рассмотрим на сегодняшнем совещании. Далее, хотел бы проинформировать, что с апреля 2006г 11 первых руководителей террорганов освобождены от занимаемых должностей в связи с публичным обязательством от 10.04.2006. Несмотря на то, что в этом году несколько активизировалась работа по самостоятельному выявлению коррупционных правонарушений и преступлений, всё-таки мы всё ещё мало сами выявляем коррупционных правонарушений и преступлений. Налоговым департаментам надо усилить работу в этом направлении. Кроме того, правоохранительные органы активизировали общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия. Эти органы представляют такие видео- и аудиоматериалы нам, чтобы мы принимали меры. И мы будем принимать соответствующие меры. Ещё раз напоминаю - в соответствии с Кодексом чести государственных служащих несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих. Более того, статьей 26 Закона РК «О государственной службе» прямо предусмотрено, что совершение проступков, не совместимых с нахождением на государственной службе, служит основанием для увольнения. Таким образом, несмотря на сроки давности, любые противоправные действия должностных лиц налоговых органов должны быть пресечены и приняты по ним меры.
По поощрению налоговых органов Приказ НК МФ РК «О поощрении» от 1.07.2007 № 442 выборочно проверен УВК на предмет соответствия включенных в приказ работников предъявляемым требованиям. В ходе проверки выявлено 8 лиц, ранее совершивших коррупционные правонарушения, которые неправомерно были представлены налоговыми департаментами к поощрению. Приказом от 08.07.2008 № 491 внесены изменения в предыдущий приказ и они исключены из списка поощряемых. Однако позже установлен факт неправомерного присвоения звания «Отличник налоговой службы» начальнику управления аудита НД по Карагандинской области Богачеву С.И., который ранее совершил коррупционное правонарушение, о чем известила письмом Ассоциация предпринимателей Карагандинской области. В письме указано, что госслужащие в налоговых органах, имеющие административные или дисциплинарные взыскания за коррупционные правонарушения в разрезе с принципами работы республиканской налоговой службы поощряются за хорошую работу. Как видно из примера налоговые органы находятся под пристальным взглядом не только правоохранительных органов, но и налогоплательщиков, которые также оценивают каждое принимаемое Вами управленческое решение о соответствии или не соответствии их законодательству. И это правильно. В связи с чем, поручаю : УВК и налоговым департаментам по Акмолинской, Алматинской, Атырауской, ВКО, ЮКО и г. Алматы, направившим кандидатуры на поощрения не соответствующим к предъявляемым требованиям, разобраться и привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц УЧР.
О работе со СМИ (слайд 7) Представленная на слайде информация свидетельствует о крайне слабой работе налоговых департаментов со СМИ. ПО итогам 7 месяцев выделяются только НД по г. Алматы - 8 статей, 23 сообщения. О каком повышении имиджа налоговой службы может идти речь, если по НД по Акмолинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областям, всем СЭЗам за 7 месяцев по данным агентства «Медиасистем» не опубликовано ни одной статьи! Прошу УНП совместно с начальниками департаментов усилить работу. На годовом совещании в феврале 2009 года УНП сделает сообщение по этому вопросу.
О бюджетных вопросах О подготовке бюджета на 2009-2011гг Хотел бы остановиться на вопросе подготовки бюджетной заявки Налогового комитета на 2009-11гг. Ранее я неоднократно на квартальных совещаниях давал поручения всем руководителям террорганов о качественной подготовке к бюджету, ориентированному на результат. Что происходит на самом деле ? На 2009 год без предоставления обоснования террорганы увеличили количество внештатных работников, в целом по Республике увеличение составило 329 ед. Также МЭБП рекомендовал сократить количество внештатных работников, путем исключения из перечня внештатных сотрудников инспекторов, переводчиков, охранников, программистов, комендантов, копировщиков, учетчиков, считая содержание таких работников скрытым увеличением численности. В связи с чем не поддержал расходы на оплату труда внештатных работников в сумме 88 538,0 тыс. тенге; Некачественно представлены документы на проведение текущего ремонта административных зданий, не представлены дефектные акты на проведение текущего ремонта. Сметные и локальные расчеты, дефектные акты, не подписаны изготовителем и не скреплены печатью, из-за чего МЭБП исключил из бюджетной заявки на 2009 год затраты в сумме 331 533,0 тыс. тенге (по НД по Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской областям,г. Алматы и г. Астана) (слайд 8). Пояснительные записки по бюджетным программам, как правило, не предоставляются. Так из 20 НД не представили 9 НД (НД по Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской, г.Алматы, «Морпорт Актау», «Онтустик»), однако и представленные пояснительные записки НД не раскрывают причин увеличения и необходимости включения затрат в бюджетную заявку 2009-2011 г.г.. По коммунальным услугам, электроэнергии, отоплению не были представлены подтверждающие документы по обоснованию роста цен на топливо, коммунальные услуги и энергоносители. Тут я хотел бы сделать такие выводы : - Бюджетная техника очень бюрократична и неповоротлива - затраты мы обязаны закладывать в первой половине года, предыдущему тому, на который просим деньги - таков Бюджетный кодекс ! И если Вы не предусмотрели эти затраты заранее, а «проснулись» позже и вдруг Вам в текущем году нужны деньги на, например, ремонт здания - эти средства неоткуда взять ! Или надо будет отбирать от других террорганов (которые своевременно и более добросовестно, чем Вы, отнеслись к подготовке бюджетных заявок и получили эти средства) в Вашу пользу. Но, сами понимаете, что это неправильно. Поэтому надо всё делать вовремя и заранее закладывать всё в бюджете. Вот если опоздали сейчас к бюджету 2009 года - всё переносится на бюджет 2010 года, т.к. бюджет МФ 2009-2011гг уже рассмотрен на заседании Республиканской бюджетной комиссии (РБК). Поэтому всё надо делать вовремя - ТЭО, ПСД, расчёты, обоснования и т.д. - Правила и требования к бюджетным документам известны. Поэтому при передаче документов в ЦА для свода общей бюджетной заявки надо внимательно смотреть их на соответствие этим требованиям. И те ошибки и недочёты, которые я озвучил выше свидетельствуют о низком уровне работы Ваших планово-финансовых отделов и бухгалтерий. Прошу сделать из этого выводы. - Большая ответственность здесь лежит на УФО - по-моему мнению, все эти недостатки свидетельствуют о слабой координирующей и методической работе УФО. Наверняка, такие ошибки и недочёты у террроганов возникали ранее - почему не проводили семинары и совещания на эти темы с финансовыми подразделениями террорганов? В любом случае, надо было любыми способами найти способы обеспечить качество подаваемой бюджетной заявки НКМФРК (за подписью 1-го руководителя НКМФРК), чего не было сделано УФО. Даже элементарно не удосужились проверить документы террорганов, а все косяки были выявлены не УФО, а экспертом МЭБП ! Стрельцовой Н.В. - прошу разобраться по этому вопросу и совместно с Райхановой К.А. определить ответственность должностных лиц за эти «косяки».
Об освоении текущего бюджета. Вчера Премьер-Министр на расширенном заседании Правительства очень жёстко высказал позицию по вопросу неосвоения госорганами бюджетных средств. По итогам полугодия будут жёстко наказаны первые руководители тех госорганов, по которым допущены большие неосвоения. По итогам 9 мес. в аналогичной ситуации будет стоять вопрос о несоответствии первых руководителей занимаемой должности, а суммы неосвоения будут (через Парламент) «отобраны» у таких госорганов. Прошу все подразделения - и террорганы, и управления ЦА (особенно УФО и УИТ) - иметь это ввиду и принять меры по безусловному своевременному и эффективному освоению бюджета НКМФРК. (слайд 9) Состояние с текущим освоением нами бюджетных средств в текущем году плачевно. Формально процент исполнения плана по платежам по итогам 1-го полугодия 2008 года в целом по налоговой службе составил 99% - вроде хорошо. Но достигнуто это было не нашей с Вами хорошей работой, а обычной бумажной передвижкой плановых назначений на более поздние сроки. И если бы этой передвижки не делали, то исполнение плана по платежам было бы не 99%, а 73,1%, т.е. расхождение - на 26%. Самые большие расхождения (более 15%) между «процентом освоения до» и «процентом освоения после» передвижки имеют место по НД по Акмолинской, Алматинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областям, «ПИТ». Но больше всего отличился ЦА - расхождение составило более 50%. Конечно, можно найти «кучу» причин несвоевременному освоению средств, вкл. несовершенство законодательства о госзакупках, но ничто не может быть оправданием несвоевременному и некачественному освоению выделенных нам Парламентом и Президентом народных денег. К тому же несвоевременное освоение средств влияет на нашу повседневную работу по налоговому администрированию. Например - закупка компьютеров - три раза проводили конкурс, поскольку не было нормальной конкурсной массы - подавали заявок много участников, однако по формальным причинам комиссия была вынуждена отклонять многих из них. Итоги даже последнего конкурса были обжалованы в КФК и пересмотрены, договор будет заключён в ближайшее время, компьютеры будут получены террорганами лишь к середине октября т.г. Таким образом, к сожалению, приходится констатировать, что наша работа по организации эффективных госзакупок пробуксовывает ! Мы опять не смогли в этом году организовать работу по госзакупкам так, чтобы все тендеры были проведены быстро, эффективно и договора были заключены быстро. Наша основная задача по госзакупкам - несмотря на сложность действующего закона обеспечить на каждом конкурсе реальную большую конкурсную массу ! Нам нужно, чтобы - участвовало в наших конкурсах и соответствовало всем нашим требованиям как можно больше потенциальных поставщиков, - как можно меньше потенциальных поставщиков отклонялось нами из-за формальных, бюрократических, бумажных причин, - мы выбирали поставщиков из как можно большего количества участников по критерию наименьшей цены - это позволяет реально экономить бюджетные средства и направлять их либо на приобретение дополнительных активов, либо на премию сотрудникам. Всё это способствует более эффективной нашей работе. Поэтому надо добиваться указанных выше целей. Что для этого нужно ? - строить работу так, чтобы у потенциальных поставщиков не было и тени сомнения в том, что у нас всё проводится честно, прозрачно, без «шапок» ! - проводить постоянную разъяснительную работу (постоянная обратная связь) с потенциальными поставщиками. Например, - можно перед каждым конкурсом (особенно - перед повторным) проводить совещания со всеми потенциальными поставщиками с разъяснением тех или иных позиций и обсуждением ошибок и недочётов, которые допускаются в конкурсной документации - пусть они не допускают ! - сделать полный перечень всех ошибок и недочётов в конкурсной документации, а также других ошибок и недочётов, которые выявлялись нами, например, в 2007-2008 гг и из-за которых мы вынуждены были отклонять потенциальных поставщиков - поместить их на наш сайт и выдавайте каждому, кто приходит за конкурсной документацией. Пусть всё это будет максимально публичным. Пусть потенциальные поставщики не допускают таких ошибок. - из каждого конкурса, каждого «косяка» потенциального поставщика - делать системные выводы и обеспечить недопущение этих косяков в будущем ! Прошу понимать, что «косяки» потенциальных поставщиков - это не их «косяки», а наши «косяки» - это значит, что мы не выложились до конца, не построили работу так и не обеспечили того, чтобы таких косяков не было. Могу сказать и по-другому - малое количество потенциальных участников или (что ещё хуже) заключение договоров из одного источника в тех случаях, где «железно» можно выбрать на конкурсной основе - это наша прямая вина, которую можно интерпретировать (вольно или невольно) как заинтересованность причастных сотрудников (лоббирование, «заточенность» и т.д.) в заключении договора с уже «определённым» («отметившимся» ?) потенциальным поставщиком. В общем - террорганам, и особенно - УФО, нужно резко и содержательно активизировать работу по госзакупкам. Пока такой содержательной и активной работы не чувствуется. Хочу остановиться на ещё одном нелицеприятном случае, произошедшем у нас в этом году. 21 июня 2007 года произошёл несчастный случай и погиб специалист НК по Махтааральскому району ЮКО Айтбаев А.М.. Его супруга Джолдыбаева М.более года после смерти мужа не может (до сих пор) получить от нас полагающуюся по закону компенсацию в связи со смертью мужа-кормильца семьи ! Целый год идёт бессердечная и бездушная переписка между ЦА и НК по ЮКО, между УОФО и ЮУ внутри ЦА ! Если мы так относимся к своим коллегам (не дай бог оказаться в ситуации, в которой оказалась семья Айтбаева), то что говорить о нашем отношении к налогоплательщикам ? Прошу - УВК разобраться и внести предложение в установленном порядке по наказанию соответствующих должностных лиц, проявивших бездушие к имевшему место несчастному случаю, и допустивших волокиту при рассмотрении материалов, вместо оказания максимальной поддержки, как в моральном, так и материальном плане; - впредь начальникам налоговых департаментов и УФО НК МФ не допускать таких фактов, а решать их в минимальные сроки, так как согласно законодательству ответственность за полное, объективное и своевременное расследование, оформление и регистрацию несчастных случаев несет работодатель.
По итогам комплексных проверок Во 2 квартале т.г. проведены тематические проверки в НД по Атырауской и Мангистауской областям по вопросам правомерности, своевременности, полноты и достоверности внесения данных в лицевые счета налогоплательщиков. В ходе проверки НД по Атырауской и Мангистауской областях выявлены ряд нарушений налогового и административного законодательства, повлекших не поступление сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также сумм административных штрафов. Кроме того, выявлены факты расхождения в суммах поступлений платежей по данным органов Казначейства и лицевых счетов в ИНИС по отдельным налогоплательщикам. Ранее аналогичные нарушения выявлены НД по Карагандинской области и НК МФ в НУ по району Казыбек би г. Караганды. По указанному нарушению ДБЭКП по Карагандинской области возбуждены уголовные дела в отношении 3 работников НУ по району Казыбек би г. Караганды за неправомерный прямой доступ к охраняемой законом компьютерной информации в сети ИС, в результате чего произошло нарушение работы налоговой базы ИНИС. В связи с чем, поручаю: НД по областям, гг. Алматы и Астана: - на регулярной основе осуществлять ведомственный контроль на предмет достоверности данных ИНИС с учетом данных Казначейства и ГЦВП и принимать соответствующие меры в установленном порядке; - обеспечить надлежащий контроль за исполнением приказа НК МФ от 02.06.2008г. № 394 «О некоторых вопросах обеспечения информационной безопасности НК МФ РК»; - УИТ ежеквартально запускать скрипт на предмет установления факта взлома и результаты передавать в УВК для проверки и реализации в установленном порядке; - УВК рассмотреть результаты ведомственных проверок Атырауской и Мангистауской областей и внести соответствующие предложение по их реализации. Далее, в соответствии с поручениями НК МФ РК о проведении исчисления и выставления уведомлений физическим лицам на уплату налога на имущество и земельного налога посредством ПО МФУ ИС РНиОН, территориальным налоговым управлениям поручено завершить работы до 1.07.2008 года. Вместе с тем, городам областного значения разрешено в текущем году проводить выставление уведомлений без использования ПО МФУ, при этом в срок до 1.10.2008 года поручалось поднять локальную базу данных ПО МФУ. НД по Атырауской области вышеуказанное поручение в территориальные налоговые управления доведено. Однако не доведено (не установлено) до налоговых управлений и отдела физических лиц само программное обеспечение с правами пользователей, а также инструктивный материал с информацией о порядке организации работ посредством ПО МФУ, обучающий видеофильм и информация об установке и обновлении версии ПО МФУ РНиОН. Контроль со стороны НД по Атырауской области не осуществлялся, соответственно работы в данном направлении по области не проводились. Исчисление налогов работниками НД по Атырауской области, включая районные налоговые управления, осуществляется ручным способом на бумажных носителях, в которых не указано Ф.И.О. специалиста налогового управления производившего расчеты, дата проведения расчета и подписи, а также не указываются типы объектов, основание правоустанавливающего документа на объект, льготой. Для выписки уведомлений и дальнейшего их вручения налогоплательщикам по г. Атырау привлекаются общественные работники с Государственного центра службы занятости. При этом к уведомлениям об исчисленной сумме налога не выписываются и не прилагаются квитанции, извещения на уплату налога. Уполномоченными государственными органами сведения по земле и имуществу не предоставляются или предоставляются не полностью. В результате чего не обеспечивается исчисление налогов, так по г.Атырау не привлечены к уплате земельного налога (не исчислено и не выставлены уведомления) физическим лицам по земельным участкам, предоставленным и используемым собственниками помещений (участниками) кондоминиума, занятым многоэтажными домами. Со стороны НД по Атырауской области мер в отношении уполномоченных государственных органов не предпринимаются. Также не были организованы и не контролировались работы по восстановлению исторических сведений в РНиОН по регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним, в части установления РНН. Прошу УВК совместно с УАНП рассмотреть ответственность должностных лиц НД по Атырауской области за указанные нарушения.
О работе со Всемирным банком (слайд 10) Для более уверенного продвижения вперёд налоговой службы нами уже начата работа со Всемирным банком по проекту реформирования налоговых органов. Уже в июле текущего года по вопросу реформирования состоялась встреча с экспертами Всемирного банка, в рамках которой определены приоритетные направления органов налоговой службы, подлежащих реформированию, а также основные мероприятия по модернизации налогового администрирования. В сентябре т.г. состоится большая идентификационная миссия Всемирного банка, к началу следующего года будет подготовлено ТЭО, а сама реализация проекта начнётся с 2010 года. Я думаю, ЦА (Биржанов Е.) должен ознакомить террорганы с основными направлениями реформирования налоговой службы, которые мы выработаем со Всемирным банком. Здесь я хотел бы остановиться на опыте реформирования налоговой службы Болгарии. По информации Всемирного банка в результате реформирования количество территориальных подразделений было сокращено с 300 до 28 (более, чем в 10 раз !), а штатная численность сотрудников налоговых органов - в 2 раза ! Значит, есть пути оптимизации численности налоговиков, о чём мы неоднократно говорили, однако не можем найти выработать пути такой оптимизации. Мы обязаны это сделать ! Сокращение численности в 2 раза позволило бы в 2 раза повысить зарплату налоговикам. И иного выхода повышения мотивации персонала я не вижу. Задачи на 2-е полугодие Помимо естественных задач по достижению стратегических целевых индикаторов нам необходимо сокнцентрироваться на следующем : · Активнее использовать в налоговом администрировании МиА · Реализовать изменения в структуре системы налоговых органов, в частности o Выделение 8-ми городских налоговых управлений из областных налоговых департаментов o Перевод НД СЭЗ в НУ и переподчинение соответствующим облНД o Создание двух новых райНУ (по Алатаускому р-ну Алматы и Есильскому р-ну Астаны) o др. · Внесение в Парламент и продвижение в Парламенте законопроект по усилению госконтроля за производством и оборотом алкоголя · Работа по эффективному введению в действие с 01.01.2009 закона «О трансфертном ценообразовании» (своевременное издание НПА, пропаганда, организационная подготовка и т.д.) · Работа по эффективному введению в действие с 01.01.2009 Налогового Кодекса, особенно в части o своевременной подготовки НПА o внесения изменений в ИС, особенно - в части § автовозврата дебетового сальдо, § проверки достоверности сумм НДС, предъявляемых к возмещению, § внедрения камерального контроля с учётом вводимых реестров счетов-фактур по реализованным товарам, § внедрения СУР. o Пропаганды нового Налогового кодекса. Есть конкретные поручения Премьер-Министра по Налоговому кодексу, данные им на совещании в Налоговом комитете 30.07.2008, а именно : 1. «Министерство финансов должно разработать и представить в Правительство конкретный план мероприятий по улучшению налогового администрирования в течении месяца после утверждения проекта Закона. Мы не должны допустить, чтобы нормы Налогового кодекса носили декларативный характер. Все положения Закона должны выполняться как налогоплательщиками, так и органами налоговой службы. Спрос будет ужесточён». 2. «Ответственность за разработку пошагового комплекса мер по переходу на всеобщее декларирование лежит на руководстве МФ и Налогового комитета». 3. «Разовые талоны будут отменены через 2 года. Чем они будут заменены, как налоговые органы будут администрировать самостоятельно работающее население - по всем этим вопросам я (Премьер-Министр) жду ваших предложений уже в сентябре текущего года.» 4. Кроме того, Премьер-Министр поручил МЭБП, МФ, МЮ и другим заинтересованным госорганам внести в Правительство до конца текущего года предложения по эффективному механизму рыночной оценки недвижимости или разработке чёткого механизма оценки недвижимости для налоговых целей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |