|
|
|
08.09.2008 АвтоВАЗ проложит дорогу узбекам Российский автогигант войдет в капитал казахстанского завода «Азия Авто». Главным условием сделки является повышение пошлин на ввоз в Казахстан подержанных машин. В выигравших могут оказаться прежде всего узбекские автопроизводители
В конце августа руководство российской компании АвтоВАЗ озвучило некоторые подробности сделки по приобретению пакета акций казахстанского автопроизводителя «Азия Авто» (входит в группу «Бипек Авто»). Напомним, что переговоры начались еще в феврале 2008 года. Стоимость сделки пока не определена - по прогнозам цена блокпакета может достичь 70-80 млн долларов. По сообщениям российских СМИ, АвтоВАЗ намерен в течение последующих 1-1,5 лет нарастить свой пакет до контрольного. Однако президент ОАО «Азия Авто» Ержан Мандиев заявил, что пока об этом речи нет: «В ходе переговоров приемлемым уровнем на текущем этапе был определен пакет «25% + 1 акция». Окончательно условия договора прояснятся в конце сентября, во время визита в Казахстан президента России Дмитрия Медведева. При этом, по данным газеты «Коммерсантъ», условием сделки станет установление в РК пошлины на ввоз иномарок б/у с нынешних 10% до 25%, но не менее 0,45-1,0 евро за куб. см двигателя (подобная мера в России введена в 2005 году). Цель ужесточения условий ввоза подержанных машин очевидна - АвтоВАЗ хочет закрепить за собой казахстанский рынок сбыта, ведь его продукция конкурирует прежде всего с бывшими в употреблении иномарками. В свою очередь владельцы «Азии Авто» (контролируется менеджментом «Бипек Авто», главный акционер - председатель совета директоров «Азия Авто» Анатолий Балушкин, владеющий 67,9% акций компании) получают стратегического инвестора, готового вложить в компанию до 350 млн долларов. Но долгосрочный результат сделки может оказаться неожиданным - конкурентные преимущества на рынке РК получит не только Заповедник подержанных машинНа фоне жестких ограничительных мер, принятых в России и других странах на территории бывшего СССР, Казахстан остается рынком, куда наряду с Африкой большим потоком идет автомобильный second hand. Это связано с низкой таможенной пошлиной на подержанные машины и сложившейся в стране конфигурацией авторынка. Ситуация в Казахстане напоминает перевернутую пирамиду. Second hand составляет более двух третей рынка. Вопрос обновления автопарка периодически поднимается то на уровне Министерства индустрии и торговли, то дорожной полиции. Высокий процент старых авто не позволяет добиться введения приемлемых экологических стандартов - в то время как Россия с начала этого года декларировала введение Власти тоже пытаются регулировать рынок. Запрет на ввоз праворулек в 2007 году, ожидаемое введение Достичь их должен помочь союз со стратегическим инвестором - АвтоВАЗом. Деньги с СевераВ последние месяцы стало очевидно, что АвтоВАЗ взял курс на расширение своих мощностей за счет приобретения новых активов. Первыми в очереди стоят «ИжАвто» (Россия, Ижевск, контролируется группой СОК) и «Азия Авто». Они должны помочь российскому автогиганту выполнить производственную программу - нарастить мощности с 800 тыс. автомобилей в год до 1,5 млн и укрепить свои позиции на рынке. Сейчас волжская компания теряет их - сильную конкуренцию продукции АвтоВАЗа составляют подержанные иномарки и машины, выпущенные автосборочными предприятиями на территории СНГ. При этом для компании особенно важно укрепить свои позиции в российском Зауралье - по данным Ernst&Young, на Урал и Сибирь приходится около 17% продаж российского автозавода, на Дальний Восток - не более 3%, тогда как основной объем продукции (80%) продается в Центральном регионе России. В целом компания контролирует треть российского рынка новых машин. Привлекательным выглядит и Казахстан - до нынешнего кризиса динамика продаж автомобилей выглядела совсем неплохо. По данным участников рынка, в последние годы рост продаж новых машин составлял 50-70%. Сейчас показатели снизились - падение составило 15-20%, но как только ситуация выправится, эксперты ожидают возобновления роста (см. «Кристаллизация эффективности», «Эксперт Казахстан» № 28 от 14 июня 2008 г.). Поэтому стремление войти в состав акционеров «Азии Авто», с которой АвтоВАЗ сотрудничает с 2002 года, кажется логичным. «Интерес к “Азии Авто” - это интерес ко второму по величине рынку на территории СНГ, - отмечает руководитель отдела маркетинга управляющей компании Будьте взаимно выгодныСделку по приобретению АвтоВАЗом акций «Азии Авто» планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций, а не продажей их действующими акционерами. «С одной стороны, - заявляет Однако даже в случае покупки только блокирующего пакета АвтоВАЗ рассчитывает не только загрузить мощности «Азии Авто» на 100%, но и расширить их до 120 тыс. машин в год. Объем инвестиций, необходимых для этого (деньги пойдут на оборудование по штамповке, сварке, окраске, испытания), по оценкам «Азии Авто», составит порядка 150 млн долларов. В дальнейшем объем инвестиций может возрасти до 350 млн долларов. Вхождение АвтоВАЗа в капитал «Азии Авто», а также открытие новых рынков сбыта существенно облегчит казахстанской компании привлечение необходимых инвестиций и, по словам При этом, по имеющимся данным, АвтоВАЗ собирается загрузить конвейер сборкой моделей Lada, Renault и Nissan. В то же время Ержан Мандиев заявлял, что рассчитывает на продолжение сборки моделей Skoda и Chevrolet. Не исключено, что АвтоВАЗ будет настаивать на смене модельного ряда в пользу своих моделей, и новых акционеров ждут дискуссии по этому вопросу. Открыть двери для соседейГлавный вопрос, от которого зависит успех проекта - сумеет ли СП выдержать конкуренцию с продавцами second hand’а. «Можно предположить, что в условиях введения в Казахстане высоких таможенных пошлин на подержанные иномарки АвтоВАЗ сможет закрыть именно эту нишу рынка», - полагает Но введение пошлин на иномарки б/у может дать неожиданный эффект. «Ориентация альянса АвтоВАЗа и Renault на казахстанский и часть российского рынка не избавит их от конкуренции со стороны Chevrolet. Хотя бы потому, что узбекский завод «УзДЭУавто» (Nexia, Matiz, Damas, Lacetti) в текущем году начал производство новых моделей Chevrolet - седана Epica, внедорожника Сaptiva
Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |