12.09.2008
На тетрадной обложке - разврата немножко
По школьным тетрадям, в которых пишут формулы казахстанские ученики, впору изучать анатомию
Алена Шмелева
Нынешние школьники постигают в стенах учебных заведений даже уроки соблазнения. Министерство образования на разложение подрастающего поколения закрывает глаза.
Встречают по обложке
Скандал со школьными принадлежностями, содержащими на обложках призывы, идущие вразрез с общечеловеческими ценностями, разгорелся и в Алматы. После выхода статьи нашего корреспондента из Павлодара «Супермен вместо Абая» в редакцию стали поступать звонки от возмущенных читателей. На этот раз точкой преткновения стали школьные дневники. И если одних родителей не смущают даже обнаженные звезды кино и эстрады, украшающие тетради их чад, то нашлись и такие, кого возмутила реклама на ученических принадлежностях.
На обложке одного из дневников, доставленных родителями в редакцию, - вполне невинный рисунок с изображением ангелочков. На вид добротную вещь - с твердой обложкой и закладкой - молодой папаша купил дочери-третьекласснице. «Ангелы - это вам не голая Бритни Спирс», - про себя одобрил выбор дочери родитель, насмотревшийся подобной продукции на прилавках. Дома покупка была распакована, и только тогда родители школьницы заметили на обороте дневника информацию, не имеющую никакого отношения к образованию. Ярко оформленная реклама звала погрузиться в мир компьютерных игр, «зависнуть» в чате знакомств, получить популярные мелодии, красивые признания в любви и даже методики соблазнения. Все эти услуги ученики могут получить, не отходя, как говорится, от кассы, посредством SMS-сообщений. Благо, что и инструкция к действию прилагается здесь же.
Обескуражило родителей и внутреннее содержание: грязно-сиреневые страницы дневника украшали графики, выполненные в красно-белых тонах. От микса, дополненного пунктирными линиями, просто зарябило в глазах. Дизайн страниц не вязался не только с уже привычной продукцией, но и с логикой как таковой. Так, если для записи домашнего задания производители предусмотрели графу длиной в четыре с половиной сантиметра, то, чтобы обозначить месяц, ученикам отвели место в два раза большее.
Не нравится - не берите!
Какие органы отслеживают выпуск подобной продукции и какие требования существуют на этот счет? Таким вопросом задался корреспондент нашего издания.
Искать правду было решено в РГП Казахском институте стандартизации и сертификации г. Алматы. Однако там только развели руками и предложили журналисту докопаться до истины самостоятельно, перелопатив горы литературы в местном фонде, а затем самому же и сделать соответствующие выводы.
В департаменте образования давать комментарии на этот счет не решились. Однако на подобный вопрос, поступивший на «горячую линию»,организованную ОФ «Аман-саулык», специалисты департамента заявили, что отношения сегодня сложились рыночные и теперь типографии решают самостоятельно, что именно и в каком виде выпускать. А поскольку контролем подобной продукции в Алматы никто не занимается, в том числе и департамент образования, то выбор школьных принадлежностей остается на усмотрение самих родителей учеников. В департаменте образования на это нет ни сил, ни ресурсов.
Еще в одном учреждении - департаменте по защите прав детей - также заявляют, что контролем школьной продукции не занимаются.
Отвечать за свои тетрадки-дневники отказались и в самой компании-производителе «Тенгиз Кенсе». Отыскав на оборотной стороне дневника его данные, корреспондент «Взгляда» обратился к менеджеру по продажам, отказавшемуся назвать свое имя (то ли по причине глубокой секретности своей работы, то ли по природной скромности), по поводу жалоб на их продукциию.
- Если им не нравится, тогда зачем они покупают?! - возмутилась сотрудник фирмы-производителя. - В прошлом году никто не жаловался!
Встретиться с журналистом и рассказать, согласно каким стандартам, нормам и требованиям выпускаются школьные тетради и дневники, в «Тенгиз Кенсе» отказались. Кстати, продукцией вышеназванной компании завалены прилавки не только Алматы, но и Астаны.
Как выяснилось, проблема негативного влияния школьной продукции на умы учеников волнует лишь их родителей и павлодарского депутата Аскара Бахралинова.
Журналисту с дневником были рады только в фонде «Аман-саулык», проводившему в этот момент рабочее заседание по вопросам образования с некоторыми НПО.
У представителей неправительственных организаций этот полиграфический продукт вызвал недоумение. «Ну хоть надписей никаких непристойных нет», - с облегчением отметили одни. «И фотографий эротических», - добавили другие.
Председатель Союза социальных работников и волонтеров Гульнур Хакимжанова считает, что издание продукции для детей ни в коем случае не должно быть пущено на самотек.
- Тетрадь это, учебник или развивающая игрушка - их выпуск должен согласовываться с органами образования.
- Подобное оформление вызывает и удивление, и недоумение, - говорит директор Центра анализа образовательной политики образовательного центра «Білім - Центральная Азия» Сауле Каликова. - Дневник является одним из обязательных атрибутов учебного процесса. Это то, с чем работают учитель, ученик и родители. Именно посредством этого документа, на протяжении многих лет имевшего определенную структуру, осуществляется связь между родителями и учителями. Представленный экземпляр уже является частью какого-то рынка, ведь такое оформление не вписывается ни в какие рамки. Производители не соблюдают даже этических норм. Считаю это большой вольностью. И если государственные стандарты распространяются только на учебники, то единственное, что остается в такой ситуации учителям и родителям, - самостоятельно регулировать этот выбор.
Психологи против
Если чиновникам и производителям нет дела до влияния их продукции на детей, то психологи трубят тревогу.
- Дневник или тетрадку с негативными надписями или рекламой может купить школьник любого возраста, - говорит психолог Куляш Кожамжарова.
Когда детей отдают в школу, специалисты рекомендуют создать им учебное пространство.
- Отвлекают внимание от главного даже яркие тетради, поскольку у ребенка еще не сформированы внимание и воля, - продолжает Куляш Омирзаковна. - Ребенку приходится бороться и делать выбор, поэтому соблазнов не должно быть вообще. Начиная с конца 90-х, когда к нам стали завозить яркие обложки и тетради с изображением звезд эстрады и кино, в то время они были еще более-менее одеты. Что касается открытых частей тела, пропаганды эротики, то подобная продукция ведет к раннему половому созреванию.
Надписи на тетрадях, по мнению психологов, формируют определенное, в том числе антиучебное, поведение.
- Я не могу сказать, делается ли это целенаправленно. Ведь кто-то поймет, что это шутка, кто-то расценит по-своему. Как психолог я считаю, что издаваться подобная продукция должна на качественной белой бумаге, при этом краска должна быть черной. Красного цвета нужно избегать вообще, поскольку он очень агрессивен. Необходимо, чтобы не было никакой лишней информации, тем более рекламы.
Представители НПО настаивают: нормативы для дневников должны быть.
- Должно быть подробное описание дневника, как он должен выглядеть, какие материалы помещать на обложке и внутри. А за нарушения нужно наказывать. Тем более что производители школьных принадлежностей получают двойную прибыль: за реализацию самой продукции и размещение на ней рекламы.