|
|
|
13.09.2008 Казахстан может стать очень мощным мировым центром кино благодаря фестивалю «Евразия» - режиссер Ермек Шинарбаев
АСТАНА. 13 сентября. КАЗИНФОРМ /Канат Кульшманов/ - Вот уже неделю в столице проходит V Международный кинофестиваль «Евразия», на котором было представлено 72 работы из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Своим мнением о завершающемся сегодня кинофестивале в беседе с нашим корреспондентом поделился известный режиссер, сценарист и продюсер Ермек Шинарбаев, чьи работы получили широкую известность, признание и престижные награды не только в нашей стране, но и за ее пределами . - Ваш первый фильм - экранизация одного из лучших творений казахской прозы 20-х годов - рассказа М. Ауэзова «Красавица в трауре». Расскажите, пожалуйста, почему Вы, тогда еще начинающий режиссер, решили обратиться к прозе казахского классика? - «Картина «Красавица в трауре» была моей дипломной работой. Я помню, мой первый авторский сценарий для дипломной работы во ВГИКЕ педагоги отвергли с таким презрением, что я был просто ошарашен. Но сейчас я понял: какое счастье, что тогда мне не дали снять эту ерунду и заставили поднять планку. Прежде всего, требовательности к себе. А тогда подруга сказала мне: «Что ты морочишь голову, ведь есть проза Мухтара Ауэзова, это самое большое богатство, что есть в казахской культуре». Да, из такого наследия только черпать и черпать, на таких образцах надо учиться всем нам. Помню, что, закончив эту картину и пережив все свои творческие искания, я пришел к выводу, меня потрясшему: ведь поначалу я был в двух шагах от пропасти. Сделать дипломную работу по какой - то ерунде, потратить время и силы - означало навсегда сломать себе жизнь, пойти по неверному пути. В то же время, моя первая картина произвела тогда неоднозначное впечатление на общественность. Академия наук Казахстана собралась специально для того, чтобы уничтожить этот фильм, 5 часов в Доме кино сидели практически все академики, 5 часов люди говорили об этой картине, никто не выходил даже покурить... Я сидел в первом ряду, на меня кричали, а я был счастлив, ведь это значило, что картина удалась. На нынешнем фестивале снова показывают «Красавицу», значит, она продолжает жить. - Ермек Бектасович, что отличает нынешний кинофестиваль «Евразия», который впервые проходит в нашей юной столице Астане, чем он Вам запомнится? - Я работал на всех пяти фестивалях «Евразия», но впервые на этом фестивале я, наконец, получил возможность немножко порулить. Мы заставили поменять формат фестиваля. Хватит проводить фестиваль, где на первом месте чужое кино, давайте сделаем постоянным фестиваль, где на первом месте наше, отечественное кино. И оказалось, что мы были абсолютно правы. Все говорят, что «фестиваль стал уникальным, нигде в мире нет такого фестиваля, где можно увидеть кино стран Центральной Азии». Если наш кинофорум сохранит эту позицию, то я думаю, что через некоторое время другие страны, находящиеся вокруг нас в Азии, будут просить о возможности участия в фестивале «Евразия». То есть, мы можем стать очень мощным мировым центром кино - благодаря этому фестивалю. Астанинская публика стоит в очереди, чтобы попасть на наши, отечественные кинофильмы, это не может не радовать, значит, мы находимся на пороге новых позитивных перемен в отношении к казахстанскому кино. Справка Казинформа: Е.Шинарбаев родился 24 января 1953 г. в Алма-Ате. В 1974 г. окончил актёрский (мастерская Б. Бабочкина), в 1981 г. — режиссёрский (мастерская С. Герасимова) факультеты ВГИКа. С 1974 г. работает на киностудии «Казахфильм»: начинал актёром, ассистентом режиссёра, с 1981 г. — режиссёр-постановщик. В 1989—1996 гг. — художественный руководитель объединения «Алем». В 1996—1997 гг. — директор Национального продюсерского центра в Алматы. В 1998 г. организовал (совместно с Ж. Аубакировой) музыкальное агентство «Классика». Заслуженный деятель искусств Казахстана (1997).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |