|
|
|
15.09.2008 METRO ищет себе место в Казахстане Поддержка со стороны административного ресурса поможет немецкому ретейлеру закрепиться на казахстанском рынке
В начале сентября немецкая METRO Cash & Carry (входит в Metro Group) и правительство Казахстана объявили о подписании инвестиционного соглашения. Таким образом, на казахстанский рынок выходит один из влиятельнейших игроков в мировом ретейле. Вряд ли процесс освоения рынка будет беспроблемным: как и в других странах СНГ, компанию может встретить противодействие местных игроков, на которое наложится падение спроса со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ) - целевой аудитории зарубежного ретейлера. Но если METRO удастся заручиться поддержкой административного ресурса на высшем уровне, то вхождение на рынок может пройти менее болезненно, чем это было в других странах СНГ. Drang nah OstenК движению на Восток METRO подталкивает экономическая конъюнктура. Торговые центры группы работают в 29 странах. Выручка METRO Group за первое полугодие 2007 года выросла на 7% и составила 31,7 млрд евро. При этом в Восточной Европе рост составил 14,4%, достигнув отметки в 6 млрд евро. Соответственно компания уделяет особое внимание развитию бизнеса в этом регионе. В Россию она вышла еще в 2001 году, в Украину - в 2003−м. Теперь пришел черед Казахстана. «Стремительная динамика экономического роста, особенно динамика развития гостиничного сектора, бизнеса предприятий общественного питания и сферы услуг, продемонстрировали нам гигантский потенциал Казахстана для развития бизнеса мелкооптовой торговли… Именно развитие предприятий малого и среднего бизнеса в Казахстане явилось для компании ключевым фактором при принятии решения о выходе на рынок республики», - пояснила «Эксперту Казахстан» руководитель отдела правительственных и внешних связей российского ООО «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева. В планах METRO - открытие в Казахстане 10-15 торговых центров (ТЦ). Ожидается, что первый из них начнет работу летом следующего года в Астане, затем компания выйдет на рынок Алматы. Как пояснила Для начала ретейлер займется получением необходимых лицензий и подбором земельных участков. По словам «Мы видим ряд трудностей»Как сложатся отношения METRO с местными игроками - вопрос сложный. В METRO отдают себе отчет в том, что процесс вхождения в Казахстан не будет гладким. «Мы видим ряд трудностей, с которыми столкнется METRO Cash & Carry при выходе в Казахстан. Прежде всего нам необходимо будет выстроить тщательно налаженную систему логистики, что нам видится достаточно непростой задачей ввиду территориального разброса месторасположения наших потенциальных поставщиков и мест производства. Также достаточно непростым аспектом обладает процесс подбора земельных участков с выгодным для нас месторасположением и по приемлемым ценам. Тем не менее мы знали об этих сложностях, когда принимали решение о выходе на рынок республики, и мы уверены, что справимся с поставленной задачей», - заверила Оксана Токарева. В компании рассчитывают, что концепция бизнеса мелкооптовой торговли METRO «не имеет Действительно, размеры группы и размах ее бизнеса вполне позволят поддержать казахстанские подразделения на наиболее трудном первоначальном этапе. Что касается проблем с местными властями, то тут у METRO есть шанс избежать больших сложностей. В отличие от России и Украины в Казахстане местные администрации не отделены от системы госорганов власти, акимы городов назначаются Ак ордой. Таким образом, контроль над главами городских администраций со стороны центра значительно сильнее, и все будет зависеть от того, сумеет ли METRO договориться о поддержке на республиканском уровне. Пока правительство заявило о поддержке проекта. «Мы отнеслись с воодушевлением к решению METRO Cash & Carry начать свой бизнес в Казахстане», - заявил министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник. Егор Богданов, автор «Эксперт Урал»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |