|
|
|
17.09.2008 Сотрудничество приграничных регионов Казахстана и России развивается по новым направлениям - интервью
МОСКВА. 17 сентября. КАЗИНФОРМ. /Арнур Рахымбеков/ - В канун предстоящего саммита руководителей приграничных регионов Казахстана и России в Актобе корреспондент Казинформа взял интервью у Сергея Шубнякова, заместителя директора департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития Российской Федерации, являющегося заместителем председателя российской части межправительственной комиссии по сотрудничеству между РФ и РК. - Сергей Константинович, каково текущее состояние и ближайшие перспективы экономического взаимодействия России и Казахстана? - Во-первых, Россия и Казахстан страны - стратегические партнеры, которые ставят перед собой очень похожие цели: переход к «экономике знаний», кардинальное повышение конкурентоспособности экономики, которое выражается не только в высоких темпах экономического роста, но и в достойном уровне и качестве жизни населения. Показательно, что свой первый официальный визит президент Российской Федерации Дмитрий Медведев совершил в Казахстан. О степени взаимодействия в экономической сфере наглядно говорят показатели развития взаимной торговли. В 2007 году товарооборот между Россией и Казахстаном увеличился на 29,4% по сравнению с 2006 годом и его объем составил 16576,6 млн. долл. США. В январе - июне 2008 года объем взаимной торговли по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 27,8% и составил 9633,0 млн. долл. США. Российский экспорт вырос на 20,2% (до 6477,0 млн. долл. США), а импорт из Казахстана - на 46,9% (до 3156,0 млн. долл. США). Хотел бы подчеркнуть, что активно развивается инвестиционное сотрудничество. В Казахстане работает более одной тысячи совместных предприятий в различных отраслях экономики. Реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, атомной промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве и химической промышленности. Важным является развитие сотрудничества в наукоемких отраслях, в том числе в космической сфере. Объем прямых инвестиций из России в Казахстан в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился в 3 раза и достиг 751,2 млн. долларов США (по данным Национального банка Республики Казахстан). Большие возможности по реализации приоритетных совместных проектов предоставляет деятельность Евразийского банка развития (ЕАБР), созданного Россией и Казахстаном в 2006 году. В настоящее время на рассмотрении ЕАБР находится свыше тридцати проектов на общую сумму более восьми млрд. долл. США. Согласно утвержденному плану развития ЕАБР, общая сумма участия банка в инвестиционных проектах к 2010 г. составит более пяти млрд. долл. США. Среди финансируемых проектов - добыча урана в Казахстане совместным предприятием «Заречное», развитие предприятия «Экибастузская ГРЭС - 2», разработка месторождения хромитов по проекту «Восход» (Казахстан). В 2007 году приняты программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2008-2011 годы, сотрудничества приграничных регионов двух стран на 2008-2011 годы и гуманитарного сотрудничества на 2007-2010 годы. Это говорит об одном: мы четко знаем направления и конкретные проекты, которые будем реализовывать в среднесрочной перспективе. Эффективным механизмом в области внешнеэкономических связей является деятельность Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, на которой рассматривается практически весь спектр вопросов торгово-экономического, гуманитарного и научно-технического сотрудничества. В поле зрения Комиссии - реализация Плана совместных действий Казахстана и России на 2007-2008 годы и договоренностей, достигнутых в ходе Форума руководителей приграничных регионов России и Казахстана с участием глав наших государств. В рамках Комиссии по основным направлениям сотрудничества действуют подкомиссии - по приграничному сотрудничеству; по транспорту; по межбанковскому и инвестиционному сотрудничеству; по военно-техническому сотрудничеству; по комплексу «Байконур». На встрече сопредседателей Комиссии 23 августа текущего года в Астане принято решение о создании новой Подкомиссии по сотрудничеству России и Казахстана в области топливно-энергетического комплекса. - Какое значение имеет приграничное сотрудничество двух стран? Насколько известно, в формате предстоящего саммита обе стороны намерены выйти за пределы традиционного понимания «приграничных» регионов. Так, в Актобе ожидается приезд губернатора Санкт-Петербурга, главы Татарстана… - Безусловно, приграничное сотрудничество имеет особое значение. Ведь протяженность российско-казахстанской государственной границы, которая является самой длинной в мире, составляет 7,5 тыс. км. Приграничная территория двух стран охватывает двенадцать регионов с российской стороны и семь областей - с казахстанской. На долю приграничных регионов России и Казахстана приходится около 40% общего объема товарооборота двух стран, который вырос с 3,6 млрд. долл. США в 2004 году до 6,5 млрд. долл. - в 2007 году. Вопросы взаимодействия приграничных регионов рассматриваются в рамках соответствующей Подкомиссии. Традиционным стало ежегодное проведение Форума приграничных регионов России и Казахстана. О значимости этого мероприятия говорит участие в нем президентов двух стран. В этом году форум состоится 21-22 сентября 2008 г. в казахстанском Актобе, и его темой станут «Инновации и высокие технологии». Выбор темы не случаен и говорит о перспективах развития сотрудничества наших стран не только в традиционных отраслях, таких, как ТЭК, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, но и в отраслях, которые определяют завтрашний день. Кроме того, вы правы: действительно расширяется число российских регионов, заинтересованных в торговле с Казахстаном. Безусловно, это позитивная тенденция. - Россия и Казахстан - инициаторы экономической интеграции на постсоветском пространстве, локомотивом которой является Евразийское экономическое сообщество. Какие интеграционные проекты в рамках ЕврАзЭС получают конкретное наполнение? - Развитию интеграции способствуют потенциально весьма емкий рынок государств-членов ЕврАзЭС, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи. При формировании правовой базы ЕврАзЭС большое значение имеет разработка пакета договоренностей, направленных на активизацию взаимного инвестиционного сотрудничества. Исходя из этих соображений, в рамках ЕврАзЭС проводится активная работа по завершению согласования проекта соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС. По нашему мнению, для ускорения интеграционных процессов целесообразно не смещать приоритеты с чисто торговых на экономические и инвестиционные, а сделать эти процессы многовекторными. Первым шагом к возможному появлению интеграционных проектов может стать разработка межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС (МЦП). Сегодня начата работа по подготовке МЦП «Инновационные биотехнологии», ведется работа над проектами концепций МЦП «Укрепление и обустройство внешних границ государств-членов ЕврАзЭС», «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, а также других зон радиоактивного загрязнения», «Повышение оснащенности агропромышленных комплексов, гидромелиоративного и дорожного хозяйств государств-членов ЕврАзЭС на основе организации производства и лизинга современных видов техники, производимой в странах Сообщества», «Создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС», рассматривается инициативное предложение о разработке МЦП «Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС». В целях активизации интеграционных процессов в реальном секторе экономики в 2002 году создана ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС». Итоги работы ассоциации показывают, что ей удалось объединить в своих рядах десятки крупных предприятий, банков, компаний и фирм, провести ряд представительских мероприятий по тематике ЕврАзЭС, донести информацию о потенциале Сообщества до деловых кругов государств-членов ЕврАзЭС. Потенциал ассоциации «Деловой совет ЕврАзЭС» мог бы быть задействован для углубления взаимодействия сторон в реальном секторе экономики, в частности, при реализации МЦП. - На каком этапе находится процесс образования Таможенного союза? - Как известно, в конце января 2008 года в Москве главами трех государств - России, Беларуси и Казахстана был подписан пакет международных договоров, включающий девять документов, образующих договорно-правовую базу будущего Таможенного союза. В частности, подписаны соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, о вывозных таможенных пошлинах в отношении товаров, поставляемых в третьи страны, а также о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Ранее, в октябре прошлого года главами этих государств на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС - высшем органе Таможенного союза были приняты три основных - базовых документа, определяющих структуру и механизм присоединения к данному интеграционному объединению других государств. Таким образом, с определенной долей уверенности можно констатировать, что работа по базовым документам, формирующим правовую основу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в основном завершена. В настоящее время работа по созданию Таможенного союза осуществляется в соответствии с утвержденным Высшим органом Таможенного союза Планом действий по формированию союза в рамках Евразийского экономического сообщества на 2007-2010 годы. В целях детализации поэтапного создания Таможенного союза в апреле текущего года утверждены Мероприятия по реализации указанного Плана действий, который должен быть утвержден главами правительств на очередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС. Данный документ предусматривает необходимость дополнительной разработки и принятия еще целого ряда международных договоров, ведущих к созданию полноценной договорно-правовой базы Таможенного союза, а также предложения по организации указанной работы. Предстоит также продолжить унификацию перечней товаров, подлежащих квотированию и лицензированию, разработку и введение единых санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических мер и технических регламентов. Планируется разработка документа по унификации условий выдачи лицензий по группам товаров, подлежащих лицензированию. Важнейшим направлением в работе по созданию Таможенного союза является формирование Базового перечня Единого таможенного тарифа, уровень унификации которого в настоящее время составляет свыше 60% при не менее 95% согласно сложившейся в рамках ВТО практике. Уже в этом году планируется поднять этот уровень до 80 %. В этой связи хотелось бы отметить, что недавно, в июне 2008 года, утверждено Положение о принципах и порядке формирования Единого таможенного тарифа Таможенного союза и одобрен проект Положения об условиях изменения ставок ввозных таможенных пошлин, включенных в Базовый перечень Единого таможенного тарифа (в период его формирования), который вносится на очередное заседание высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств. Другие государства ЕврАзЭС - Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, - в ходе реализации Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества определятся со сроками присоединения к документам «тройки», имея в виду, что процесс присоединения будет проходить по мере готовности каждого государства в отдельности. - Спасибо за интервью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |