|
|
|
23.09.2008 Аннулировали регистрацию, потому что кандидаты дали неверные сведения о своих доходах.
ВЕДУЩИЙ: НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ В КАЗАХСТАНЕ СТАРТОВАЛА АГИТАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ СЕНАТА. ОЗВУЧЕННЫЕ НЕДАВНО ЦИФРЫ ПО ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ ПРЕТЕРПЕЛИ НЕБОЛЬШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ УЖЕ ПОСЛЕ РЕГИСТРАЦИИ НЕСКОЛЬКО ПРЕТЕНДЕНТОВ ЛИШИЛИСЬ ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ ИЗ-ЗА НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ИХ ДЕКЛАРАЦИИ О ДОХОДАХ - КАК ВЫЯСНИЛИ ФИСКАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - НЕ СООТВЕТСТВОВАЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ АННУЛИРОВАЛИ РЕГИСТРАЦИЮ. О ПРОЦЕДУРНЫХ НЮАНСАХ ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ, ИНТЕРЕСЕ К НИМ СО СТОРОНЫ ЗАРУБЕЖНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЯХ АГИТАЦИОННОЙ КАМПАНИИ МЫ ПОПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦЕНТРИЗБИРКОМА КУАНДЫКА ТУРГАНКУЛОВА. ЕГО СОБЕСЕДНИК - ЖУРНАЛИСТ ДАНИЛ МОСКАЛЕНКО. ДАНИЛ МОСКАЛЕНКО: - Куандык Турганкулович, завершилось выдвижение кандидатов и по первоначальным данным, которые мы имели, наибольшее количество выдвинутых кандидатов было в ЮКО, Алматы и Астане. После регистрации что-то изменилось, насколько острой будет борьба? КУАНДЫК ТУРГАНКУЛОВ, председатель ЦИК РК: - По состоянию на 20 сентября текущего года в предвыборной борьбе участвует 45 кандидатов в депутаты Сената Парламента РК. За истекшую неделю 5 кандидатов сняли свою кандидатуры по личным заявлениям, и по одному кандидату областная комиссия отменила решение о регистрации. На сегодняшний лень наибольшая конкурентность имеет место по Астане - 5 человек, и по Кызылординской - 4 человека. Думаю что конкурентная борьба будет достаточно во всех регионах острой. Депутатам маслихата предстоит, конечно, сделать ответственный и нелегкий выбор и если мы с вами попытаемся как-то ранжировать их мотивы то прежде всего депутаты маслихатов должны руководствоваться интересами общества и интересами населения региона и второе - учитывать волеизъявление избирателя. - Как выглядит партийное представительство кандидатов? - Значит из 45 зарегистрированных и занимающихся агитационной работой кандидатов - 20 это представители «Нур Отана», 1 - представитель партии «Ак Жол», 13 - беспартийных и 11 не указали свою партийную принадлежность. Как видите, не указавших свои партийные пристрастия - их 11 человек - достаточно много. Поэтому, я думаю, что спектр политических сил, участвующих в предвыборной агитации, достаточно широк. - Давайте теперь обсудим период, который предшествовал регистрации. Все кандидаты обязаны были задекларировать свои доходы, причем недостоверность представленных сведений грозила отстранением от предвыборной кампании. Были ли случаи отказа в регистрации по этой причине? - Да, два таких случая было. В Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях. Когда кандидаты, подав абсолютно все документы, которые требовались для регистрации, в том числе и справку о сдаче декларации в налоговые органе, были зарегистрированы. Но в последующем налоговые органы обнаружили в их декларациях несоответствие фактическому положению дел. И по этим двух кандидатам было отменено решение о регистрации. В данном случае избирательная комиссия поступила, следуя букве закона. Поясню. Законодательство о выборах не соизмеряет меру ответственности кандидата и количественные показатели несоответствия заполоненной декларации. Значит, если не задекларировал любую сумму, не указал кокой-то объект движимости или недвижимости, вне зависимости от стоимости - кандидат, согласно закона, не может далее претендовать на участие в предвыборной гонке. Можно, в принципе, считать, что это норма уж слишком репрессивна, но если говорить по большому счету, то в высшем законодательном органе должны работать люди законопослушные и честные. Вот лейтмотив этой нормы. - Каковы условия победы на выборах в Сенат? Достаточно ли для этого простого арифметического превосходства в голосах? И предусмотрена ли возможность второго тура? - Согласно статьи 9 конституционного закона «О выборах», если голосование проходит по более чем 2 кандидатам, то, значит, в этих ситуациях возможен второй тур, если мы в первом туре не получим кандидата, который получил абсолютное большинство, то есть 50% + 1 голос. Если мы в первом туре не смогли избрать, то во втором туре выборщики будут голосовать по двум кандидатам. В бюллетень будут внесены два кандидата, которые получили относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами и если - ситуация такая возможна - голоса разделились поровну между всеми кандидатами или между двумя кандидатами (минимальное количество участников) разделились поровну, то тогда назначаются повторные выборы. - Куандык Турганкулович, выборы в Сенат проводятся косвенным голосованием - судьбу кандидатов будут решать депутаты маслихатов. Будет ли у них выбор - голосовать электронным способом или посредством бумажных бюллетеней? - Мы на выборах депутатов Сената автоматизированную систему «Сайлау» не разворачиваем. Причины у нас две. Первая причина: всё-таки основной задачей автоматизированной систему «Сайлау» является ускорение обработки большого массива данных и ускоренная их передача в центр. В данном случае эта задача неактуальна. 3335 бюллетеней будут подсчитаны в течении дня, итоги подведены в течении дня, и мы на центральном сервере будем иметь итоги голосования по всем областям. Ну и вторая существенная причина - это экономия бюджетных средств. - Агитация. Давайте поговорим об этом. Какие информационные возможности предоставлены кандидатам для презентации своих предвыборных программ? - Агитационная компания началась с 14 сентября текущего года и завершится в 12 часов 2 октября. Кандидатам в депутаты Сената предоставляется широкая возможность для проведения агитации в СМИ, как в региональных, так и на республиканском уровне. При этом государство гарантирует каждому кандидату какой-то минимальный набор агитационной работы. Это суммарно 260 000 тенге. Но, как мы понимаем, 260 000 - не очень большая сумма и они рассчитаны у нас по прайс-листам областных и региональных СМИ и мы даем эту сумму. Я думаю, что это вполне логично, поскольку кандидат в депутаты Сената агитирует выборщиков и население регионов, то есть ему по идее сподручнее и удобнее будет работать среди регионального населения, но при желании кандидат имеет право выступить в СМИ республиканских. Здесь расценки выше, но для этого кандидату в депутаты Сената предоставлена возможность сформировать свой избирательный фонд в сумме 8,5 миллионов тенге - достаточно солидная сумма, которой он может рассчитаться за услуги республиканских СМИ. Сейчас на региональном уровне в областях и городах местные исполнительные органы предоставляет помещения кандидатам для встреч с избирателями и выборщиками и я думаю у всех кандидатов есть возможность довести свою программную задачу до выборщиков, до населения региона и в целом до общества. Задача же наша - обеспечить абсолютно равные условия. - Куандык Турганкулович, какая складывается ситуация по наблюдателям? Насколько велик интерес к выборам в Сенат со стороны иностранных организаций, которые занимаются мониторингом выборных процессов? - Выборы депутатов Сената - это косвенные выборы. Как правило, и практика это доказывает, международные организации особого интереса к косвенным выборам не проявляют, их больше интересуют прямые выборы. Тем не менее, сетовать на отсутствие интереса мы не можем, потому что ещё в 2005 году у нас принимало участие в наблюдении 52 международных наблюдателя. В текущем году мы 16 августа уже номинировали 5 международных наблюдателей от СНГ. Подтвердили свое желание участвовать в мониторинге эксперты и международные организации - это Парламентская Ассамблея Совета Европы, исполком СНГ и Парламентская Ассамблея СНГ. - И последний вопрос. Куандык Турганкулович, в заключение нашей беседы не могу не спросить Вас об изменении формулы выборов в Мажилис. Президент, выступая на открытии парламентской сессии, сказал, что в нижней палате Парламента должно быть представлено не менее двух партий, даже если семипроцентный барьер на выборах сможет преодолеть только один участник. Очевидно для реализации этого положения потребуются изменения в Закон о выборах. Когда это может быть сделано? - В данном случае мы считаем, что это совершенно необходимая и объективная норма, поскольку в республике партийное строительство продолжается и это очень непростой процесс, длительный по времени. Что касается того, как мы внесем эти рекомендации в законодательство о выборах, то мы уже в течении полутора лет - совместно с ОБСЕ и политическими партиями - обсуждаем пакет предложений, который учитывал спектр мнений буквально всего общества, всех политический партий и общественных объединений. Мы уже провели несколько круглых столов, рабочих групп с участием экспертов ОБСЕ. Пакет предложений на сегодня сформирован и передан в Министерство юстиции, которое является разработчиком этого законопроекта и в этом пакете есть наше предложение - организаторов выборов - о том, как реализовать механизм, предложенный Президентом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |