|
|
|
24.09.2008 Шелковый туризм Проект восстановления Великого шелкового пути поможет развитию туристической индустрии Казахстана, говорит в интервью «&» Евгений Никитинский, председатель Комитета индустрии и туризма Министерства туризма и спорта. В результате, по подсчетам министерства, в республику ожидается ежегодный приток миллиона туристов. Евгений Сергеевич, раскажите об основных инициативах, прозвучавших на III форуме мэров городов Великого шелкового пути? - Для начала напомню, что первый форум состоялся в Узбекистане в 2006 году, а второй прошел в Китае в 2007-м. В этот раз на встречу в Алматы 3 сентября приехали мэры 27 стран. Помимо государств-участников были также представители ООН, Всемирной туристической организации, Фонда глобальной инфраструктуры, отечественные, европейские, американские бизнесмены и туроператоры. В следующий раз градоначальники соберутся в Южной Корее. По инициативе центральноазиатских стран планируется восстановить Великий шелковый путь, то есть объединить их территории единой туристической магистралью. Сегодня иностранный турист за короткий промежуток времени хочет посетить как можно больше стран Азии. Но в этом вопросе существует много препон, в первую очередь это разрешительные процедуры. Поэтому одной из инициатив форума стало введение единой разрешительной въездной визы для путешествия по 5 странам Великого шелкового пути - Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану, Туркменистану. Она будет приравнена к сумме визовых тарифов всех стран, то есть стоимость останется прежней, но оформление документов будет единым. Министерство туризма Казахстана в этом случае выполняет свою задачу: развить тот участок Великого шелкового пути, который находится на территории нашей страны. Для этого мы намерены привлечь много крупных компаний, которые сделают путешествие по стране не только интересным, но и комфортным. Например, мы планируем работать с отечественными туроператорами «Туран Азия», «Жибек Жолы» и всемирно известной туристической компанией Marco Polo. Хочу сказать, что министр туризма и спорта Казахстана Темирхан Досмухамбетов выступил с инициативой создания проекта международного морского туризма по Каспийскому морю «Каспий - море дружбы», в котором Каспий рассматривается как морское продолжение Великого шелкового пути, и прикаспийские страны готовы поддержать эту идею. - Какие объекты на территории Казахстана привлекут наибольшее количество туристов после восстановлении Великого шелкового пути? - Те, которым мы сейчас уделяем наибольшее внимание. Это международный туристический центр «Жана Или» на побережье Капшагайского водохранилища, этнографический комплекс ЮКО, историко-культурный музей и парк археологических памятников в Отрарском районе Южно-Казахстанской области, деревня паломников в Туркестане, свободная экономическая зона международного туристического центра «Борабай» и город нового тысячелетия «Актау Сити», а также туристический центр «Кендерли» на побережье Каспийского моря. - Какова стоимость этих проектов? - Строительством «Жана Или»» занимается американская компания Eight Wonder. Стоимость объекта - $3,5 млрд., сдача в эксплуатацию запланирована на 2013 год. Но после того как акимат Алматинской области дополнительно выделит запланированные 11 тыс. га, сумма возрастет до $19 млрд. «Актау Сити» будет возведен в течение 10 лет, он обойдется инвестору (пул арабских компаний) в $20 млрд. Что касается центра «Борабай», то он стоит примерно $10-15 млрд., но, думаю, с природоохранными мероприятиями его стоимость вырастет как минимум в 2 раза. Строительством занимается «Боровое туризм сити», учредителями которой являются турецкие, отечественные и российские компании. О «Кендерли» могу сказать, что им занимаются арабские инвесторы, в частности из Бахрейна, Кувейта и ОАЭ, затраты на строительство составляют $15 млрд., срок сдачи - 2015 год. - Какова общая стоимость застройки казахстанского отрезка Великого шелкового пути и ожидаемая ежегодная прибыль? - Скажу сразу, что из государственного бюджета деньги будут выделены только на подведение коммуникаций к туристическим объектам: канализации, водоснабжения и электроэнергии. На это планируется потратить около 15 млрд. тенге, что, в принципе, немного для проекта такого масштаба. Минтранском в свою очередь намерен в течение трех лет построить автомобильные дороги Великого шелкового пути, а срок строительства туристических объектов - уже дело инвесторов, поскольку они и будут вкладывать деньги. Возведение туристических объектов планируется за счет средств, привлеченных от финансовых институтов и частного бизнеса. Мы уже предложили поучаствовать в проекте Евразийскому банку, Банку развития Казахстана, «Казыне», а также иностранным банкам, имеющим филиалы в Казахстане. Переговоры с ними продолжаются, но у нас есть весомый аргумент. При ООН есть структура, которая способствует продвижению коммерческих проектов во всех отраслях экономики, так вот, проект восстановления трассы Великого шелкового пути входит в спектр ее деятельности. И если сейчас ООН порекомендует банкам участвовать в этом проекте, то они вряд ли откажутся. По поводу прибыли сейчас сложно что-либо сказать. 10% прибыли турцентра «Жана Или» будет принадлежать государству, и 90% - инвесторам. После того как инвестор покроет свои расходы и получит планируемую прибыль, он, скорее всего, перепродаст свою долю отечественным бизнесменам. По «Борабаю» дела обстоят чуть сложнее, сначала необходимо выполнить все природоохранные требования, а потом уже приступать к стройке. Согласно подсчетам министерства, мы должны выйти по посещаемости на миллион туристов в год, и если каждый из них во время тура по казахстанской части Великого шелкового пути потратит в среднем $500, то ежегодный доход составит $500 млн. - А будет ли в этом проекте участвовать МСБ? - Министерство туризма и спорта совместно с Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством индустрии и торговли намерено максимально задействовать отечественный бизнес в новом проекте. Для страны сегодня важен неиссякаемый поток туристов, но без сотрудничества с предпринимателями эта задача становится невыполнимой. Я уже говорил, что мы будем работать с крупными участниками международного туристического рынка, но малый и средний бизнес не менее важен, поскольку он обеспечивает сервис. Компании МСБ могут построить кемпинги, гостевые дома, магазины, рестораны, организовать круизы по Каспийскому морю и пр. Частные компании, к примеру, уже принимают участие в реконструкции городища Отрар и духовно-культурного центра в Туркестане. Кроме того, трасса Великого шелкового пути обеспечит тесное сотрудничество между предпринимателями стран, участвующих в этом проекте. Думаю, центральноазиатские государства в свою очередь будут заинтересованы в оптимизации таможенных процедур по перевозке товаров по Великому шелковому пути, поскольку это позволит увеличить товаропоток между нашими странами. - А как сегодня обстоят дела с игорными зонами? - Строительство отелей на Капшагае уже ведется полным ходом. А поскольку согласно международной практике большинство казино располагаются на территории гостиничных комплексов, то можно надеяться, что скоро игорный бизнес получит помещения. Выдачей лицензий на игровую деятельность занимается Министерство туризма и спорта, но после одобрения проектов акиматами области. Строительство игорной зоны в Боровом еще не началось, потому что не завершена повторная экологическая экспертиза, и пока я не могу назвать точное время, когда проект стартует.
Ксения Бондал
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |