|
|
|
Источник: Сайт газеты «Вечерний Алматы» (www.vecher.kz/)
26.09.2008 Встал поутру - приведи в порядок свою планету
К одной из злободневных проблем современности, пожалуй, можно отнести вопросы экологии. То, что столь животрепещущая тема всерьез волнует жителей города, показали в минувшую пятницу многочисленные телефонные обращения наших читателей На вопросы алматинцев отвечали начальник отдела экологической инспекции города Алматы Бейбут Бакуадинович ДЮЙСЕНОВ и специалист по связям с общественностью Серик Жаунбаевич АМАНТАЕВ
Сжигать листву запрещено
Степан Никифорович БАЧУРИН, пенсионер: - Приветствую вас! Спасибо, что нашли время для общения с нами, алматинцами. Я звоню вам и хочу высказать признательность за то, что вы стараетесь преобразить наш город. Хотя Алматы просто кишит автомашинами, в качестве компенсации специалисты-экологи уделяют большое внимание зеленым насаждениям. Это говорит о том, что мы не утратили славу города-сада. И еще заметил, что раньше листву сжигали прямо на городских улицах, а сейчас это безобразие прекратилось. Молодцы, ребята! Значит, что все-таки определенных результатов вы уже добились?
Бейбут ДЮЙСЕНОВ: - Здравствуйте, Степан Никифорович! Результатов мы добились не только своими силами. Вместе с нами работают и районные акиматы, санитарно-эпидемиологическая служба, участковые, полиция, ДВД, КСК, словом, это комплексный подход всех служб в соответствии с "Правилами благоустройства территорий города Алматы". Большую пользу в вопросах экологического воспитания приносит и разъяснительная работа. Вы правильно заметили - сегодня сжигание листвы не допускается. Ликвидировать данное явление помогли частые рейдовые проверки.
Капитолина Асфендияровна МУХАРЯПОВА: - Здравствуйте, сейчас мне уже более 70 лет, 45 из которых отданы сельскому хозяйству, по профессии я агроном. Не сочтите за грубость, но все же хочу высказаться. В последние годы в Алматы землю, на которой растут зеленые насаждения, осенью стали очищать от листьев, их собирают, а потом вывозят. Считаю такое обращение элементарной безграмотностью либо безответственным отношением. Согласитесь, данная мера приводит к нарушению почвообразовательного процесса - микрофлора почвы голодает, исчез дождевой червь, который питается только листопадом и формирует гумус. Приходилось наблюдать, как листву сгребают под деревьями, а ночью ее сжигают, повреждая при этом их корневые шейки. Да и воздух насыщается дымом. Меня интересует, откуда взялась эта методика, кем утверждена?
Серик АМАНТАЕВ: - Добрый день, спасибо вам за звонок. Вы знаете, я тоже коренной алматинец, нахожусь на пороге пенсионного возраста. Я не полностью с вами согласен в том, что листья вывозят. Вы представляете, какой объем листвы нужно собрать, транспортировать и захоронить. Между тем частично эта работа проводится, но, акцентирую ваше внимание, только при очистке арычных сетей. Если вы вдруг увидите, что листву сжигают, или столкнетесь с другими нарушениями, звоните в алматинскую городскую экологическую инспекцию по телефону 272-10-78 или обращайтесь в ее районные подразделения.
Валентина ШУВАЛОВА:
- На днях убирала в своем огороде. Едва подожгла кучу с мусором, да это даже не мусор был, а просто листья, высохшие небольшие веточки, как вдруг соседка из-за забора кричит, что вышел закон, запрещающий наводить, таким образом порядок у себя во дворе. Помилуйте, что нам теперь делать с опавшими листьями? Раньше-то мы их сжигали - и ничего, лучше бы с выхлопными газами автомобилей боролись!
Б. Д.: - Вы знаете, Валентина, действительно, сжигать листву в пределах мегаполиса запрещено. Мой вам совет: создайте место для компостной ямы и заполняйте ее. Поверьте, содержимое компостной кучи - очень полезное для вашего сада и огорода удобрение. И, напротив, вдыхание образующихся от сгорания листвы продуктов приводит к онкологическим заболеваниям. Что касается выхлопных газов транспортных средств, то здесь вы абсолютно правы - это бич города. Более того, Валентина, скажу вам, что сегодня на дороги Алматы ежедневно выезжают около 700 тысяч единиц автотранспорта, которые и загрязняют воздушный бассейн мегаполиса на 90 процентов.
Форменное безобразие
Валентина ШУВАЛОВА:
- Вы произнесли пугающую цифру. Расскажите, пожалуйста, подробнее о состоянии воздушного климата, о том, как вы боретесь с загрязнением воздуха. Чем мы, простые жители, дышим?
Б. Д.: - Алматы действительно относится к городам с высоким уровнем загрязнения. Валентина, думаю, что сухие цифры вам, только если вы не специалист, ничего не скажут. Тем не менее попробую объяснить. Индекс загрязнения атмосферы за истекшие полгода составил 12,6 при норме 5 единиц. В прошлом году он был на отметке 12,05. Средняя концентрация формальдегида составила 4,3 предельно допустимого коэффициента (ПДК), диоксида азота и взвешенных веществ (в быту мы их называем пылью) - 2,7 ПДК, оксида углерода - 1,1. То есть максимальные из разовых концентраций оксида углерода и диоксида азота превышали 3 ПДК, пыль - 2, формальдегида - 1 ПДК. Все это свидетельствует о том, что данные вещества формируются и поступают в воздушный бассейн от выбросов автотранспорта. Между тем случаев экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха не зарегистрировано. На данный момент с 15 сентября по 15 октября проводится очередной ряд мероприятий по улучшению качества воздуха УДП ДВД, управлением транспортной инспекции. Во-первых, статистика показывает, что немало автомашин передвигается, превышая нормы токсичности. В отношении их, естественно, сотрудники дорожной полиции предпринимают определенные меры. В случае рецидивов принимается решение о постановке транспортного средства на штрафную стоянку. Инспекция транспортного контроля по городу Алматы проверяет автотранспортные предприятия города на соблюдение норм токсичности и дымности автотранспортных средств при выпуске их на линию. Для предотвращения выноса грязи со строительных площадок на улицы города управление государственного архитектурно-строительного контроля проверяет наличие и работу автомоек на всех строительных площадках. Также аким города Ахметжан Есимов поручил управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог разработать предложения по применению норм технического регламента о требованиях к выбросам вредных загрязняющих веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РК, утвержденных постановлением правительства РК № 1372 от 29 декабря 2007 года.
Поскольку еще одной острой проблемой остается качество автомоторного топлива, данным распоряжением осуществляется его контроль, который производит независимая организация "Органик".
Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды поручено организовать мониторинг качества автомоторного топлива, реализуемого с автозаправочных станций. А нам, Балхаш-Алакольскому департаменту экологии, необходимо провести проверку природоохранной деятельности крупных предприятий - загрязнителей атмосферного воздуха города.
Вся эта комплексная работа проводится по указанию акима города. Он указал на необходимость ориентировать всех, кто связан с потенциальным загрязнением воздушного бассейна, на ответственность перед жителями, перед городом и привести в соответствие с существующими нормами свою деятельность.
Денис: - Какие места в Алматы считаются самыми загрязненными?
Б. Д.: - Наиболее загрязнен район автомагистрали вдоль проспекта Райымбека. Здесь содержание формальдегида превышает допустимые нормы в 6 раз, диоксида азота и взвешенных веществ, то есть пыли, - в 3 раза.
Экологии нужно служить
Сергей АЛУЩЕВ: - Что вы предпринимаете для улучшения экологии города?
Б. Д.: - В городе реализуется ряд актуальных программ и природоохранных мероприятий. Перечислю некоторые из них. Это комплексная программа по оздоровлению экологической обстановки "Таза ауа - жанга дауа", "Программа развития особо охраняемых природных территорий до 2020 года", "Государственная программа развития города Алматы на 2003-2010 годы", "Программа озеленения парков и скверов". К тому же 29 августа текущего года акимом города было подписано распоряжение "О проведении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха города Алматы с 15 сентября по 15 октября 2008 года". Указание дано в целях усиления контроля всех городских служб, уполномоченных органов и ряда организаций за загрязнением воздушного бассейна нашего города. В том числе поставлены задачи и Балхаш-Алакольскому департаменту экологии. В частности, мы должны проверять предприятия, имеющие стационарные источники, так называемые крупные экозагрязнители. И мы уже приступили к проверкам.
С. А : - А если окажется, что они в результате своей деятельности загрязняют воздух, грозит ли им наказание?
Б. Д.: - В случае выявления нарушений мы будем принимать меры в соответствии с Экологическим кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. А это значит - применять к ним штрафные санкции, выдавать предписания в соответствии с требованиями экологических проектов. У нас имеется выездная лаборатория, позволяющая прослеживать и контролировать количество выбросов вредных веществ в соответствии с выданными разрешениями. То есть мы имеем объективное представление по конкретным источникам выбросов.
Акмарал САБУОВА: - Имеете ли вы право в случае нарушения законов экологии наложить запрет на работу предприятия? Это, наверное, не так-то легко?
Б. Д.: - У нас есть право применения штрафных санкций. Всего мы выставили нарушителям 179 штрафов на общую сумму 9 миллионов тенге. Сейчас рассматривается вопрос по приостановлению деятельности трех предприятий, на них готовятся иски в суд. Эти меры мы предъявляем, если нарушаются требования заключения государственной экологической экспертизы. В этих случаях мы вносим исковое заявление в суд для приостановления деятельности предприятия.
Зеленым легким - свежеее дыхание
Зауре МУХАМЕТКАЛИЕВА:
- В какой мере могут компенсировать экологический ущерб от строительства и избытка автотранспорта работы по озеленению? Хотелось бы узнать ваше мнение.
Б. Д.: - Конечно, одним озеленением проблемы мегаполиса не решить. Хотел бы обратить ваше внимание, что в целом на природоохранные мероприятия из местного бюджета на текущий год выделено 3,5 миллиарда тенге. Кроме того, все предприятия проводят работы по снижению своих мощностей. Одновременно надо сказать, что строительство и ввод в эксплуатацию развязок позволяет регулировать скоростной режим движения без пробок и задержек у светофоров. И это в определенной степени тоже влияет на оздоровление воздушного бассейна города.
Кроме того, принята городская программа "Малые реки Алматы". Сейчас повсеместно проводится работа по облагораживанию водоохранных зон. В это дело вкладываются серьезные финансовые средства. Для того чтобы привести в соответствие русла наших рек, очистить водотоки, природоохранные полосы прибрежных зон, предусмотрено 24 миллиарда тенге. В конечном итоге все это способствует оздоровлению воздушного бассейна города, очищению атмосферного коридора Алматы.
Действенные меры
Ольга ТЕН: - Достаточно посмотреть в сторону наших двух ТЭЦ и увидеть, как коптят их трубы. Наверное, и от других алматинских промышленных предприятий вреда не меньше.
Б. Д.: - Нельзя сказать, что алматинские предприятия "не вносят свою лепту" в загрязнение окружающей среды, но их у нас не так много. Однако если мы ориентируемся на финансовый и культурный центры страны, нам необходимо решать вопросы, связанные с загрязнением воздушного бассейна. И здесь я бы хотел отметить, что уже сегодня на всех производственных предприятиях действует ряд мер, направленных на воздухоочистные работы, разрабатываются экологические проекты, где предусматривается установление очистных сооружений и их модернизация, соответствующая современным требованиям, и наши ТЭЦ - не исключение. Хотел бы обратить ваше внимание на ТЭЦ-1, которая находится на ремонте. Дело в том, что она построена в 30-х годах прошлого века и практически изношена. Поэтому было принято решение провести здесь капитальный ремонт всего оборудования и до ввода ее в эксплуатацию приобрести современные технологические установки.
Бахыт: - Отражается ли на экологии частая застройка города?
Б. Д.: - Безусловно, при этом нарушается циркуляция воздуха, нарушается воздухообмен. Во-первых, одним из решений данной проблемы послужило то, что выше проспекта Аль-Фараби застройка высотными зданиями и комплексами запрещена. Во-вторых, дальнейшее развитие мегаполиса будет направлено в сторону Капшагая, где планируется создание промышленной зоны, поскольку Алматы в этом плане уже исчерпал свои возможности. Кроме того, значительное влияние на загрязнение воздушного бассейна нашего города оказывает и производственная инфраструктура, к которой относятся автовокзалы, являющиеся местом притяжения автотранспортных средств. Поэтому в перспективе все они будут перенесены и выведены на границы города. Также решено запретить движение автотранспорта по завершении строительства гондольной дороги от Медеу до Шымбулака.
Экология - вопрос нравственный
Айдар САПЖАРОВ: - Проводится ли вами какая-то работа по экологическому воспитанию горожан? Ведь, чтобы спрашивать и требовать, сначала нужно научить. Вы согласны со мной?
С. А.: - Вполне, вы знаете, Айдар, пусть звучит банально, но все же, по большому счету, "чисто не там, где убирают, а там, где не сорят", что зависит от общей культуры самого человека. В настоящее время ряд алматинских вузов выпускает специалистов-экологов. Когда я учился, такой специальности не было, работали лишь курсы и только факультативного характера. Востребованность экологов говорит о необходимости решения этого давно назревшего вопроса, время диктует свое, и я рад, что к нему стали серьезно относиться. Что касается непосредственно вашего вопроса, отмечу, что сотрудники нашего департамента систематически встречаются как со студентами, так и с профессорско-преподавательским составом вузов, учителями и учениками средних учебных заведений. Считаю, что экологическая проблема - прежде всего вопрос нравственный. И в этом смысле экологическое образование и просвещение несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Их проводниками могут и должны стать учебные заведения, где на базе основных предметов необходимо сформировать у подрастающего поколения прочную систему взглядов на взаимосвязь природы и общества, вооружить учащихся знаниями об охране окружающего их мира. Кроме этого в Алматы работают десятки экологических НПО, деятельность которых охватывает такие сферы, как экологическое образование, сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий, организация общественного контроля на местах. Они проводят экологические акции, выражают протест против экологически опасных видов хозяйственной деятельности некоторых предприятий и организаций. У нас в Алматы издаются красочный иллюстрированный журнал "Экология и общество", газета "Экологический курьер" и другие.
***
КСТАТИ
Знаете ли вы, что период разложения бумаги - 4-6 лет, одежды и обуви 8-10 лет; пластиковой бутылки - 100 лет, стекла - более 300 лет.
***
О нарушениях требований по охране атмосферного воздуха и пожарной безопасности сообщайте в городскую экологическую инспекцию по телефону 272-81-42 или в районные подразделения: Алатауский район - 253-09-25 Алмалинский район - 276-70-52 Ауэзовский район - 242-86-84 Бостандыкский район - 275-44-53 Жетысуский район - 279-46-10 Медеуский район - 293-93-17 Турксибский район - 234-07-35.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |