|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
27.09.2008 Чтобы небо было ясным
В последнее время из средств массовой информации мы узнаем об участившихся случаях авиакатастроф в различных странах, в том числе в ближнем зарубежье (Кыргызстане, России, Беларуси и других). Межгосударственный авиационный комитет свидетельствует, что за последнее десятилетие в СНГ 15 процентов всех авиакатастроф и аварий связаны с отказом систем самолетов и вертолетов. Гражданская авиация республики на сегодняшний день характеризуется большим износом парка воздушных судов, авиакомпании эксплуатируют устаревшую технику советского производства как на перевозках, так и на авиационных работах, за исключением аэропортов Астаны и Алматы. В настоящее время общее количество воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре, составляет 689 единиц, а процент их исправности варьируется в пределах 45—55 процентов. И если учесть, что заводы-изготовители установили назначенные ресурсы в 25—30 лет в зависимости от модификации, то предельные сроки эксплуатации самолетов заканчиваются в 2014—2016 годах. Сложившаяся ситуация не может не беспокоить пользователей услуг казахстанских авиакомпаний. Многие из пассажиров были свидетелями ситуаций, когда воздушное судно не допускалось к полету из-за технических неисправностей. Наряду с этим существует проблема оснащения наших аэропортов спецтехникой для обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа и грузов. В настоящее время воздушные гавани оснащены в основном спецтехникой и оборудованием выпуска 1970—1980 годов, которые серьезно изношены и предназначены главным образом для обслуживания самолетов советского производства. Высокая стоимость спецтехники и оборудования, недостаточные финансовые возможности не позволяют большинству аэропортов без внешних инвестиций произвести их обновление. Между тем в проекте республиканского бюджета на 2009—2011 годы предусмотрены 15,5 миллиарда тенге на строительство и реконструкцию инфраструктуры воздушного транспорта, а на модернизацию компаний отрасли на планируемый период финансы отсутствуют. Однако следует учитывать, что в случае непринятия мер по обновлению авиационного парка может возникнуть нехватка исправных воздушных судов в стране для удовлетворения возрастающего спроса на пассажирские перевозки. Необходимо напомнить, что при Министерстве транспорта и коммуникаций создано АО «КазАвиаЛизинг», которое непосредственно занимается вопросами модернизации гражданской авиации. Но у нас практически отсутствует информация о том, как работает эта компания, в каком направлении развивается и каковы ее перспективы. Мы не знаем, каков уставной капитал акционерного общества и достаточен ли он для того, чтобы привлекать иностранные займы в случае нехватки бюджетного финансирования. Учитывая вышеизложенную ситуацию, убедительно просим Премьер-Министра Карима Масимова предусмотреть в трехлетнем бюджете средства на модернизацию гражданской авиации.
Александр МИЛЮТИН, Ерболат АПСАЛЯМОВ, Валерий ДОСКАЛОВ, Светлана ФЕРХО, депутаты Мажилиса Парламента
Перевозки без альтернатив Руководство страны ведет большую работу по совершенствованию управления авиаперевозками и развитием аэропортов. Однако целый ряд действий и событий вокруг воздушной гавани «Костанай» не демонстрирует намерения повысить эффективность и безопасность авиаперевозок, сделать их удобными для клиентов. Во-первых, до сих пор остается неясным кто, когда и как будет реконструировать взлетную полосу. Бюджетные средства на эти цели в нынешнем году сняты под предлогом передачи объекта в концессию. Однако решения о передаче нет до сих пор, хотя накануне принятия трехлетнего бюджета, это надо знать определенно. Может быть попросту упущено время, когда ни частник, ни госструктуры ничего сделать не смогут. Кроме того, в результате очередного демарша авиакомпании «Эйр Астана» под предлогом загрузки столичного аэропорта сняты прямые рейсы Костанай — Франкфурт, Костанай — Ганновер. Костанайские пассажиры теперь вынуждены платить за полет до Франкфурта примерно на 25 процентов больше, чем при прямом рейсе. Маршрут же Костанай — Астана, как правило, оказывается переполненным, билетов нет на полмесяца вперед. К тому же, как и в ранее имевших место случаях, когда предпринимались попытки отмены этих рейсов, пассажиропоток из «Костаная» переориентируется на Челябинск и Екатеринбург. Из этих российских аэропортов билеты значительно дешевле и расположены они от областного центра существенно ближе, чем Астана. Свои сложности возникли и у пассажиров Караганды, которые также недовольны отменой рейса Караганда — Костанай — Франкфурт. Следует заметить, что наибольшие по численности немецкие диаспоры выехали в Германию из этих двух областей и соответственно чаще поездки граждан Казахстана и ФРГ — именно из названных регионов. Особенным является и то, что в большинстве своем это пожилые люди и семьи с детьми, для которых такие сложности, как ночные полеты и пересадки, затруднительны. Без сомнения они попросту перестанут летать в нашу республику. Я это утверждаю после бесед с ними и обращений ко мне, как члену Совета ассоциации немцев Казахстана. Еще об одном. Уже истекли все обещанные сроки замены на маршруте Костанай — Астана изношенных и маломестных АН-24 и F-50 на более современные, скоростные, комфортные и отвечающие требованиям безопасности самолеты. И последнее. Со слов так называемых «альтернативных перевозчиков» есть возможность организации рейсов авиакомпаний Казахстана, других стран СНГ и Германии, желающих связать аэропорт Костаная воздушными перевозками с немецкими городами. Однако им чинятся разного рода препятствия, что может также расцениваться как лоббирование интересов «Эйр Астаны» Все это вкупе вызывает недоумение и приводит к мысли, что аэропорт в результате подобных действий станет нерентабельным, то есть сейчас он искусственно подталкивается к статусу бесперспективного. Что последует за этим, можно только догадываться... Евгений АМАН, депутат Сената Парламента
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |