|
|
|
01.10.2008 «Все было ясно: вот тебе цель, вот - задача» Экс-глава Налогового комитета Нурлан Рахметов в интервью «&» рассказал о причинах своего увольнения, о результатах деятельности налоговых органов за период его правления и о делах, которые не успел закончить. - Нурлан Кусаинович, почему вы решили подать заявление об уходе? - В августе замначальника налогового департамента по Алматы Мирболата Нургалиева задержали с поличным при получении взятки. Я в это время был в отпуске, и когда мне об этом сообщили по телефону, я сразу сказал, что, как вернусь, сразу напишу заявление об уходе. 25 сентября я написал заявление, и сразу вышел приказ о моем увольнении. Дело в том, что в апреле 2006 года в органах налоговой службы был принят кодекс корпоративной этики. Согласно ему если ты назначил человека, который попался на взятке, то ты, как руководитель, несешь персональную ответственность как не справившийся с поручениями главы государства по борьбе с коррупцией. Несмотря на то, что Нургалиев работал в налоговых органах до того, как я стал председателем комитета, но был переназначен моим приказом в рамках ротаций, я несу ответственность за его действия. Совершенное правонарушение или преступление подчиненного бросает тень на руководителя. В этом принципе есть здравый смысл. Корпоративный кодекс не устраняет полностью коррупцию, но я был обязан подчиниться этому жесткому принципу. Руководство приняло мое заявление, хотя выразило некоторое сожаление. Мне было комфортно работать с моим руководством. Все было ясно: вот тебе цель, вот - задача и, в принципе, полная свобода в рамках моей компетенции как председателя Налогового комитета. И я не могу сказать, что мне препятствовали в работе. «Снизу», конечно, было сопротивление. Ясное дело, что люди, работая по 10 лет на одном месте, обрастают связями, а это очень благодатная почва для коррупции, и тут приходит новый человек и говорит, что надо ротироваться, естественно, это воспринимается с трудом. Тем не менее в мае мы провели ротацию. Просто здесь нужна была жесткая воля руководства, и она была проявлена моими коллегами в центральном аппарате. В целом в налоговой службе здоровые силы, есть определенные элементы, которые мешали работе, тем не менее я верю в будущее налоговых органов, они станут передовыми. - Много ли руководителей в налоговых органах последовали этому принципу кодекса корпоративной этики? - Я 12-й по счету. За 2,5 года, следуя этому принципу, в налоговой системе 11 человек освободили занимаемые должности - председатели налоговых комитетов районов, областей. - И какие плоды дает этот принцип? В налоговых органах снизилась коррупция… - Да, наблюдается существенное снижение уровня коррупции в налоговых органах. По удельному показателю количество коррупционных уголовных дел и правонарушений на 1000 человек в налоговых органах существенно ниже, чем в других госорганах. Цифры говорят сами за себя. По данным Генпрокуратуры, в 2007 году по сравнению с 2006 годом сократилось количество налоговиков, привлекаемых к ответственности, в частности за коррупционные преступления, на 31%, за коррупционные правонарушения - на 60%, количество осужденных уменьшилось на 39%. С другой стороны, все понимают, что корпоративный принцип - только одна из мер по борьбе с коррупцией, должны быть и другие. Я неоднократно публично говорил о низкой мотивации в налоговых органах. Уровень финансирования казахстанских налоговиков (как отношение затрат налоговой службы к налоговым поступлениям) существенно ниже по сравнению с Россией и другими странами СНГ. А по исследованиям Всемирного банка, это отношение в Казахстане в 2 раза меньше, чем международный показатель, и в 3 раза меньше, чем американский. Международный базовый показатель средней заработной платы налоговиков превышает размер ВВП на душу населения в 2 раза, американский показатель - в 5 раз, тогда как в Казахстане по итогам 2007 года он составил лишь 78% от ВВП на душу населения. Высокооплачиваемые и, соответственно, высококвалифицированные налоговики принесут в госказну столько денег, что их хватит и на повышение зарплаты другим госслужащим, и на решение других социальных вопросов страны. - Недавно Агентство по делам госслужбы заявило о том, что проведенные вами ротации шли в обход законодательству… - Все это было передергиванием статей Закона «О госслужбе». Если следовать логике агентства, получается, что ротация в административно-государственных службах невозможна. Они противоречат сами себе. Во всех своих выступлениях руководство агентства по госслужбе говорит, что ротация - это эффективная антикоррупционная мера. И налоговая служба первой среди других госорганов это сделала. И мы оказались виноватыми. В этом я тоже вижу отсутствие здравого смысла. - Не повлияют ли кадровые перестановки, происходящие в комитете, на его работу, ведь сейчас принимается важный документ - новый налоговый кодекс? - В Налоговом комитете очень здоровый костяк, там есть честные профессионалы. Поэтому уход Рахметова никак не повлияет на эффективность работы Налогового комитета, на продвижение Налогового кодекса и исполнение бюджета. - Какая работа была проделана за период вашего правления? О каких конкретных результатах вы можете рассказать? - Согласно Стратегии развития налоговой службы РК комитет работал в трех направлениях. Первое - обеспечение полноты поступления налогов. В 2007 году по сравнению с 2006 годом объем доходов бюджета (имеется в виду госбюджет плюс нацфонд) в компетенции Налогового комитета вырос с 2,2 трлн. тенге до 2,8 трлн. тенге (+ 27%). При этом относительный показатель - отношение этих доходов к ВВП - вырос с 21,9% до 22%. За I полугодие 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года доходы бюджета в компетенции налоговой службы выросли на 33% (с 1,3 трлн. тенге до 1,7 трлн. тенге), а их отношение к ВВП - с 23,1% до 24,2%. Таким образом, поступления в бюджет, обеспечиваемые налоговыми органами, росли в этот период и в абсолютных, и в относительных показателях. И это несмотря на снижение в эти годы ставок НДС, социального налога, введение плоской шкалы индивидуального подоходного налога, а также снижение поступлений роялти от ТШО в связи с его авансовой уплатой в предыдущие годы (а это ни много ни мало $200 млн. в год). Налоговые органы поставили перед собой стратегическую цель - ежегодно до 2012 года увеличивать отношение налоговых поступлений к ВВП на один процентный пункт. И это реально достижимая цель, если, конечно, все планируемые Налоговым комитетом мероприятия будут адекватно финансироваться из бюджета. В 2007 году по сравнению с 2006 годом доначисления по итогам налоговых проверок выросли в 4 раза. Взыскано же в бюджет от доначисленных сумм в 2,3 раза больше, чем в 2006 году. Коэффициент взыскания, то есть отношение взысканных сумм к доначисленным за исключением обжалуемых, составил 52% (+ 87%). В I полугодии 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007-го (без учета прошлогодних доначислений по АО «Арселор-Миттал Темиртау») сумма доначислений увеличилась в 2 раза, а коэффициент взыскания - с 25,5% до 32,8%. Второе стратегическое направление - обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы. К сожалению, я не могу привести здесь трехлетнюю динамику четких измеримых показателей, поскольку первый в истории налоговой службы и среди госорганов масштабный соцопрос по оценке обществом деятельности налоговых органов был проведен бизнес-ассоциациями только в 2007 году, причем по нашей инициативе. Теперь такие опросы будут проводиться ежегодно. Налоговые органы поставили перед собой четкую цель - повысить показатели удовлетворенности населения и предпринимателей работой налоговиков. И если по итогам опроса 2007 года лишь половина населения была удовлетворена их работой, то к 2012 году планируется увеличить этот показатель до 90%. И у налоговиков есть конкретный план для достижения этой цели. Третье стратегическое направление - построение высокоэффективной налоговой службы. Важно, что уже внедрено стратегическое планирование и управление в органах налоговой службы. Утверждена 5-летняя Стратегия развития органов налоговой службы, и началось внедрение системы сбалансированных показателей для реализации этой стратегии. На прошедшем в феврале первом форуме налоговиков были обсуждены ее основные положения, поставлены стратегические целевые индикаторы на ближайшие 5 лет. Под стратегию была изменена структура Налогового комитета. Например, в центральном аппарате были образованы новые управления (налоговых услуг, человеческих ресурсов, налогового просвещения, развития и модернизации органов налоговой службы), а само количество управлений в целях повышения мобильности принятия решений было увеличено почти в два раза - с 13 до 24. В этих же целях большие полномочия и, конечно, ответственность были делегированы начальникам управлений. Впервые внедрена эффективная прозрачная система назначений на вакантные должности первых руководителей налоговых органов, которая проходит в два этапа. Первый этап - электронное тестирование на знание налогового законодательства, второй - так называемое спарринг-собеседование всех претендентов на вакантную должность, во время которого они обсуждают задаваемые модератором разного рода проблемные вопросы по налоговому администрированию и менеджменту. Налоговики приняли самое активное участие в разработке проекта нового налогового кодекса. К сожалению, не все наши предложения нашли отражение в этом документе, однако многие наши идеи по снижению административной нагрузки на бизнес и повышению эффективности налогового администрирования все же были поддержаны и вступят в силу со следующего года. Благодаря поддержке правительства был принят новый Закон «О трансфертном ценообразовании», который, мне кажется, будет способствовать росту госдоходов и препятствовать бесконтрольному вывозу капитала за рубеж. Этот закон был разработан Налоговым комитетом и также вступает в силу с 1 января 2009 года. В 2006-2007 годах через налоговые органы осуществлялась легализация всего имущества, кроме недвижимого. Стоимость такого легализованного имущества - $4,9 млрд. Налоговый комитет первым поднял в прошлом году вопрос об упорядочении проверок работы госорганов контролирующими инстанциями, и благодаря этому соответствующий порядок был утвержден Генпрокуратурой РК. По инициативе налоговых органов были автоматизированы бизнес-процессы взаимодействия с органами финансовой полиции и прокуратуры, а это элементы е-правительства. Были внедрены уплата налогов через банкоматы, веб-киоски и интернет-порталы, автоматическое выставление инкассовых распоряжений, возможность для налогоплательщиков проверять данные о своих объектах налогообложения в налоговой информационной системе. - Что вы собирались еще предпринять на посту председателя Налогового комитета, но не успели? - В первую очередь, конечно, мы не смогли убедить правительство в 3 раза увеличить зарплату налоговикам. Не удалось добиться существенного прогресса в администрировании алкогольной продукции и нефтепродуктов. Однако Налоговым комитетом разработаны с учетом международного опыта и предложений бизнес-сообщества законопроекты, направленные на наведение порядка в этой сфере. Не доведены до конца судебные разбирательства с некоторыми крупными налогоплательщиками по поводу больших и обоснованных сумм доначислений. Еще не в полную силу используется база данных налоговых информационных систем для выявления налогоплательщиков, уклоняющихся от налогов. Хотя в этом году существенные результаты в этом направлении были получены: внедрен модуль мониторинга и анализа, с помощью которого в автоматизированном режиме стали анализироваться все налоговые декларации. Этот анализ показал, что имеются огромные резервы увеличения поступлений в бюджет. Теперь уже не смогу принять участия в реализации новых идей и положений по налоговому администрированию, которые заложены в новом налоговом кодексе. Были и другие планы, которые, к сожалению, не успел реализовать. Но, повторюсь, коллектив Налогового комитета - один из сильнейших, думаю, его сотрудники достигнут поставленных целей. - Чем собираетесь теперь заняться? - В ближайшие 2 месяца я просто собираюсь отдохнуть, потому что два с половиной года была очень напряженная и трудная работа, когда забываешь даже о семье. Сейчас я провожу время с семьей и детьми, собираюсь с мыслями. Конечно, поступают разные предложения, но думаю, что решение приму чуть позже. - Но вы планируете остаться на госслужбе? - Не могу сказать, у меня период раздумий.
Айжан Шалабаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |