|
|
|
Источник: Прочие, *Генеральной прокуратуры РК (prokuror.gov.kz)
13.10.2008 Развитие прокурорского надзора в координации деятельности органов уголовного преследования В условиях сложной криминогенной обстановки, важным фактором успешного противодействия преступности выступает четкое скоординированное взаимодействие не только правоохранительных органов, но и всех звеньев органов государственной власти. Кроме основной прокурорской деятельности, каким является обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, законодатель наделил органы прокуратуры также полномочиями координационной деятельности. Координационная функция прокуратуры объективно вытекает из ее роли как структуры взаимодействующей по вопросам обеспечения законности со всеми ветвями государственной власти. Выделение координации в особый участок работы прокуратуры и ее дальнейшее развитие объясняется прежде всего, значимостью влияния результатов этой деятельности на укрепление законности, обеспечение безопасности общества от преступных проявлений, результативной деятельности государственных органов. В соответствии с Положением, Координационный Совет, являясь консультативно-методическим совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер, не преследует цели подчинения одних органов другим, создания какого-то особого дополнительного руководящего органа. Данная деятельность направлена исключительно на разработку, совместное обсуждение, а затем реализацию в пределах полномочий каждого органа совместных мероприятий по борьбе с преступностью. Как известно, предназначение правоохранительных органов состоит в том, чтобы принимать необходимые меры по усилению борьбы с преступностью. При анализе и подготовке проектов решений, Координационный Совет правоохранительных органов города ориентирует участников на целенаправленные и «точечные» методы борьбы с преступностью, необходимость в которых возникает именно в данное время и в данном направлении. В связи с этим, работа Координационного Совета предполагает осуществление совместного анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступности. К примеру, проведенный анализ практики взаимодействия подразделений следствия и дознания правоохранительных органов с экспертными учреждениями города показал, что имеются проблемные вопросы в связи несвоевременным производством экспертиз, что в конечном итоге приводит к нарушениям сроков расследования уголовных дел и производства доследственных проверок. Всем известно, что использование заключений экспертов в качестве доказательств по уголовным делам очень эффективно, а в некоторых случаях играет и решающую роль при доказывании вины и определении объема предъявленного обвинения. Однако, согласно статистических данных за 12 месяцев 2007 года Следственным управлением и Управлением дознания Департамента внутренних дел г.Астаны допущено 483 факта нарушения сроков следствия, из которых сроки расследования по 188-ми уголовных дел (или 38,9%) продлены производством в связи с длительностью проведения экспертиз, в т.ч. судебно-медицинской. Аналогичная ситуация наблюдается и в 2008 году. Ввиду актуальности и важности, данный вопрос для улучшения криминогенной обстановки, по инициативе членов-участников Координационного Совета был рассмотрен в мае т.г. на заседании Координационного Совета правоохранительных органов города, на котором были проанализированы причины сложившейся ситуации. Установлено, что только за 5 месяцев т.г. в Акмолинском филиале Центра судебной медицины Министерства здравоохранения РК было проведено 1065 экспертиз трупов, 2459 экспертиз живых лиц, а также 983 химико-токсикологических, 161 судебно-биологических, 269 медико-криминалистических, 970 судебно-гистологических исследований. При этом штатная численность экспертов данного учреждения составляет 31 единица, которыми также производится обслуживание 15-ти близлежащих районов. В связи с низкой заработной платой, чрезмерной нагрузкой, вредными условиями труда, высокой заболеваемостью профессиональными заболеваниями (туберкулез, вирусный гепатит, дифтерия), имеет место отток экспертных кадров, среднего и младшего медицинского персонала из службы, нарушение сроков и качества проводимых экспертиз в виду физической невозможности выполнять значительно увеличивающееся количество экспертиз. По результатам заседания Совета, с учетом проведенного анализа в Министерство здравоохранения прокуратурой города направлено письмо о рассмотрении вопроса об увеличении штатной численности экспертов, улучшения условий их работы, повышения заработной планы, приобретения и внедрения современного оборудования для Центров судебной медицины. Основными принципами координационной деятельности являются: соблюдение законности; самостоятельность каждого правоохранительного органа при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; равенство всех членов Координационного Совета при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий. Последний принцип является основополагающим в координационной деятельности. На заседаниях Координационного Совета рассматриваются наиболее актуальные и ключевые вопросы правозащитной деятельности правоохранительных органов. Среди них можно назвать следующие - о состоянии применения законодательства, направленного на защиту конституционных прав и свобод граждан; о результатах проверки законности возбуждения и прекращения уголовных дел о коррупционных преступлениях; о взаимодействии таможенных органов с другими правоохранительными органами по пресечению контрабанды наркотических средств и экономической контрабанды, незаконной миграции и др. Работа Координационного Совета строится на основе совместно принятых полугодовых планов. Предложения в планы работы вносятся членами Совета. По итогам работы Координационного Совета принимается решение, касающееся проведения долгосрочных организационных мероприятий (внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые и ведомственные акты и др.) или решение, направленное на искоренение недостатков и недоработок в кратчайшие сроки (разработка совместных планов, проведение семинаров и др.). Координационная деятельность является наиболее эффективной, но не единственной формой взаимодействия правоохранительных органов. К другим формам взаимодействия также могут быть отнесены: обмен информацией, издание совместных приказов, указаний, информационных писем, создание рабочих групп, проведение совместных семинаров, конференций, разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности, проведение совместных проверок. Значительные усилия Координационного совета правоохранительных органов города были направлены на координирование и ориентирование деятельности оперативных служб по выявлению и пресечению сбыта наркотических средств, а также ликвидации каналов их поставки в город в рамках реализации правоохранительными органами Региональных программы «Астана - город без наркотиков». Вместе с тем, результаты отсутствия обмена информацией между ДВД г.Астана и госинспекцией труда стали предметом обсуждения на прошедшем в июне месяце т.г. заседании Координационного совета правоохранительных органов города по вопросам «охраны труда». При этом, порядок взаимодействия между органами внутренних дел, уполномоченными органами по охране труда и здравоохранения регламентируется совместным приказом, разработанным по решению Координационного совета от 10.03.2006г. Согласно вышеназванного приказа на ДВД г.Астана и Департамент Министерства труда и социальной защиты населения РК по г.Астана возложены взаимные обязанности по информированию о фактах производственного травматизма. В целом проведенный анализ показал, что механизм взаимодействия между указанными Департаментами отработан. Вместе с тем, были установлены факты, когда в ДВД сведения о несчастных случаях поступали по истечению 15 и более дней после события, вместе с материалами специального расследования, либо госинспекция труда не проводила специального расследования ввиду отсутствия информации. В результате, вызывают затруднения в проведении проверочных мероприятий, осмотра места происшествия в тот же день, назначение экспертиз и т.д. Решением Совета лишь рекомендовано о совершенствовании взаимодействия между указанными Департаментами. Распространенной формой координации является совместное обобщение практики работы по борьбе с преступностью в отдельных сферах правовых отношений (экономической, налоговой, кредитно-финансовой, экологической и др.), по отдельным направлениям деятельности. Результаты такой работы позволяют глубже разобраться в состоянии законности и принимаемых мерах по ее укреплению, установить недостатки и их причины, более точно скорректировать дальнейшие усилия. Особое значение в координационной деятельности, планировании и целенаправленном осуществлении совместных действий по борьбе с преступностью занимает информационно-аналитическое обеспечение этой деятельности. Успех этой работы во многом зависит от того, насколько она опирается на знание реального состояния, структуры и динамики преступлений, причин и условий их совершенствования. Главная цель этого обеспечения, на базе исходных материалов получить всестороннюю информацию, которая могла бы служить основой для принятия скоординированных решений по борьбе с преступностью. Информационно-аналитическая работа предполагает динамичный сбор, накапливание и анализ информации о состоянии конкретного вида преступности и прогнозирование тенденций его развития. Для прокуроров существенное значение имеет налаженность поступления сведений не только о преступности, но и о судебной, следственной и иной правоприменительной практике, нарушениях, допускаемых в процессе борьбы с преступностью, обстоятельствах, способствующих совершенствованию преступлений. К примеру, 2 сентября т.г. в прокуратуре города состоялось очередное заседание Координационного совета, основанием для проведения которого послужили статистические данные о росте тяжкой и особо тяжкой категории преступлений в столице за 1-е полугодие 2008 года. На общий рост тяжких и особо тяжких преступлений повлиял рост на 25,0 % зарегистрированных убийств, разбойных нападений - рост на 33.9 %, грабежей- рост на 17,9 %, квартирных краж - рост на 28,9 %, преступлений связанных с наркотиками - рост на 3,9 %. В результате проведенного анализа установлено, что из общего количества зарегистрированных 2162 преступлений, совершено безработными 909 преступлений - рост составил 33,1 %. При этом, согласно сведений Департамента статистики по г.Астана за 6 месяцев 2008 года на территории г.Астана уволено и сокращено по различным основаниям 41 620 лиц, в том числе в строительной деятельности 12579 лиц. В то же время, по сведениям Управления занятости и социальных программ по г.Астана за 6 месяцев т.г. официально признано безработными 4686 лиц, при этом лишь 1274 лица строительной индустрии. Необходимо отметить, что на учете в Управлении занятости и социальных программ состоят лица, которые самостоятельно изъявили желание встать на учет.
Таким образом, приведенные цифры показывают, что всего лишь около 10% безработных строителей обращаются в службу занятости за трудовым посредничеством. При этом в настоящее время взаимодействие вышеуказанных организаций отсутствует, т.е. фактически отсутствует механизм мониторинга и учета безработных по городу и соответственно принятия адекватных мер по их трудоустройству, предупреждению и профилактике преступности среди безработных. В связи с этим, на Координационном Совете было рекомендовано о выработке предложений по созданию информационного поля между Управлением занятости и социальных программ по г.Астана и ДВД г.Астана по состоянию учета безработных, с целью их дальнейшего трудоустройства, а также предупреждению и профилактике преступности среди них. Непременным требованием планирования является включение в план наиболее актуальных вопросов борьбы с преступностью, требующих согласованных совместных действий правоохранительных органов данной области, города или района. Планировать целесообразно только такие мероприятия, которые реально выполнимы имеющимися силами и средствами правоохранительных органов. Планами координационной деятельности не должны охватываться мероприятия, являющиеся исключительной компетенцией того или иного правоохранительного органа, либо вообще выходящие за пределы полномочий правоохранительных органов. Процедура формирования планов координационной деятельности имеет несколько этапов. Организующая роль в этой работе как координатора возлагается на органы прокуратуры. Здесь хотелось бы отметить некоторые недостатки и упущения в работе прокуроров, которые допускаются чаще всего на первом этапе. Вместо того чтобы истребовать от руководителей правоохранительных органов, до истечения сроков соответствующего планового периода обоснованные предложения для включения в план координационных мероприятий на предстоящий период, они без согласования с другими правоохранительными органами, зачастую в поспешном порядке, сами составляют план работы Координационного совета. Именно ввиду отсутствия согласованности при планировании работы практически вся работы по подготовке материалов на заседание Координационного совета проводится силами только прокуратуры, а другие члены Совета остаются являются пассивными наблюдателями при подготовке и проведении заседаний Координационного совета. В этой связи, выработка действенных мер по противодействию преступности лишь на основе данных органов прокуратуры, будет неверна. Необходимо обеспечивать предварительное изучение материалов, вынесенных на заседание Координационного совета всеми его членами, и не надо бояться возлагать подготовку отдельных вопросов на других членов Совета, ведь они такие же руководители правоохранительных органов и должны уметь вырабатывать меры по улучшению работы. Решение Координационного совета считается принятым, если оно одобрено руководителями всех правоохранительных органов, которые его подписывают. Учитывая, что решение Координационного совета принимаются всеми членами - руководителями правоохранительных органов, главной целью и общей задачей которых является - борьба с преступностью, предлагается необходимым, чтобы впредь, решение Координационного совета носило не рекомендательный, а обязательный характер. В тоже время, председателем Координационного совета является прокурор, при безусловном наличии у него организационно-распорядительных функций в деятельности Совета, а также в силу своих специальных полномочий осуществляющий высший надзор за точным и единообразным исполнением Указов Президента Республики Казахстан и законов Республики всеми государственными и правоохранительными органами. В связи с этим, учитывая, что органы прокуратуры подотчетны лишь Президенту Республики Казахстан, с целью поднятия статуса Координационного Совета, полагаем необходимым внести предложения об утверждении Положения о Координационном совета правоохранительных органов РК, Президентом Республики Казахстан. Работа координационного совета должна проводиться на основе и в соответствии с правилами и принципами координации, выработанными теорией и практикой борьбы с преступностью. При этом координирующая роль прокуратуры не должна умалять значение в этом деле руководителей других правоохранительных органов. Она предполагает инициативу всех правоохранительных органов. Координация не должна приводить к смешению компетенции, подмене одного органа другим, ущемлять самостоятельность правоохранительных органов, не должна приводить к ослаблению прокурорского надзора, а напротив - способствовать укреплению законности в деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Прокурор города Астаны Виктор Корчагин
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |