|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
17.10.2008 Свободное посещение.
В Казахстане уже несколько лет проводится реформа высшего образования, по результатам которой у нас будут установлены западный стандарт и уровень высшей школы. Но на вводимые новшества накладывается отпечаток старой системы, что тормозит весь прогресс. Что же подразумевают под собой западные стандарты образования? По словам преподавателя философии американского университета Northwestern Жаклин Бернс, дело не только в различных интерактивных методах обучения. «Фундаментом высшей школы в Европе и США является свобода. Свобода во всем: выбор предметов, которые студент хочет изучать, уровень знаний студента, посещаемость занятий, скорость и качество выполнения заданий… Студент сам решает и несет ответственность за результат: либо он отчислен, либо он становится первоклассным специалистом, - пояснила она, подчеркнув при этом: - Студент должен быть свободен. Только так молодежь можно избавить от инфантильности». Инфантильность. Именно в этом винит молодежь старшее поколение, именно это отмечают в своих исследованиях социологи, именно против этого выступает глава государства Нурсултан Назарбаев в своих ежегодных посланиях народу Казахстана. Но молодежь становится все более пассивной в вопросах гражданской ответственности. Студенту просто не хватает свободы выбора. С первого дня студенческой жизни за него все решено: какие предметы он будет изучать, сколько часов отведено на каждый предмет, на какую тему он будет выполнять свою курсовую и даже выпускную работу, кто станет его научным руководителем, на какой кафедре он будет специализироваться, где будет проходить производственную практику и т.д. В итоге студент становится безвольным роботом. А работодатели жалуются на то, что университеты выпускают хороших, но безынициативных исполнителей заданий, при этом у молодых специалистов полностью отсутствует творческий подход к трудовому процессу. Вообще с первых дней появления университета это было место, где рождалась мысль, царило вольнодумство, иногда даже сумасбродство, благодаря которому, между прочим, возникли такие престижные центры обучения, как Оксфорд и Кембридж. Изначально термин universitas означал любой союз, который включал в себя людей с общими интересами и обладал независимым правовым статусом не только от руководства самого учебного заведения, но и от государственной власти. Школяры даже не платили налогов и сами выбирали себе деканов и ректоров! В наши дни и в нашей стране студенты оказались подневольным народцем. Многие казахстанские преподаватели, которые не понаслышке знают о плюсах и минусах западных стандартов образования, неустанно твердят, что необходимо дать свободу студенческим советам, которые существуют только номинально. Кроме того, необходимо ввести выборность деканов. Причем выборы осуществлять на основе мнения студентов о том или ином преподавателе. Что касается самого процесса получения знаний, то западные эксперты и некоторые казахстанские преподаватели высшей школы в один голос заявляют о необходимости позволить студентам проявлять самостоятельность в выборе предметов и формировании темы своих исследований. «Конечно, нам нужно многое менять. А иначе мы никогда не вырастим свободных граждан», - подчеркивает директор образовательного центра «Билим - Центральная Азия» Сауле Каликова.
Алина БЕКИРОВА, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |