|
|
|
17.10.2008 За партой — чиновник
Выступая в Академии государственного управления 17 июня 2008 года, Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что новое качество государственной службы является одним из основных условий активизации системных реформ в экономике и политике, проводимых в стране. В этой связи обновляемая система государственного аппарата со всей очевидностью требует совершенствования подготовки профессиональных кадров. Важным звеном в данном процессе выступают региональные центры переподготовки и повышения квалификации госслужащих. В Южно-Казахстанской области такой центр вырос из созданного в 1992 году фонда подготовки кадров «Енбек», основной целью которого стало проведение целенаправленной работы по обучению управленческих кадров. Наверное, южанам повезло, потому что с самого начала формирования в государстве профессионального корпуса госслужащих новой формации к этому процессу активно подключился акимат области. Уже в 2002 году на базе «Енбека» был создан центр подготовки госслужащих аппарата Акима ЮКО. Акимат вникает во все организационно-технические вопросы, помогает оперативно их решать. И самое важное — мы отработали и внедрили механизм финансирования деятельности центра на основе бюджетной программы в соответствии с потребностями обучения кадров. Из бюджета финансируются повышение квалификации, переподготовка госслужащих местных исполнительных органов, организация правового всеобуча, изучение государственного языка и ведение на нем делопроизводства. Создана и неплохая материально-техническая база: два лекционных зала, компьютерный класс на 18 мест с выходом в Интернет. Имеются мультимедийные проекторы, учебные пособия и множительная техника. Сейчас в центре повышают квалификацию и проходят переподготовку более полутора тысяч человек в год. Обучение госслужащих в нашей области — систематически и планомерно организованный процесс овладения навыками, умениями, знаниями, необходимыми для работы в госорганах. Очень важным моментом в нашей деятельности является правильный выбор приоритетов в обучении. Ведь если слушатели получают не относящуюся к их профессии информацию, они попросту зря тратят время. Поэтому в центре регулярно проводятся опросы, которые в дальнейшем помогают методическому совету центра в работе над составлением учебных программ, где учитываются проблемы и потребности госорганов, населения. Об этом свидетельствует тематика занятий: «Социально-нравственные основы государственной службы», «Электронное правительство в Казахстане: принципы создания и перспективы развития», «Управление персоналом на государственной службе», «Менеджмент управления». Учебный процесс сосредоточен на дисциплинах, которые формируют общие профессиональные знания о политической системе общества, государственной службе, психологии делового общения, технологии управления конфликтами. Формирование умений и навыков осуществляется посредством тренингов, ролевых игр и других активных методов обучения. Практически на каждом семинаре проводится работа по самооценке слушателей. В группе обучается обычно 25—30 человек, что позволяет преподавателям работать с каждым слушателем индивидуально. Внедряя креативные формы обучения, мы добились переоценки сложившихся стереотипов: если раньше у ряда чиновников было сформировано мнение об учебе как о пустой трате времени, то теперь они с удовольствием присутствуют на занятиях, активно участвуют в учебном процессе, вносят предложения. Руководителем аппарата Акима области утверждены положение о системе контроля знаний слушателей, образовательные программы и состав экзаменационной комиссии. Ведь по окончании занятий в целях контроля качества знаний каждый слушатель сдает экзамен по итогам обучения и получает соответствующий сертификат. Сегодня государству нужен аппарат, состоящий из профессионально подготовленных кадров, поэтому главным в нашей деятельности является проблема придания обучению системного характера. Существующая система позволяет дать реальную оценку тому, как и сколько кадров нужно готовить, чему их учить, какие средства для этого необходимы. Особое внимание в своей деятельности мы уделяем обучению тех госслужащих, от которых непосредственно зависят объем и качество услуг, а также тех, кто непосредственно контактирует с гражданами, особенно в сельской местности. За последние два года в центре обучены все Акимы сельских округов и поселков, основная часть госслужащих, работающих на селе, а в мае этого года — Акимы городов и районов. Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на обучение талантливой молодежи из числа выпускников вузов, состоящих в резерве кадров на государственные должности, организуется обучение кадров, состоящих в резерве на административные должности. Вместе с тем для дальнейшего совершенствования системы обучения госслужащих предстоит решить еще некоторые задачи: расширение международных связей в сфере обучения; внедрение долгосрочных исследовательских работ по фундаментальным теоретическим и прикладным проблемам госслужбы и госуправления; укрепление материально-технической базы центра и так далее. Но мы понимаем, создание системы обучения госслужащих, отвечающей современным требованиям, — задача, требующая скоординированной работы всех государственных органов, и от того, как мы ее будем решать, зависит успех дела.
Татьяна ШАРЫЙ, директор центра подготовки государственных служащих аппарата акима Южно-Казахстанской области
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |