|
|
|
17.10.2008 Энергию сберечь, средства - сэкономить - председатель АРЕМа Нурлан Алдабергенов
— К повсеместной экономии электроэнергии наши предприятия и граждане еще не приступили. Надо прямо сказать, что дешевая энергия заканчивается. Если хотим меньше платить, надо экономить. Это должно стать заботой каждого, — констатировал Глава государства в своем Послании народу «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики». В том же документе Правительству поручено «сконцентрировать свои усилия на внедрении энергосберегающих и экологически чистых технологий». Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) во исполнение поручений Президента переориентировало на энергосбережение свою тарифную политику и выдвинуло ряд законодательных инициатив, дабы стимулировать предприятия энергетической сферы и потребителей их услуг к контролю над ресурсами и повсеместной экономии. Шаг № 1 — борьбасо сверхнормативными потерями, шаг № 2 — установка приборов учета и шаг № 3 — внедрение дифференцированной системы оплаты за коммунальные услуги (в зависимости от времени суток и объема потребления). Об аспектах регулирования деятельности субъектов естественной монополии в ракурсе энергосбережения в интервью корреспонденту «КП» рассказал председатель АРЕМа Нурлан Алдабергенов. — Нурлан Шадибекович, проблема высоких потерь в отрасли электроэнергетики поднималась не раз, и на правительственном уровне в том числе. АРЕМ сейчас настаивает на полном исключении из практики монополистов сверхнормативных потерь и сведения технической нормы до международного уровня в пять-десять процентов. Но достижима ли намеченная цель в обозримом будущем, если учесть, что этот показатель деятельности предприятий нынче частенько «зашкаливает» за сорок? — Вопрос, безусловно, злободневный. Часто, утверждая тарифную смету той или иной компании, мы не можем прийти к согласию по одному пункту — это потери. За рубежом такого понятия «сверх нормы» нет вообще, у нас же только в электрических сетях в текущем году «бесследно» исчезли два миллиарда 152 миллиона тенге! В тепловых — два миллиарда 996 миллионов. И наконец, 737 миллионов в водном секторе. А ведь эти огромные суммы заплатили потребители за услуги! Поэтому борьба с потерями — это одно из важнейших направлений политики по энергосбережению. В нашем Стратегическом плане особое внимание уделяется совместной работе с предприятиями по ликвидации сверхнормативных потерь и параллельно — снижению нормативно-технических. Недавно АРЕМ инициировал поправки в Закон «Об электроэнергетике» и в Закон «О естественных монополиях», дабы на законодательном уровне обязать компании разработать план по исключению потерь «сверх нормы». Надеюсь, депутаты Парламента поддержат наши инициативы. А все эти мероприятия, предположительно, будут рассчитаны до пяти лет. — По вашему мнению, это реальный срок для наведения порядка в электроэнергетическом хозяйстве? — Скажем так, это срок оптимальный. — Ряд казахстанских компаний, например «Астана-Теплотранзит», может похвастаться отсутствием сверхнормативных потерь. Причем это не эффект от дополнительного субсидирования. Получается, кто-то идет навстречу государству в лице АРЕМа, а кого-то приходится обязывать с помощью буквы закона... Если монополисты в принципе не хотят бороться с потерями (им, возможно, даже «выгодно» списывать на них хищения, последствия некачественного ремонта и плохого менеджмента), то станет ли обновление нормативной базы панацеей? — Возможно, вы правы, и кого-то текущее положение дел вполне устраивает. Но оно не устраивает государство, потому что электроэнергетику надо активно развивать. Слишком многое зависит от качества управления: руководители компаний, в принципе, — неплохие хозяйственники. И мы в свое время пошли им навстречу. Если раньше отраженные в тарифной смете, но сэкономленные по тем или иным причинам средства изымались регулирующим органом либо возвращались потребителям, теперь их разрешено оставлять монополистам, но при одном условии: все суммы должны быть направлены на ремонт. Таким образом, появились экономические стимулы. Как результат, к примеру, в Акмолинской, Мангистауской, Актюбинской распределительных электросетевых компаниях нет сверхнормативных потерь, и существенно снизились потери технические. Причем в Акмолинской РЭК последние составляют три с половиной процента, что намного ниже стандартных показателей предприятий Европы, США и Японии! Стоит только захотеть и приложить усилия... — Еще одна, но уже реализованная законодательная инициатива агентства, направленная на энергосбережение, — обязанность услугодателей установить до первого января 2009 года приборы учета на регулируемые коммунальные услуги. Однако в некоторых городах процент обеспеченности теплосчетчиками по-прежнему не превышает пяти. Что можно ожидать к концу года? АРЕМ смягчится по отношению к своим подопечным? — Средний по стране процент установки индивидуальных приборов учета на холодную воду составляет 76,8, на горячую — 66,4, на тепловую энергию (общедомовые счетчики) — 17,2. Законодательная норма, безусловно, послужила серьезным стимулом, но проблемы остаются. В первую очередь по теплосчетчикам: существует жилой фонд без подвалов, здания, где площадь специализированных помещений просто не позволяет обеспечить размещение и сохранность прибора. Жители таких домов продолжат платить за тепло по нормам потребления и после нового года. Иногда установке счетчиков препятствует нежелание некоторых монополистов. В таких случаях штрафных санкций им не избежать. — По-видимому, случаев разбирательств будет очень много... — Конечно, это можно предвидеть. Но мы ждали с 1996 года, когда идея повсеместной приборизации впервые была озвучена и законодательно закреплена. Всегда находились какие-то лазейки, оправдания: то обязывающей нормы нет, то механизма, то источников. По-моему, 13 лет — достаточный срок для «привыкания» и изменения потребительской ментальности в сторону экономии. Монополисты предпринимали попытки отодвинуть временной лимит еще на год, писали обращения, но мы считаем это нецелесообразным. — Потребители, КСК, местные исполнительные органы, в конце концов... Вы не считаете, что это не слишком справедливо — отдавать решение проблемы на откуп монополистам при таком количестве заинтересованных сторон? Не лучше ли принять соответствующую программу по энергосбережению, скажем, в масштабе города? — В 1996-м постановлением Правительства местным исполнительным органам было дано поручение разработать план-график по внедрению приборов учета использования энергоресурсов. В течение более чем десяти лет неоднократно давались поручения о необходимости установки. Акиматы сегодня оказывают содействие по обеспечению счетчиками малоимущих слоев населения, коммунального жилья. Каждый потребитель вправе сам выбирать прибор и устанавливать его. Мы же, со своей стороны, стараемся создавать все условия, чтобы монополисты разрабатывали инвестиционные программы, привлекали займы на долгосрочной основе, устанавливали приборы учета. Все, что делается АРЕМом, делается планомерно и своевременно... — Специалисты сферы энергетики не раз заявляли, что говорить об энергосбережении при таком уровне тарифов нельзя. На ваш взгляд, возможен компромисс, когда, с одной стороны, «коммунальный» вклад в инфляцию должен быть не более полутора процентов, как предписано Правительством, с другой — необходимо внедрять программу по энергосбережению? — С нового года мы планируем усовершенствовать тарифную политику, сделав акцент на энергосбережении. Потребители будут разделены по группам, согласно объемам потребления услуг. Например, стоимость холодной воды сейчас для всех одинаковая, но ведь в некоторых домах есть сауны, бассейны, и «дешевая» энергия используется нерационально. По-моему, справедливо, если тот, кто больше потребляет, будет платить по более высокому тарифу. Это послужит стимулом для более бережного отношения к ресурсам. И мировая практика — тому подтверждение. Пилотный проект стартует в Алматы, и, кстати, инициатором выступил акимат города. Будет установлена норма, к примеру, 160—180 литров воды на человека в сутки, при перерасходе станет расти и цена за услугу. Восточноказахстанская распределительная электросетевая компания обещала представить нам свои расчеты по зависимости тарифа на электроэнергию от размеров потребления. Мы проведем необходимую экспертизу, и не исключено, что второй «пилот» будет развернут в Усть-Каменогорске. Предположительно, проекты начнут претворяться в жизнь в следующем году, а распространить этот опыт по всей республике мы планируем уже в 2010-м. — С первого мая в Астане и Алматы введена дифференцированная система оплаты за электроэнергию по зонам суток. Насколько охотно идут на «эксперимент» энергоснабжающие организации и сами потребители? — Дифференцированные тарифы действуют уже в пяти регионах: Алматы, Алматинской области, Астане, Актау и Атырау. Около десяти процентов потребителей — физических лиц имеют многоставочные приборы учета и перешли на новую систему оплаты. Если учесть, что с начала реализации проекта прошло совсем немного времени, то это хороший показатель. И мы уверены, что количество потребителей, желающих таким образом экономить, вырастет. Что же касается юридических лиц, то мы предлагаем (и надеемся на поддержку Парламента) перевести их на новую дифференцированную систему с первого января в обязательном порядке. Хочешь экономить — выбирай свой режим: «загружен» в утренние и вечерние часы пик — придется платить больше. Весь мир так живет. Вы не замечали, что за рубежом очень популярна ночная световая реклама? И не только потому, что это красиво: просто ночью тарифы намного меньше. Ко всему, налицо двойная польза: график нагрузки оптимизируется. В последующие два года дифференцированные тарифы планируется ввести во всех регионах. Население же пока сможет выбирать между привычной схемой и «дифференцированной». — Судя по всему, Агентство по регулированию естественных монополий балансирует между интересами собственно энергетической сферы, монополистов и потребителей. — Да, несомненно. Наряду с этим политика агентства сейчас нацелена на энергосбережение. Переход к новому несет в себе выгоду для всех, просто это нужно осознать. Станции требуют огромных инвестиций, и естественно, привлечение ищущих большую выгоду инвесторов сопряжено с повышением тарифов. Но, отпуская цены, мы должны создать условия для защиты потребителей. А это достигается, прежде всего, с помощью установки приборов учета, новой тарифной политики, когда конечный «покупатель» энергии сможет, как и клиент компании мобильной связи, выбрать наиболее удобный для себя тарифный план и потреблять услуги, исходя из собственных возможностей. Когда есть право выбора и созданы все условия для его реализации, считайте, что потребители защищены от различных рыночных колебаний и могут рационально использовать свои средства.
Светлана АНТОНЧЕВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |