|
|
|
17.10.2008 Каналу «Евразия» нет альтернативы
Во время работы XI Петербургского международного экономического форума в июне 2007 года Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан богат энергоресурсами, которые необходимо «доставлять на мировые рынки любым выгодным путем», и что этим путем может стать новый судоходный канал «Евразия» — от Каспия к Черному морю. Как обстоят дела с реализацией этого проекта сегодня? Начну с предыстории. Несколько тысяч лет тому назад Каспийское море имело более высокий уровень и соединялось с Азовским и Черным морями крупной рекой, по которой воды Каспия сбрасывались в Азово-Черноморский бассейн. В настоящее время древнее русло этой реки обозначено так называемой Кумо-Манычской впадиной, пролегающей от северо-западной части Каспийского моря до устья реки Дон. Ее протяженность около 700 километров, а высотные отметки русла таковы: у побережья Каспийского моря — минус 27 метров, в центральной части — плюс 30 и в устье реки Дон - плюс два метра над уровнем мирового океана. Впадина располагается на территории нескольких субъектов Российской Федерации — Дагестана, Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области. Идея восстановления водного соединения Каспия и Азова выдвигалась многократно, причем издревле, но практическую реализацию приобрела лишь в 1932—1941 годах. Тогда в соответствии с решением Совнаркома СССР было осуществлено строительство Западной части Кумо-Манычского шлюзованного водного пути протяженностью более 329 километров. Весьма актуальное значение идея соединения Каспия с Азово-Черноморским бассейном приобрела в конце XX — начале XXI веков, в связи со значительной интенсификацией транспортных потоков различных грузов и в первую очередь углеводородов между Азией и Европой. В последние годы вопросу соединения Каспия и Азова новым судоходным путем посвящено множество публикаций в средствах массовой информации, в основном российских. Пишут журналисты, специалисты, в том числе весьма известные, а нередко и дилетанты. Точки зрения самые разные: от одобрения до полного неприятия. Выводы делаются с различных позиций: экологических, технических, экономических, геополитических, исторических, альтернативных... Но я не встретил ни одного комплексного обоснования проектирования и строительства нового судоходного пути между Каспием и Азовом, который был бы основан на специальных исследованиях и расчетах. Эту работу провело казахстанское АО «Центр наук о Земле, металлургии и обогащения» национального научно-технологического холдинга «Парасат» (АО ЦНЗМО). Наши эксперты оценили этот проект как технически возможный и экологически безопасный при соблюдении современных технологий гидротехнического строительства, а также экономически выгодный для Казахстана. Необходимо сказать, что АО ЦНЗМО — это профильная организация, координирующая деятельность бывших академических институтов, в том числе НИИ географии, геологических наук, гидрогеологии и гидроэкологии, сейсмологии. В составе центра и подведомственных ему организаций работают высококвалифицированные специалисты и ученые по всем наукам, необходимым для проведения научных и проектно-изыскательских работ для обоснования, проектирования и строительства комплексных гидротехнических сооружений, в том числе и судоходных каналов. Центр со своей инфраструктурой располагает достаточной лабораторно-технической базой, имеет обширный опыт проведения аналогичных работ. Еще в прошлом году им была подготовлена структура Технического задания (ТЗ) на проведение сравнительной оценки технико-экономических характеристик возможных проектов строительства новой судоходной артерии между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном. Разработанные предложения были своевременно переданы в Министерство транспорта и коммуникаций, которое Правительство РК назначило ответственным за канал «Евразия». Центром проведены переговоры с заинтересованными организациями России, в результате чего между АО ЦНЗМО и Институтом водных проблем Российской академии наук в Москве 16 ноября 2007 года заключено Консорциальное соглашение о сотрудничестве в научно-технической сфере. Его цель — выработка предложений по проведению сравнительного анализа вариантов воднотранспортного соединения Азово-Черноморского бассейна, а также изучение природных, социально-экономических и технических условий участков строительства новых водных путей для составления ТЗ и разработки технико-экономического обоснования возможных проектных вариантов. Учитывая важность этого проекта, Евразийский банк развития принял решение выделить средства на проведение сравнительного анализа двух вариантов строительства Азово-Каспийского водного канала. С первого июля текущего года он объявил открытый конкурс по отбору консультанта на проведение сравнительной оценки технико-экономических характеристик проектов строительства новой судоходной артерии между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном посредством строительства второй нитки Волго-Донского водного пути или канала «Евразия». Для участия в этом конкурсе АО ЦНЗМО создало на добровольных условиях Международный консорциум, состоящий из 15 компетентных юридических лиц России и Казахстана, имеющих необходимые лицензии и способных комплексно решить все поставленные задачи. Откладывать решение о проектировании и строительстве нового водного пути уже нельзя. На сооружение канала «Евразия» уйдет как минимум шесть-семь лет. К тому времени, в связи с увеличением объема добываемых углеводородов в Казахстане, уже будет очень сложно экспортировать его потребителям. Сопоставимой транспортной альтернативы каналу «Евразия» нет.
Нуралы БЕКТУРГАНОВ, председатель правления Национального научно-технического холдинга «Парасат», президент АО «Центр наук о Земле, металлургии и обогащения», академик НАН РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |