|
|
|
Юридическое заключение по проектам законов Республики Казахстан "О государственном регулировании гражданской авиации" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской авиации" Казахский Академический Университет провел юридическую экспертизу проектов законов Республики Казахстан "О государственном регулировании гражданской авиации" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской авиации", представленных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. В своем письме Министерство транспорта и коммуникаций поставило следующие вопросы: 1. Противоречат ли нормы данных проектов Законов Конституции Республики Казахстан, Гражданскому кодексу, а также иным законодательным актам. 2. Допускается ли принятие специального законодательного акта в части государственного регулирования отдельных видов деятельности. 3. Допускается ли регулирование указанных отношений подзаконными актами, принятыми уполномоченным органом. Эти проекты законов в целом не противоречат Конституции Республики Казахстан. В частности, здесь нет противоречий статье 39 Конституции Республики Казахстан, в которой установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. На наш взгляд, данные проекты законов как раз направлены на охрану общественного порядка, а также жизни и здоровья населения. Последние события в США как раз показывают, что авиация стала орудием террористов и с целью охраны общественного порядка и безопасности граждан, необходимо государственное регулирование данной деятельности. Ранее воздушные судна не рассматривались как орудия террористических актов. Сегодня они представляют прямую угрозу общественному порядку и безопасности государства. Здесь нет противоречий и со статьей 61 Конституции Республики Казахстан, так как в подпункте 11) пункта 3 указанной статьи установлено, что Парламент вправе издавать законы, направленные на обеспечение обороны и безопасности государства. Рассматриваемые нами проекты Законов не противоречат бюджетному законодательству. Так как согласно пункту 1 Закона Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года "О бюджетной системе" бюджетное законодательство состоит из норм Конституции Республики Казахстан, Закона "О бюджетной системе", Закона о республиканском бюджете на соответствующий год, решений маслихатов о местном бюджете на соответствующий год и иных нормативных правовых актов по вопросам бюджетных процедур. Сегодня Казахстан стал участником различных международных конвенций по вопросам гражданской авиации и согласно пункту 3 статьи 4 Конституции международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами. В будущем Казахстану необходимо стремиться к строжайшему соблюдению всех международных норм и правил. Следует отметить, что многие государства имеют похожие законы в отношении гражданской авиации, подобное законопроекту "О государственном регулировании гражданской авиации". Аналогичные законы имеются в России - Федеральный закон от 8 января 1998 года "О государственном регулировании развития авиации", в Великобритании - Акт о гражданской авиации 1982 года, Австралии - Акт о гражданской авиации 1988 года, Южной Африке, США, Бельгии - Акт о гражданской авиации, а также в других странах. Конечно, в проектах Законов есть ряд недоработок редакционного характера и по юридической технике. В проекте Закона установлено, что решение о введении временного управления принимает уполномоченный орган самостоятельно. Этим могут ущемляться интересы эксплуатантов аэропорта. Механизм введения временного управления является не новым. Юридическая практика по данному вопросу имеет прецеденты. Ранее он был установлен в Законе Республики Казахстан от 19 января 2001 г. "О зерне". Государство имеет права по принятию специальных законодательных актов в части государственного регулирования отдельных видов деятельности (Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия", Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и др.). Поэтому принятие специального Закона в сфере государственного регулирования гражданской авиации является вполне допустимым. Отдельные вопросы могут быть урегулированы на уровне подзаконных нормативных актов. Это не противоречит Конституции Республики Казахстан, другим законам и положениям проводимой правовой реформы республики. Соотношение рассматриваемого проекта Закона с Гражданским кодексом. Для рассматриваемых нами отношений в сфере гражданской авиации будут действовать не нормы гражданского кодекса, а специального законодательного акта о государственном регулировании гражданской авиации, поскольку данные правоотношения будут основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса). Выводы: 1. Проекты Законов "О государственном регулировании гражданской авиации" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской авиации" не противоречат Конституции Республики Казахстан, иным законодательным актам, а также положениям проводимой в республике правовой реформы. 2. Вполне допустимо принятие специального законодательного акта по проблеме государственного регулирования гражданской авиации. 3. Проект Закона "О государственном регулировании гражданской авиации" не противоречит нормам Гражданского кодекса. 4. В проекте Законов есть недоработки редакционного характера. Однако, как правильно отмечал Конституционный Совет в своем постановлении от 8 июня 2001 года № 8/2 "при рассмотрении проекта закона на пленарных заседаниях Мажилиса, а затем Сената в него могут быть внесены изменения и дополнения, предложенные постоянными комитетами и депутатами каждой из Палат. Нормы Конституции, регламентирующие законодательный процесс в Парламенте, не устанавливают объемы и пределы поправок, вносимых Палатами в рассматриваемый проект". 5. Принятие вышеназванных Законов упорядочит отношения государственных органов с хозяйствующими субъектами на рынке авиауслуг Республики Казахстан. Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, Ректор Казахского
Доктор юридических наук, профессор, Заведующий кафедрой гражданского права Казахского
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |